Ллойд Биггл-младший «Негромкий голос труб»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Культуролога Джефа Форзона прислали на планету Гурнил. Он должен возглавить операцию по демократизации местного общества на одном из двух континентов планеты — Курре. После этого Гурнил можно будет принять в Федерацию Независимых Миров. Уже 400 лет длятся попытки свергнуть на Курре абсолютную монархию и установить демократию. В куррианское общество внедрено множество агентов, но народ не хочет свергать своего короля. Культура на Курре достигла своего высочайшего развития, но все виды искусств являются семейными монополиями. Вместе с тем, король Ровва необычайно жесток. Любому провинившемуся отрубают по локоть левую руку, а затем ссылают в специальные деревни одноруких, где все находятся на полном государственном обеспечении.
В любое общество земляне имеют право внедрить только одно новшество. Форзон воспользовался этим Правилом Единицы, проник в деревню для одноруких и подарил ссыльным идею нового музыкального инструмента.
Написан на основе повести «Still, Small Voice» (1961).
Входит в:
— журнал «Если 1999'9», 1999 г.
Номинации на премии:
номинант |
Сигма-Ф, 2000 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) |
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (1), периодика (1)
- /перевод:
- Л. Щёкотова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 22 июля 2016 г.
Революции бывают разные — научные, социальные, консервативные, сексуальные — в рамках данного романа Л. Биггл предлагает читателю стать свидетелем во всех смыслах Культурной революции. Может ли искусство стать катализатором важных общественных изменений, если верить автору, то может, но при этом необходимо учитывать, что для обоснования этого тезиса Бигглу пришлось прибегнуть к услугам сферического коня в вакууме, т.е. явленная на страницах романа инопланетная цивилизация может существовать лишь в теории, на практике застой в обществе не может продолжаться бесконечно, прямым его следствием является упадок и последующий крах правящего режима, даже самого могущественного, вспомним, что последовало за эпохой Брежнева хотя бы. Ещё один вопрос, который неизбежно возникает — способно ли общество каждый член которого является если не творцом, то искренним ценителем высокого искусства столь безразлично относиться к отсутствию личных прав и свобод — нонсенс, по моему скромному мнению.
Действие романа происходит на планете Гурнил, где вот уже на протяжении 400 лет оперативники из Бюро Межпланетных Отношений пытаются установить демократию, что позволит включить эту область в Федерацию Независимых Миров. На планете всего два крупных континента, разделенных внушительным океанским пространством. На Ларноре установить демократию удалось почти сразу и без особых проблем, загвоздка возникла с Курром, где высокий уровень жизни является гарантом стабильности абсолютной монархии. Сотрудники Бюро перепробовали практически всё, но эффект неизменно оказывался нулевым. В качестве жеста отчаяния на Гурнил направляют старшего инспектора Департамента Культурологических Исследований Джефа Форзона, который должен исполнить роль человека со стороны и переломить сложившуюся ситуацию, попытаться найти новую идею, которая приведет курриан к долгожданному освобождению от власти тирании, но для начала Форзону необходимо преодолеть самодурство местного координатора.
Профессиональный музыковед, преподаватель истории музыки Л. Биггл чувствует здесь себя в своей стихии, главный герой — очевидное альтер-эго автора, который не страдает комплексом Марти Сью, ну может совсем чуть-чуть. Образ культуролога Форзона получился наиболее удачным, остальные персонажи могут вызывать симпатию, но прописаны достаточно поверхностно. Романтическая линия находится в эмбриональном состоянии, в данном виде она совершенно не смотрится, нужно было либо развивать её подробнее, либо вообще отказаться от этого хода, роман в итоге ничего бы не потерял. Удачным можно признать созданный воображением автора мир, который производит ощущение живого, самобытного образования, а не декораций, которые включаются лишь на время прохождения героя по очередному сюжетному отрезку. Несмотря на очевидные логические натяжки бродить по Курре интересно везде — от шумных узких улочек и таверн, где счет выставляют по часам, а не выпитым кружкам, до амфитеатров и дворцовых казематов.
Тема прогрессорства подается вдумчиво, автору чужд нахрапистый задор «попаданческих» сериалов, где герой с незаконченным высшим увлеченно штампует армаду линкоров при дворе Ивана Грозного. Главный принцип Бюро: «демократия, навязанная извне, есть худшая форма тирании». Действует Правило Единицы, согласно которому оперативники могут внедрить в отстающем обществе всего лишь одно нововведение, и то после бесконечных бюрократических согласований и обоснований. Ноу-хау должно быть реально единичным — к примеру, нельзя дать аборигенам мушкеты, т.к. их производство связано с целым ворохом отдельных технологий, зато можно что-нибудь простое, типа обёртывания кувшина вина шерстяной тряпицей, чтобы сохранить прохладу напитка, только вот какая от этого будет польза революции... Лично я против любой помощи извне, общество должно иметь право на самостоятельное развитие, возможность ошибаться и приобретать свой уникальный опыт, но такой утончённо-сдержанный подход Бюро у меня вызывает уважение.
В принципе, если принять правила игры, допустить вероятность существования статичного общества на неопределенно длительном отрезке, то можно признать оправданность незначительного импульса, который обрушит лавину восстания. Как говорил Ф. Ницше, «падающего — толкни», подразумевая под этим, что ничтожный канет в бездну, а достойный вознесется ввысь. Нельзя дать народу светлое будущее на блюдечке с золотой каёмочкой, но вместо того, чтобы накормить голодающего рыбой, лучше дать ему удочку, чтобы он впредь обеспечивал себя насущной пищей самостоятельно. В обществе должна появиться внутренняя потребность, воля к созданию гражданского общества, т.е. осознанная необходимость не только пользоваться благами Свободы, но и защищать её своими руками, получение прав неизбежно влечет возникновение обязанностей. Ошибочно считать, что восстание невозможно пока людям есть что терять, достаточно показать им, что они могут получить гораздо больше и это «больше» — не химера, а осязаемая реальность.
Помимо прочего, сюжет цепляет рядом совершенно неожиданных поворотов, противостояние ведется не только и не столько против курранской тирании, сколько внутри самого Бюро, где среди верных идеалам организации специалистов находятся самодуры, бюрократы и властолюбцы. Стоит отметить легкий язык рассказчика и качественный перевод Л. Щёкотовой, благодаря которому роман номинировался на отечественную премию Сигма. Жаль, что на нынешний момент произведение доступно лишь в формате журнальной публикации и многие читатели просто не знают о нём, а ведь оно по праву может занять достойное место на полках поклонников фантастического жанра, роман великолепен, хотя немного не дотягивает до шедевра, обладая рядом незначительных недочётов. Такие книги особенно важны сегодня у нас, когда с каждым годом власти урезают свободу, в то время как народ безмолвствует. Если надежды на рев иерихонских труб маловато, то может быть нам посчастливится услышать негромкий голос духовых инструментов Л. Биггла.
Bedolang, 23 октября 2012 г.
Замечательная повесть. К сожалению, современные фантасты игнорируют такую ситуацию, как контакт, а тем более — прогрессорство. В ходу завиральные, если не сказать, клинические идеи — про Держателей, Игроков, Судей, Конструкторов и — прямым текстом — Творца. Добротная научная фантастика сдает позиции религиозной или антинаучной. А тут тебе старый добрый контакт, гуманоиды, чудо-тайна-достоверность. В девятку!
fan2mas, 15 января 2011 г.
Повесть мне понравилась не только сама по себе (хотя сюжет, надо сказать, нетривиален, это не боевик из серии «В крови и сперме по колено»), но и тем, как она отдаленно перекликается с идеей прогрессорства, пусть и на западный манер. Достаточно вспомнить основную цель Бюро Межпланетных Отношений — установление демократии. А ведь вопрос спорный. Так ли уж хороша демократия? Приносит ли свобода счастье? А фиг его знает! Сама идея повести тоже симпатична — ее можно выразить через известное изречение: «Красота спасет мир». На Гурниле это воплотилось в реале. 8 баллов
god54, 14 ноября 2009 г.
«Король запретил духовую музыку. Но тем самым больная совесть короля вступила в прямой конфликт с национальной любовью к прекрасному. Духовая музыка была великолепна, люди не видели в трубачах ничего дурного, и совершенно неизбежно хороший король перестал казаться таким уж хорошим. Чем больше они вспоминали о его прошлых деяниях, тем хуже он выглядел в их глазах, а когда король призвал себе на помощь Птицу Зла, народ отождествил своего короля со злом.» Так великий музыкант спас народ от тирании. Спасет ли искусство мир? Всё, что сможет расшевелить людей и открыть им глаза, которые они зажмурили, чтобы не знать об окружаюещем мире спасёт их.