Брендон Сандерсон «Рифматист»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Первый роман эпического цикла фэнтези для подростков от Брендона Сандерсона — мастера магических систем и волшебных миров.
Джоел всегда хотел стать рифматистом. Но быть рифматистом мечта многих — ведь рифматисты обладают властью оживлять двумерные фигуры. Они единственная защита человечества от ужасных тварей, уничтожающих всех на своем пути.
Джоел — сын простого работника академии магических искусств. Он каждый день наблюдает как простые ребята учатся и превращаются в рифматистов, но, к его превеликому сожалению, он не один из них.
Но все меняется после начала таинственных кровавых исчезновений учеников академии. Теперь Джоел и его подруга Мэлоди помогают профессору, который старается разобраться в этих загадочных событиях. В поисках ответов они нечаянно делают совершенно неожиданное открытие, которое изменит рифматистов и их мир навсегда.
Входит в:
— цикл «Рифматист»
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2023 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года |
Номинации на премии:
номинант |
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2013 // Фантастическая литература для младших и средних классов | |
номинант |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2017 // Зарубежный переводной роман (США) | |
номинант |
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2019 // Молодёжная фантастика (1 162 голоса) | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
obvilion, 29 октября 2024 г.
Вроде и неплохое произведение, но какое-то слабое. Мир как-то слабо продуман, как будто Сандерсон отдыхал на этой книге. Вот у вас монорельс, аля киберпанк, а полицаи с вёдрами бегают с кислотой. Металл обрабатывать умеете, физику знаете, а придумать форсунку и насос для нагнетания давления не смогли, это крайне сомнительно, где кислотомёт я вас спрашиваю? Если у вас враги 2Д и не могут прыгать, где кислотные каналы? Да блин где кислотные бомбы на худой конец? Если без разницы на какой поверхности рифматические символы наносить, то почему нет заготовок на переносных панелях или панелей уже с разметкой (хотя бы для обучения), или, например, на одежде? При этом очень странно, что нет никаких специализированных инструментов для рифматистов, а только мелок, так просто не бывает, и точилки для мелков должны быть и складные линейки, которые как циркуль использовать можно при должной конструкции, и прочее. Да и никак не учитываются искажения поверхностей, на которые наносится чертёж. В общем кучу всего можно было напридумывать, не шибко то прилагая усилия, из-за чего делаю вывод, что Сандерсон мир и не продумывал толком. Динамика магических боёв только на бумаге выглядит хорошо, если попытаться представить процесс, то выглядеть будет крайне вяло. В общем, средненько, вроде и не плевался почти (кроме момента, когда выяснилось, что кислоту в вёдрах носят.. зачем мистер Сандерсон?), но и вау эффекта не испытал.
В общем, времени потраченного не жаль, книжка простенькая, лором и персонажами не заваливает, для расслабления пойдёт.
Vladvik, 23 ноября 2023 г.
Заметили, как резко в последние годы обрушились тиражи фантастики? Мэтры фантастических жанров, чьи книги еще 5-10 лет назад издавали сотнями тысяч копий сейчас рады и тому, что их новые романы выходят десятком тысяч экземпляров. Те же, кто раньше имел тираж в 10 тысяч, сейчас могут рассчитывать на 2-3 тысячи или вообще уходят в мрачный мир самиздата.
Но цветет и пахнет на этом фоне young adult.
Тиражи все еще солидные. Новые имена появляются стабильно. В каждом издательстве что ни год, то новая серия этого самого young adult. Причем никакого закостенения нет и в помине. Подростковая литература давно ушла от подражания Гарри Поттеру и теперь постоянно находится в поиске новых путей и трендов. То азиатщина выходит в топ, то славянское фэнтези, то ретеллинг. Но частенько young adult поверхностный и примитивный, тут да. Не уровня попаданцев и литРПГ, но тоже звезд с небес не хватает. Персонажи пустоватенькие, их мотивация прихрамывает, мир описан по верхам и прочее, прочее.
Вот бы мощный автор фэнтези взял и написал young adult!
И написал-таки. Сам Сандерсон. Причем еще лет 10 назад, спасибо, что перевели хоть теперь.
Сандерсону можно многое предъявить, не спорю, но сюжетные линии и миры у него всегда проработаны до мелочей – а это именно то, что нужно для развлекательного в своей сути young adult.
Итак, «Рифматист».
Начнем с того, что у Сандерсона всегда на особенно высоком уровне. С магической системы. В основе местной магии рисование мелками и геометрия. Звучит скучно, правда? Но Сандерсон как-то ухитрился сделать чертительно-рисовательную магию потрясающе интересной и многогранной. Поначалу кажется, что ее применение узковато, но ближе к середине книги понимаешь, как ошибаешься.
Кроме магии интересно и устройство мира. Перед нами альтернативная история в антураже клок панка. Поясню, клок панк (clockpunk) – это когда все технологии основаны на пружинных механизмах. Придумал его не Сандерсон, но лично я встречаю такой мир впервые. Что, несомненно, плюс.
Персонажи в меру хороши. Джоел, главный герой, чуть поскучнее, хотя и раскрывается к концу, а вот Мэлоди классная. Симпатичная и с милыми прибабахами. Химия между ними есть, причем и в плане взаимоотношений и в рифматике тоже. Здесь Сандерсон вообще выстроил все крайне прекрасно.
Сюжет… вполне неплох. «Рифматист» во многом шаблонный и предсказуемый, но за счет синергии истории и постоянно открывающихся подробностей рифматики держит от начала до самого конца.
«Рифматист», как мне кажется, идеален для школьной программы. Считайте меня наивным, но я думаю, книга вполне может пробудить в подростках интерес к черчению, геометрии, дизайну и, может даже, к точным наукам.
Нет, это не идеальный young adult. Начало затянуто, многое недоработано и продолжение вряд ли будет когда-то написано. Но книга затягивает, в ней чувствуется рука мастера, нет (или почти нет) типичных для жанра глупостей и несуразностей. Наконец, ее читаешь взахлеб и в финале получаешь массу удовольствия. А может, продолжение все же однажды появится?..
olga.sb, 2 января 2024 г.
Первое впечатление от книги было: «Дожили, теперь и Азбука перестала платить литредакторам за вычитку текста. Печально, на самом-то деле. Потому что это предпоследнее издательство, у которого я брала книги на русском без опасений за качество. Деньги, понимаю, все экономят. Но мое искреннее мнение – лучше дороже (мы и так почки закладываем, когда покупаем), но с уважением к читателям. Аргументирую: помимо корявенького и довольно скудного текста на каждом шагу жуткие тавтологии: «Выходит, моя находка…», «вы говорили про заговор»…
Второе впечатление от книги было тоже не восторженным, хотя это уже мой личный загон. Сколько раз надо наступить на грабли, чтобы перестать наступать на грабли? То есть перестать брать не своего автора? В случае с Сандерсоном – это просто не мой автор, но я пробую уже его пятую? Шестую вещь? Размышляя примерно так: ну все же хвалят, может, хоть эта зайдет? Не-а. Не из-за придирок к сюжету или героям, просто не цепляет.
Хотя и объективные придирки в этот раз (в отличие от большинства других его книг) тоже есть. В этот раз он зашел на поле янг-эдалта, в котором я собаку съела и почти всё прочитала, поэтому есть с чем сравнить. По итогу: сидел бы ты дяденька Сандерсон в эпике, где всё у тебя круто. Потому что подростки получились мягко говоря неубедительные. Ок, я еще понимаю одержимость Джоела рифматистами (кстати, а зачем было брать это слово, если про рифмы там речь не идет? Воображения не хватило? – ох, сомневаюсь, уж чего-чего, а воображения у Сандерсона даже через край), там и папочка заложил, и общество ореол избранности навесило… Хотя отправиться на войну – ну так себе награда за способности рифматистов, которые сводятся к оживлению меловых фигур.
И вот второй минус по сюжету, как ни странно, за эту магию. Не думала, что доживу до момента, когда Сандерсона можно будет поругать за неоригинальность, но вот конкретно видела уже у трех-четырех фантастов точно, начиная с Марвела и заканчивая ромфантом. Да и не особо зрелищная и интересная способность, как по мне. А уже их дуэли – какой то парад самодеятельности районного разлива перед местным ДК. Детишки рисуют мелками на асфальте на скорость. Детский сад какой-то!
Детектив тоже не особенно увлек. Да, я не догадалась, кто такой этот щелкопер (тоже, кстати, претензия к переводу – ну что за махровый советский союз?), но вообще рассуждала в правильную сторону. Сами мотивы преступника беспомощны и высосаны из пальца.
Отдельные лучи ненависти летят за Мелоди. Я точно знаю, что у Сандерсона получаются классные женские персонажи в отличие от большинства авторов-мужчин (целый цикл про Устремленную в небо есть), но тут получился просто откровенно шовинистский образ экзальтированной, глупенькой, склонной драматизировать всё подпевалы.
Короче, это самая неудачная книга Сандерсона. Обычно мне не к чему у него придраться, но в этот раз я даже могу обосновать свои претензии к его творчеству. Что отчасти радует, но больше печалит.
NikasSlav, 21 сентября 2024 г.
Книга читается влёт: шрифт крупный, много иллюстраций, есть пустые пространства между главами, сюжет бодрый и увлекательный. Сразу замечу, что основной сюжет у «Рифматиста» законченный, с намёком на возможное продолжение по дополнительному ответвлению, возникающему ближе к финалу. Автор говорил, что когда-нибудь его напишет, но сперва разберётся с такими мега-проектами, как «Архив Буресвета» и «Двурождённые». Но как же вам захочется почитать продолжение после ярких впечатлений от «Рифматиста«! Лично у меня даже появилось желание когда-нибудь увидеть экранизацию. Кино в голове крутилось почти всегда, кроме особенно сложных геометрических построений.
Ах да, чуть не забыл: вся магия здесь строится на фигурах, начерченных мелом. Правда, оживить её способен не каждый. Вкратце: окружность защищает заклинателя, прямая линия ставит невидимые барьеры, волнистая атакует, а нарисованные мелом существа выполняют данные им приказы. Всё это выглядит довольно безобидным волшебством — ровно до той поры, пока не появляется неизвестный, кто с помощью оживлённых существ — меллингов — одного за другим похищает или, возможно, уничтожает лучших учеников рифматистов.
Действие книги разворачивается в параллельном мире, где вместо обычных США — множество мелких островов, азиаты захватили почти всю Евразию, а дикие меллинги из Небраски несут угрозу всему миру. К сожалению, подробнее об этом мире, и почему так получилось, автор рассказывает довольно скупо. Зато о магии — во всех подробностях, порой всё же несколько излишних. Мне довольно сложно представить, чтобы рифматисты в боевых условиях успевали начертить мелом без циркуля чуть ли не идеальную окружность, да ещё и просчитать всевозможные варианты других линий и тоже их нарисовать. Тем не менее, магия эта весьма интересная, ведь вдобавок выясняется, что к перечисленным известным линиям добавились ещё несколько, а в чём их функция — для всех загадка.
Персонажи здесь тоже весьма яркие. Оставшийся без отца Джоэл мечтает стать рифматистом, хотя свой шанс он уже упустил. Ведёт он поначалу себя довольно эгоистично, но постепенно перерастает из самовлюблённого подростка в готового помогать другим юношу. Мелоди — вообще очень удачная находка автора, та ещё рыжеволосая бестия, считающая, что настоящие друзья для того и существуют, чтобы вовлекать товарищей в смертельно опасные авантюры. Джоэл на это кроет тем, что если уж Мелоди собралась публично проиграть на дуэли рифматистов и опозориться, то непременно должна была позвать его, чтобы уж точно сделать это вместе. В общем, есть и живой юмор, и необычные характеры. Остальные герои тоже легко запоминаются.
Детективная линия здесь есть, но довольно слабая (по крайней мере, мои предположения оправдались). Зато построить теории и понаблюдать за интересными рифматическими поединками точно сможет каждый читатель.
Правда, видно, что роман — одна из первых работ автора. Кое-где торчат уши из «Гарри Поттера». И ещё: не вздумайте читать эту книгу в связке с «Элантрисом», особенно сразу после него. Иначе неизбежные параллели по магической начертательной геометрии заставят вас немного разочароваться в «Рифматисте», хотя он по-своему хорош и весьма запоминается, а главное — легко читается.
9 из 10
Deliann, 26 октября 2023 г.
Творчество Брендона Сандерсона я люблю, ценю и уважаю. А как может быть иначе, если большая часть его романов оценена мной на восемь баллов и выше? Но вот «Рифматист» меня не впечатлил. Наверное, всему виной завышенные ожидания, а может, староват я уже для таких историй, но роман получил от меня семь баллов, и один или два балла из них поставлены авансом.
Альтернативная Земля. Здесь вместо Соединённых Штатов Америки расположены Соединённые Острова Америки, а часть людей владеет магией. И на первый взгляд может показаться, что этой магией можно только детей пугать: нарисовал мелом на асфальте какую-нибудь каракулю, и она сразу оживает. Но такую магическую систему начинаешь воспринимать всерьёз, как только узнаешь, что рисунок мелом может останавливать пули, а каракуля вполне в состоянии сожрать противника заживо. Так что маги-художники, именуемые рифматистами, занимают важное место в обществе.
Джоэл с детства мечтал стать рифматистом, но ему не повезло. Тем не менее, он получает хорошее образование в той же академии, что и его одарённые магически товарищи, и не оставляет попыток пробраться на занятия по рифматике. Да, практика ему недоступна, но теория-то нет. Однако вскоре размеренная жизнь студгородка будет нарушена таинственными исчезновениями лучших студентов-рифматистов…
Как уже заметно из аннотации, главная особенность романа – это необычная магическая система. Сандерсон, как обычно, подошёл к вопросу весьма скрупулёзно, благодаря чему читатель получил множество подробностей про фунционал рифматики, вплоть до описания и изображения разнообразных схем защит. Кое-что при этом явно оставлено на будущее. Кстати, благодаря рифматике, на страницах книги много рисунков, помогающих визуализировать происходящее. Без них роман был бы в разы скучнее. Хотя мне из оформления больше всего понравилось то, как оформлена нумерация глав.
Увы, но ни сюжет, ни персонажи меня не зацепили. Начнём с сюжета.
Ну а что касается персонажей, то большинство из них слишком поверхностны. Исключением является Мелоди, благодаря своей взбалмошности и привычкам строить из себя королеву драмы. На фоне почти безликого Джоэла девушка сильно выделяется, и к ней испытываешь симпатию. Однако у Сандерсона такой типаж женского персонажа встречается довольно часто.
Вот и получается, что «Рифматист» стал для меня развлекательным романом на один раз. Да, система магии любопытная, да, сюжет развивается быстро, но отсутствие интриги и скучные, за редким исключением, персонажи сильно мешают полностью насладиться этой историей. Может быть, ситуация изменится с выходом продолжения, которое уже десять лет как находится в планах автора. А может быть, я слишком много требую от подросткового, в общем-то, романа.
NightKiro, 19 января 2024 г.
Разочарование
Возможно я глуп, возможно чего-то не понял, книга то крайне высокооценённая и награды имеет, но я не испытал буквально ничего кроме скуки
Мир строится на том, что году в 1300 начали появляться 2д нарисованные монстры, атакующие всё подряд, и люди начали получать способности рисовать особые линии, чтобы сдерживать их. Уже сама завязка вызывает недоверие, откуда берутся монстры, откуда берется энергия этих монстров, откуда берется энергия символов рифматистов, как это всё работает, почему против рисунков помогает ведро с водой, но они могут напать в дождь, почему-почему-почему-почему. И ответов на это не будет, я могу очень долго перечислять возникшие вопросы к миру, и ответа на них автор не дает.
К году начала истории, все картинки(????) удалось загнать в башню на территории америки, и теперь все римфматисты мира служат свою службу у неё, охраняя мир и спокойствие. И опять, только вводится новый лорный элемент и он вызывает ничего кроме вопросов, каким образом они это сделали? Местный мир это куча островов, как рисунки существуют под водой, при том что люди смывают их водой? Каким образом с местной европы они загнали их в башню, и что именно они загоняли?
На этом этапе я считал что уже примерно понял сюжет, что по сути рисунки это «искуственный» враг для мира, созданный церковью, которая наделяет всех силами рифматистов, и тем самым они поддерживают баланс мира. Но это никак и ни с чем не вяжется, с лором, с антагонистами, с действиями церкви, с сюжетом, так что очевидно что моя теория ошибочна, и люди действительно умудрились запереть то, ни знаю что в башне, загнав это что-то при помощи рисунков. Хотя каждый раз когда герой говорит про церковь, про их обряды, про
Если же когда всё таки выйдет вторая книга, я окажусь прав, я буду сильно недоволен, раскрыть сюжет книги на 10-20 странице(не помню где конкретно впервые описали работу церкви), это перебор
Так вот, возвращаясь к миру и сюжету. Его нет. Буквально, мира за пределами взгляда глав-героя нет, рифматисты это единственная защита мира от диких рисунков, высокооплачиваемые боевые маги нарушающие законы физики — буквально просто рисуют кружочки и монстров. Никто не пытается исследовать рифматику, никто не пытается улучшить жизнь рифматистов(не считая антагонистов
И я уже даже не знаю, о чем бы я не хотел рассказать, все вызывает или вопросы, или недоверие, или скуку
Или смех, ведь
Или его объяснения насчёт того что живые рисунки в этом мире боятся шестерёнок(что кстати общеизвестно, но никто не носит с собой шестеренки для защиты, не смотря на то что у них буквально золотая монета является механизмом с шестеренками), а боятся они их потому что шестеренка напоминает им о времени, которое придумали люди, начав измерять его, чего монстры понять не могут. То есть, буквально, монстр который может разорвать ребенка на части и съесть, видит шестерёнку и начинает думать о времени, из-за чего пугается и уходит, блин, я не знаю есть ли ещё более нелепое объяснение этого рояля в кустах который позволил ГГ спасти свою жизнь 1 раз
В книге два плюса, это характер девочки-подруги главгероя, она очень живая, прямо оживляет этот мертвый мир и сюжет, она интересна и местами смешна, в общем, удивительно интересный персонаж для этого мира
И второй плюс, она весьма короткая и читается за вечер
Cry0fSoul, 12 ноября 2024 г.
Я привык, что романы Сандерсона — это лютое аниме! Знаете, вот эти все истории, когда герой едва не погибает от чудовищного превосходства в силе его соперника, когда ставки идут на целые страны, миры и планеты, когда потеряны все зацепки и надежды уже нет ни на что — вот тогда, именно тогда, происходит что-то, что позволяет развернуть шахматную доску в другую сторону и преодолеть, победить, завоевать и подарить новую надежду всем и вся. И также это относится и к внутренним переживаниям, и самоистязанию и чувству повышенного благородства, любовной линии и так далее. Чувствуете сюжет Наруто? Или все таки Буресвет? Да какая разница? Именно за это я и люблю Сандерсона. Он не только строит миры, но и готов их разрушить щелчком пальцев.
И вот я беру в руки книгу, которая по своему разумению, в отличии от иных все таки достаточно взрослых эпичных романов представляется как более-менее подростковой литературой, adult young. Ох ну здесь то я наконец то получу всю ту порцию меловых Бэевских трансформеров в купе с фанатизмом черепашек-ниндзя, марвеловским безумием, но все таки под пристальным вниманием литературного маэстро. Всё то, что любят подростки. А нет. Я получаю нелогичный детективчик без харизматичных героев, с мотивацией, но без огня в груди. С отсутствием какого-либо соперничества, любовной лирики, врожденных талантов и, самое главное, без достойного боя с главным гадом и надежды на завершение этой истории. Для подростковой литературы тут не хватает экшена и пофигизма. Для взрослой литературы — тут не хватает серьезности, качественных загадок и последовательных интриг. Для мальчиков не хватает маскулинности. Для девочек — романтики и феминизма. Для мам и бабушек — морали. Для пап и дедушек — наставника со стальными яй..хваткой. Для кого эта книга? Видимо, для меня. И это очень и очень плохо, подумали бы вы в итоге. Но нет! Эта история читается легко, сюжет интересный и быстро заканчивается. Ценю я, всё таки, в литературе — возможность захватить внимание и не отпустить до финала. А может потому, что она попалась именно в тот момент, когда я слегка подустал от «тяжелых» (в прямом смысле, для начала, масса книги, количество букв, количество книг, количество персонажей и сюжетных линий) эпических циклов. И что-то такое-эдакое как рифматист залетело в мою голову на «Ура!». И не поднимется у меня рука поставить этому произведению ниже семерки.
lilmonster, 9 ноября 2024 г.
О Брендоне Сандерсоне я слышала много (в основном в связи с его доработкой «Колеса Времени»). Однако начать знакомство никак не решалась, пугали масштабы космерского цикла. Узнав о выходе первой книги нового цикла, не так сильно примыкающего к космеру, решила, что можно начать с него. И тут же выяснилось, что Сандерсон «не мой» автор.
Яркий мир он, конечно, создавать умеет. Магия меловых рисунков выглядит свежо и интересно. Да и повествование стремительное, книга легко читается, и это плюс. А вот минусы...
Во-первых, герои. Бедный талантливый мальчик, который стремится к своей мечте и вокруг которого крутится сюжет — ничего нового. Антагонисты поданы настолько в лоб, что о том, кто здесь злодей, можно догадаться намного раньше, чем это сделают персонажи. Для условного детектива они вообще безбожно тупят, хотя все улики им подсовывают буквально под нос.
Во-вторых, подача. Понятно, что young adult не должен быть заумным, всё-таки аудитория не та, но иногда кажется, что автор намеренно упрощает сюжет, держа читателей для идиотов. Всё очень примитивно и завязано, опять же, на главном герое, который здесь пуп земли. Следить за происходящим попросту неинтересно, потому что и так понятно, чем всё кончится. Ведь в отличие от героев, читатель иногда включает голову.
Возможно, я просто не попала в аудиторию книги, а юные читатели ее оценят. Однако на меня роман не произвел никакого впечатления. Возможно, я дам Сандерсону ещё один шанс с каким-то другим произведением, но пока что он не смог меня заинтересовать.
Salafan, 15 марта 2025 г.
Я вас приветствую!
Что ж, раз уж у меня цикл «Рождённого туманом» пока на паузе по одной причине, которая в сущности своей является спойлером, решил я прочесть новинку от Сандерсона. Ну как новинку. Книга вышла в далёком 2013 году и до нас дошла спустя аж десять лет. К сожалению, продолжение так и не вышло, хотя концовка недвусмысленно на это намекает. Собственно, сегодня речь пойдет о «Рифматисте» Брендона Сандерсона.
«Своими способностями можно и нужно гордиться, однако унижать других лишь потому, что ты в чем-то преуспел, недостойно.»
Больше всего на свете Джоэл мечтает стать рифматистом. Тем, кто способен оживлять двухмерные фигуры, нарисованные с помощью мела. Тем, кто является защитником рода людского в борьбе против диких двухмерных супостатов, именуемых меллингами. Но, увы, подобное неосуществимо, так как Джоэл в свое время упустил заветную возможность стать рифматистом. И тем не менее у него есть крохотный шанс проявить себя. Все дело в том, что за стенами академии, где учится парнишка, начали загадочным образом исчезать студенты. И он начинает собственное расследование под руководством профессора, к которому он записался на факультатив. Собственно, вся детективная линия в принципе предсказуемая, но следить за ней довольно интересно, даже если она преимущественно проходит в кабинете профессора. Так история может порадовать двумя крышесносными поворотами, благодаря которым сюжет переворачивается с ног на голову. Зачастую темп повествования, то быстрый, то слишком быстрый. Приходится возвращаться и порой перечитывать куски текста, что б удержать нить повествования.
« -Опасен не тот, кто юность напролет шпыняет других – Фитч многозначительно поднял палец кверху – Такой человек впоследствии бросает свои безрассудства, поскольку жизнь зачастую его развращает и он становится слишком ленив. Наоборот, воистину опасен тот, кого всю юность притесняли…Получив хоть толику власти, он непременно постарается переплюнуть всех самых деспотичных военных диктаторов, каких только видывал этот свет.»
Что касается местной системы магии, то она вышла оригинальной и весьма специфической. Вообще, насколько я знаю, Сандерсон мастер по части продумывания мироустройства в мельчайших подробностях и системы магии, в которую интересно вникать. Что в «Рожденном Туманом, что здесь чувствуется, что магия досконально продумана, поскольку в «Рифматисте» даже есть страницы одного из учебников академии, где подробно расписаны виды рифматических защит, меллингов и прочих нюансов. Суть же местной магии заключается в том, как я уже говорил, чтобы чертить на поверхности линии и фигуры мелком. У обычного человека, не обременённого этим даром, на выходе получается набор линий и рисунков. У рифматиста же все это наполняется силой. Та или иная линия служит в качестве защиты и нападения, а разнообразные зверьки- меллинги оживут и будут либо оборонять защитный барьер, либо будут нападать на противника. Тут зависит от команд рифматиста. И чем детальней нарисован меллинг, тем он сильней и живучей. Очень свежо и необычно, хотя в воображении читателя бои выглядят довольно специфически.
«Жизнь без мороженого – вот кульминация настоящей трагедии.»
Джоэл получился приятным запоминающимся героем , что вообще не редкость для автора. Это талантливый парень, удивляющий своими познаниями о рифматике даже преподавателей. Но знания эти ему не из воздуха дались, а скорее как результат проявления изобретательности, что бы попасть на лекцию или раздобыть книгу об этой магии. Так как обычным ученикам, не владеющим этим магическим искусством не положено обучаться азам рифматики. И сам процесс поиска лазеек, что бы собирать крохи знаний, часто вредит учебе в традиционном понимании. Джоэл становиться несколько рассеянным и заносчивым. Если на то пошло, то и товарищи его прописаны ничуть не хуже. Девочка Мелоди — рифматистка-троечница представляется читателю яркой героиней, отменно рисующей единорогов. Зачастую выручает Джоэла своей напористостью и очаровательной наглостью. Милота, словом. Профессор Фитч же, к которому Джоэла прикрепили в качестве научного ассистента выступает в роли эдакого наставника, вот только сама мысль о сражении, дуэли вызывает у Фитча ужас. К концу книги явственно замечен рост персонажей, особенно у Фитча. Что не может не радовать. В процессе чтения я спотыкался то о опечатки, то о странное построение фраз. Складывалось ощущение будто слова находятся не на своих местах. Но в целом текст читается легко.
«Когда понимаешь суть вещей, перестаешь бояться.»
Подводя итог скажу, что «Рифматист» — это яркое фэнтези, удивляющее порой сюжетными кульбитами с прекрасно прописанными героями и специфической магией.
P.S В тексте рецензии использованы цитаты из книги «Рифматист» Брендона Сандерсона.
Selvaggio, 16 октября 2024 г.
Несмотря на то , что эта книга (имхо) более рассчитана на молодёжную аудиторию читал я её с интересом и сюжет затягивал в свои перипетии , да и главного злодея я всё таки не угадал . Перед нами альтернативный мир , где Соединённые Штаты Америки представляют собой множество островов и архипелагов . На одном из них — Новая Британия находится Академия Армедиуса , в которой на ряду с обычными студентами обучаются и маги здешнего мира рифматисты . Рифматисты творят свою магию с помощью специальных мелков — рисуя картинки , которые оживают . Наш главный герой Джоэл обычный студент отчаянно мечтающий стать рифматистом , однако талантов в этом направлении у него выявлено не было и теперь сама рифматика становится его хобби . Практически вся история пройдёт у нас в одной локации- Академии , в которой начнут пропадать студенты — рифматисты и в этом явно кто то замешен . Профессор Фитч , Джоэл и начинающая рифматистка Мелоди будут вести расследование , что бы найти этого загадочного преступника ... Отдельное спасибо самой книге , там помимо текста были и рисунки , с помощью которых было намного проще разобраться с местной магией. Ну и Сандерсон остаётся всегда Сандерсоном — он как никто умеет увлечь в свою историю и так её легко рассказать , что ты не замечаешь времени прочитывая страницу за страницей .
fernirgod, 22 сентября 2024 г.
Брендон Сандерсон — Рифматист. Мир фантастики в итогах за 2023 год назвал Рифматиста эталонным юношеским фэнтези и я полностью разделяю это мнение. У Сандерсона всегда хорошо получаются первые книги циклов. Итак мир это некая альтернативная версия нашего мира где существует магия, при чем, как и всегда у Сандерсона, оригинальная и очень продуманная, магическая система которая заключается в рисовании мелом защитных и атакующих фигур (их несколько видов, здесь и «стреляющие» линии и фигурки могущие атаковать), при этом еще существуют дикие и очень агрессивные меловые фигуры, которые могут нападать на людей. Магия доступна не всем, а те кому она доступна автоматически становятся привилегированными гражданами, но при этом им необходимо отслужить обязательный срок на острове с которого стремятся выбраться мелинги (дикие и агрессивные меловые фигуры). Главный герой лишен магического дара, но при этом просто влюблен в науку о рифматике. В академии где обучается главный герой начинают пропадать рифматисты, расследованию этих событий и посвящен сюжет. Книга очень легко читается, бумажный вариант шикарно оформлен (нарисованные примеры защитных фигур, мелингов замечательно добавляют атмосферности), стиль немного упрощен (привет Гарри Поттер), но все очень драйвово, немного напоминает старые приключенческие фильмы про подростков. Замечательная книга для всех возрастов.
RockAlexGreen, 24 января 2024 г.
Эта книга мне понравилась так же, как и все его книги. Хорошее построение мира, как и следовало ожидать от Сандерсона.Умная, и детальная магическая система. Хорошая загадка окружающего мира.
О персонажах интересно читать,каждый из них уникален, со своими характерами и особенностями. Сандерсон здесь хорошо справляется, а персонажи полностью развлекают вас.
Сюжет, сеттинг и система магии также немного напомнили мне «Имя ветра» Патрика Ротфусса.Повествование прочное, включает в себя как довольно мрачную детективную составляющую, так и школьную,учебную обстановку. Несмотря на юный возраст главных героев, повествование не было раздражающе детским, а наоборот, было достаточно интересным и зрелым, чтобы понравиться аудитории старшего возраста.
tapok, 1 февраля 2021 г.
Меловой маг
***
Часто фэнтези ценят либо за созданный мир, либо за систему магии. Это именно те поля, где легко выиграть сражение. И один из самых крутых в этом плане – это Брендон Сандерсон. То, что творит Сандерсон в Космере – это нечто. Магия, завязанная на песках (не «Принц Персии»!), магия, завязанная на металлах («Скадриал»). В общем, очень даже. На фоне файрболов – супер. Но как дело обстоит в романе, который (в первую очередь) рассчитан на подростковую аудиторию?
А дело обстоит очень даже здорово. Итак, сюжет таков – юноша Джоэл из бедной семьи, у него нет отца, учится он в академии меловых магов, он очень талантлив и…никогда не станет рифматистом (меловым магом). Джоэл вовлечен в расследование – пропала одна из рифматисток академии Армедиус. Сюжет сам по себе здесь отнюдь не новый – это квест на фоне обучения в школе волшебства. Но уникальной книгу делает не только сюжет.
А уникальной книгу делает система магии и мир в целом. На нём и заострим внимание. Итак, это альтернативная история нашего мира, действие происходит на территории США. Вот только это не привычные штаты, а группа разрозненных островов, которые носят названия штатов (Небраск, Дакот и так далее). Судя по всему, произошел жесткий раздел мира, жители Европы переселились на острова Америки. По времени действия это XIX век, то есть прогресс зашел достаточно далеко. Ну а самое главное – это магия. Забудьте про волшебные палочки и перстни. Забудьте про единорог и их слезы, копыта или рога. Забудьте про файлболы. Забудьте про посохи, артефакты, волшебных существ вообще. Забудьте про про магию стихий. Здесь магия двухмерна. И рисуют ее мелом. Автор разработал не просто идею. Здесь есть обоснование каждой атаки или защиты. С рисунками. И ведь это подростковый роман! Подход Брендона удивляет.
Что касается героев, то автор хорош и на этом поле. Джоэл – скромный студент, который плохо входит в систему. Он не то, чтобы отброс, но и не лидер. Его стараются не замечать. Джоэл хоть и умный, но строптивости ему не отбавлять. Он может пропустить урок. Или намеренно завалить экзамен. А еще у него есть страсть – рифматика. И плевать, что ему нельзя ее изучать… Мелоди – второй главный герой (но не ПОВ, ПОВ тут один – Джоэл). От Мелоди всегда ждут многого, а ей просто хочется жить, наслаждаться моментом, рисовать единорогов (ой, они тут есть, но только на бумаге и…полу). Всё это сделало ее достаточно закрытой и озлобленной. Профессор Фитч – эдакий образец закостенелого, статичного преподавателя, которому трудно выйти за рамки. Опыт, статность, все дела. Но пропажа студентов (не одного же, в самом деле!), влияние Мелоди и Джоэла – всё это выводит Фитча из зоны комфорта. И тогда он начинает раскрываться. Антагонист (условный) Нализар тоже хорош. Он пафосный, он заносчивый, он талантливый. Он олицетворяет зазнавшихся рифматистов.
В чем можно попенять «Рифматисту»? Во-первых, это слабое раскрытие мира. Систему магии автор неплохо описывает, есть даже экскурс в историю. Сама магия нестатична, она тоже претерпевает изменения, что радует. А вот мир достаточно плосковат. Хотелось бы знать больше. Во-вторых, это концовка. Достаточно открытая. С забросом в будущий роман. Вот только этого будущего романа пока нет. И Брендон не готов говорить, когда же напишет вторую книгу. И это всё-таки минус. Роман хороший, продолжения хочется.
Заключение: «Рифматист» — отличный роман. Легкий, драйвовый, крепкий. Система магии, мир, герои – всё это очень здорово. Книгу нельзя назвать строго подростковой. Взрослому она тоже будет интересна. Здесь нет проблем, присущих тому же YA – темы любви, любви, любви….страдашек и снова любви. Зато здесь есть некоторые твисты. И есть даже игра автора с читателем. В романе есть момент, когда читатель может подумать, что сейчас произойдет это самое (важное для одного из героев), начинаются переживания и надежды. А потом Сандерсон выливает ушат ледяной воды.
9 рифматистов из 10. Браво!
uekz, 8 ноября 2023 г.
Книгу можно порекомендовать подросткам, так как в ней неоднократно подчёркивается важность и нужность образования. Также затрагивается тема уважения к родителям и их труду. Взрослому читателю будет скучновато, т.к. начало немного затянуто, персонажи недоработаны. Чувствуется, что книга написана в спешке и между делом. Сама система магии прекрасна, так и просится на большой экран.
Heleny, 25 октября 2013 г.
Загадочный этот человек Мистер Сандерсон. Только разочаруешься в его работах, как наткнешься на стоящую вещицу. До лета Сандерсон успел порадовать своих читателей новым динамичным и ярким романом «The Rithmatist», задумка которого, как обычно, родилась у него еще до того, как ему предложили завершить эпохальное «Колесо Времени». все свои книги автор достает, как консервы из погреба. И если какие-то уже запылились, и как бы редактор с автором не старались навести на историю блеска, у них где-то это не выходит, все равно выходит скучно. Не цепляет. То некоторые произведения заслуживают обстоятельной похвалы.
В случае с «Rithmatist»у автора все получилось более чем удачно. Одно печалит, что книга для подростков, а в ней заложен неплохой потенциал полноценного романа для более старшей аудитории. На этот раз Сандерсон создал для приключений главного персонажа очень интересный стимпанковый мир, альтернативный нашему, в котором много лет назад король Британии в изгнании открыл нестандартную двухмерную магию на Соединенных Островах Америки. Эта магия не поддается классической классификации, основу ее составляют фигуры и линии строгой формы. Мастерство же мага оценивается по многим комплексным параметрам, основным из которых служит умение волшебника, с точностью до миллиметра чертить защитные круги и призывать к атаке нарисованные мелками фигурки. Но не в руке каждого мел творит чудеса. Только Rithmatist может вдохнуть жизнь в двухмерные картинки. И не каждый обладает подобными способностями.
Но в восемь лет каждый ребенок проходит специальный тайный тест в церкви, после которого становится ясно, получится ли из него «Rithmatist» или нет. Шестнадцатилетний Джоел, не стал избранным. Бог не призвал его в ряды магов восемь лет назад. Но парень не сдается, будучи учеников престижной школы, Джоел тайком проникает на закрытые занятия для магов. Он сам учит теорию и чертит идеально ровные фигуры. Он мечтает, что однажды все-таки станет полноценным Rithmatist’ом. Его интерес к этой науке не случаен. Погибший отец Джоела помимо того, что создавал эксклюзивные по своему составу и цвету, мелки для самых известных магов, был своего рода ценным экспертом — теоретиком и смелым экспериментатором. Поэтому Джоел очень тяжело переживает, что ему светит в лучшем случае профессия клерка, а не головокружительные подвиги.
И хотя быть Rithmatist’ом – не просто. С 8 лет они учатся по специальной программе, чтобы по окончании школы отправиться воевать на десять лет с необузданной магией в Небраск, где в башне заточены дикие магические создания из мела. Ежедневно они пытаются проникнуть на территорию людей, чтобы нести хаос и разрушения. Кислота, разъедающая злобные рисунки из мела, и маги сдерживают напор злой силы. Джоел верит, что он мог бы стать образцовым Rithmatist’ом. Все это ему кажется ужасно увлекательным и интересным. Пренебрегая своим будущим и другими предметами, он грезит о том, что однажды пополнит ряды Rithmatist’ов.
И вот стечение обстоятельств позволяет ему попасть в ассистенты к старому профессору Фитчу, мастеру своего дела, одному из лучших ученых Rithmatist’ов. Постепенно, Фитч проникается доверием к мальчику, и посвящает его в расследование загадочных исчезновений юных Rithmatist’ов. Кто-то, нарушая все законы магии, убивает лучших студентов школы один за другим. Фитч в растерянности, он не понимает, как магия может вести себя подобным образом. Здесь, как никогда становится ценно мнение Джоела, как человека, не обладающего даром, но понимающим законы магии. Вскоре становится понятно, что убийца преследует свои коварные цели с помощью неизвестных линий и созданий из мела. И Джоел задается вопросом, почему знаки, найденные на месте преступления, кажутся знакомыми именно ему?
Как простой сын уборщицы и известного в свое время ремесленника может знать ответ на всех волнующий вопрос? где он видел эти линии? Откуда он помнит их?
Джоел понимает, что времени найти ответ у него остается все меньше. Ситуация накаляется до предела, когда испуганные родители забирают своих детей домой. Но Rithmatist’ам нельзя прерывать обучение. Война требует новых магов, новых солдат. Как государство сможет противостоять дикой магии, если у него нет в запасе достаточных сил, чтобы блокировать атаки? Паника только усиливается, когда убийца добрался до сына известного политика с соседнего острова, блестящего ученика своего класса. Звучат даже призывы к расформированию школы Rithmatist’ов на этом острове. Люди недовольны, что они платят огромные деньги на содержание магов и обеспечения им всевозможных привилегий. И кажется с появлением убийцы- Rithmatist’а никто больше не намерен культивировать элитарность магов. Зачем стране такое дорогостоящее заносчивое и опасное оружие, если можно просто тренировать детей убивать дикую магию, и не давать им образование, статус и власть? Если во всем виновата магия, то пускай магические одаренные и несут повинность. Мир сошел с ума. Никто не понимает суть возможной катастрофы, кроме профессора Фитча и директора школы.
В итоге, он во время проведения старинного турнира Rithmatist’ов, набравшись мужества, просит прощения за свое неподобающее поведение перед человеком, которого он оклеветал. Но…так ли ошибался Джоел? Так ли беспочвенны были его первоначальные подозрения? Джоел с ужасом понимает, что битва не закончена. И он ничего не может сделать, чтобы помешать злым силам осуществить свой изначальный план. Ибо битва за будущее всего мира произойдет не в эпицентре боев в Небраске, а в школе, за умы учеников, за их знания и за их души.
Тогда Джоел решается на отважный и дерзкий поступок. Он выдвигает свою кандидатуру на участие в турнире Rithmatist’ов. Ему одному известно, что на кону. Он должен, во, что бы то ни стало победить в этом соревновании. Пускай, некоторые считают этот турнир пережитком прошлого, другие не придают ему значения, но Джоел знает, что факты говорят сами за себя. Победа в этом школьном турнире прочит удачную карьеру команде выигравшей дуэль. Отсюда победители выходят будущими лидерами сражений в Небраске и влиятельными персонами. Это отличный старт, для тех, кто понимает, как им воспользоваться и как влиять на будущее магии через своих последователей.
Но даже если ему удастся совершить невозможное и победить, как противостоять диким рисункам из мела дальше? Как разоблачить самозванца? Ведь Джоел всего лишь обычный человек из низшего сословия. Сандерсон дает ответ на этот вопрос в манере Джордана – RAFO. Прочтите и узнайте.
«Rithmatist»и правда увлекательное чтение. Конечно в нем есть некоторые перегибы, которые присущи всей детской литературе, типичная ситуация, когда главный герой оказывается в каких-то случаях смекалистее всех умных взрослых, но..главное здесь то, что автор достаточно тонко с помощью других персонажей направляет действия подростка в верное направление. Он показывает, что стоит извиниться, если не прав. Что, стоит добиваться желаемого, но не стоит мыслить однобоко. Что неплохо прислушиваться ко мнению старших, которые знают, когда стоит ввязываться в драку, а когда лучше отпустить ситуацию. Я бы рекомендовала «Rithmatist» детям подросткового возраста и школьникам не только для того, чтобы они прониклись любовью к геометрии, но и для того, чтобы на примере Джоела они научились поступать правильно.
Ну а любителей фентези тут порадуются, конечно же, сложной продуманной системой магии, отличительной чертой всех книг Сандерсона. Откуда он черпает идеи, и как можно превратить скучную геометрию в увлекательную битву магов-это вообще запредельный вопрос для меня, но Сандерсон опять придумал что-то новое. И за это хочется читать его книги.