fantlab ru

Валерий Алексеев «Открытый урок»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
8
Моя оценка:
-

подробнее

Открытый урок

Сборник, год


В произведение входит:


8.36 (11)
-
1 отз.
8.00 (9)
-
7.39 (28)
-
3 отз.


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Открытый урок
1974 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Триптих

Да, несмотря на полное отличие каждой повести от двух других, все они, будучи собранными в один сборник, представляют собой триптих, т. е. как бы единое цельное произведение, состоящее из трёх взаимно дополняющих друг друга частей. При том, что в каждой повести свой набор героев и персонажей, своя отдельная фабула, свой сюжетно-событийный ряд и свой финал…

Стоп, про финал как раз говорить не приходится, ибо практически ни в одном произведении сборника чётко очерченного финала нет — события как бы заканчиваются в определённом автором месте, а в воздухе повисает вопрос — а что же будет дальше, как именно поступит главный герой, какой выбор он сделает, что ждёт его и тех, кто рядом с ним. И именно вот этот трижды повторённый вопрос и является авторской фишкой книги, именно к такому вопросу хотел привести Валерий Алексеев своих героев.

Но не только героев, но и нас, читателей. Потому что жизнь штука непростая и порой изысканно заковыристая, и вот эти ситуации жизненного морально-нравственного выбора постоянно возникают перед каждым человеком. И до тех мучают, пока этот человек не научается принимать выбор. Конечно, даже когда уже научился делать этот выбор, непростые ситуации продолжают возникать, однако когда ты уже твёрдо определился с тем, КУДА именно ты живёшь и КАК именно ты поступаешь в своей жизни, ощущение мучительных сомнений и метаний уходит — ты просто делаешь этот свой выбор и идёшь по жизни дальше.

«Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу, дьяволу служить, или пророку...» — так поётся в одной бардовской песенке.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, в школе, в рамках педагогической практики, начинает вести уроки литературы Евгений Самохин. Он значительно старше студенческой массы и гораздо ее талантливей, он полностью игнорирует основополагающие принципы советской педагогики с ее авторитаризмом, «школением», зубрежкой и круговой порукой. Цель героя — отойти от линейного и стереотипного внедрения суммы знаний, побудить школьников грамотно размышлять, анализировать, критиковать и отвечать на критику. Уроки Самохина на ура воспринимаются старшеклассниками и однокурсниками, и вызывают дьявольское раздражение у школьной администрации и учителей — а также родителей, не понимающих, как их дети будут сдавать экзамены. Институтское начальство пытается выгородить творческого педагога, но тот выдвигает встречные претензии: требует дать ему довести эксперимент в одном классе до конца полугодия или хотя бы года. Чтобы разрешить конфликт, высокие стороны договариваются провести открытый урок, чтобы увидеть метод Самохина в действии и сделать о нем свои выводы.

Валерий Алексеев, сам профессиональный филолог и педагог написал выдающееся произведение о школе. Саму тему он знает очень хорошо: аспекты внутренней школьной кухни прописаны очень достоверно и во многом актуальны до сих пор (скажем, о заслуженном пренебрежении, которое испытывают учителя-практики к вузовским педагогам-методистам). Убедительно представлены психологические портреты героев, достаточно шаблонные на первый взгляд, но если приглядеться — объемные и многогранные. Все вместе выливается во впечатляющей драматической силы идейный конфликт. Конфликт многослойный, комплексный, отнюдь не низведенный до банальной «борьбы добра со злом», скорее в стиле «все оттенки серого», что придает ему дополнительную достоверность и философичность.

Хотя, конечно, симпатичная фабула имеет не очень много общего с реальной жизнью. Может быть, в начале 70-х, на материале которых написана повесть, описанный яркий контакт с учениками и мог состояться. Ну, а в наши годы — всё. Нынешние школьники вообще плохо разговаривают, если не склеивать речь матом и словами-паразитами, очень эгоистичны и материалистичны, и совершенно не любят фантазировать. Это не значит, что они плохие — у них много достоинств, какими не блистали учащиеся советской поры, это значит лишь то, что в исторической перспективе творческий метод Самохина, к сожалению, потерпел неудачу.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх