Эдуардо Мендоса «Город чудес»
Роман в увлекательной и немного ироничной форме рассказывает об истории города Барселона в период между двумя Всемирными выставками 1888 и 1929 годов. Параллельно мы узнаём о жизни и судьбе крестьянского парня Онофре Боувилы, который пришёл в Барселону в поисках работы почти без денег и прошёл извилистый путь от анархиста до одного из самых успешных бизнесменов Испании.
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга года по версии журнала "Lire" / Palmarès du meilleur livre de l'année, Magazine Lire, 1988 |
Экранизации:
— «Город чудес» / «La ciudad de los prodigios» 1999, Испания, Франция, Португалия, реж. Марио Камус
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 26 января 2014 г.
Занятная повествовательно и легко читааемая книга, дополнительным плюсом которой являются вкрапления исторических ззарисоввок строительства барселоны, великого города, любимого многими, если не всеми, кто в нем бывал. Мендоса хороший уверенный рассказчик, сравнимый уровнем, например, с Робертсоном Дэвисом. Не так чтобы это был плутовской роман в чистом виде. Собственно, в романе нет совершенно комической стихии. Биография вымышленного полукрестного отца, ставшего богачом неправедным путем, а затем под старость несколько одержимого выполнена с вкраплениями ярких сценок и группового портрета окружения героя. Сам же дон Онофрио, как говорится, «образ без яркого психологического рисунка». Исторические зарисовки Мендосы несколько поверхностны и иллюстративны, особенно это следует из микросценки с Распутиным и визитом в Барселону Александры Федоровны, мини-пассажем с участием Гауди. Авторские социологические обобщения, выдержанные в духе :«XIX век, насажденный жесткой рукой Наполеона Бонапарта 18 брюмера 1799 года, корчился в преедсмертных муках на ложе королевы Виктории» и проч., которых многовато, у меня восторга не вызвали. Собственно, занятный роман с яркими сценками все же отличается некоторой лайтовостью, облегченностью как изложения так и событий.
Роман назван и как бы отсылает именно к городу, но Спиноза не вполне может считаться «гением места» наподобие Джойсса относительно Дублина. Мне не показалось, что Мендоса дал атмосферу и внутреннюю кухню именно городской жизни, ограничившись фактически описанием выставок на Монжуике. Для меня лично в «Тени ветра» Сафон что-то отразил, схожее с собственными от города впечатлениями, притом, что у Сафона явный перекос в сторону готики, а Барселона, несмотря на наличие соответствующего квартаала, в значительной степени яркий, солнечный и морской город. Во всяком случаае роман Мендосы не грех почитать, чтобы сравнить свое и авторское восприятие дивного места.