Михаил Шолохов «Поднятая целина. Книга 1»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Производственное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Первая публикация — в журнале «Новый мир» за 1932 г. , №№ 1-9.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «Русская советская проза», 1977 г. > 50' Ernes-70' Ernes prosa > роман-эпопею «Поднятая целина»
— сборник «Поднятая целина. Судьба человека», 1978 г. > роман-эпопею «Поднятая целина»
— журнал «Новый мир № 9, 1932», 1932 г.
— журнал «Роман-газета, 1933, № 3-5», 1933 г.
— сборник «Поднятая целина. Нахалёнок. Судьба человека», 1977 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 319
Активный словарный запас: очень высокий (3290 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 52%, что гораздо выше среднего (37%)
Экранизации:
— «Поднятая целина» 1940, СССР, реж. Юлий Райзман
— «Поднятая целина» 1959, СССР, реж. Александр Иванов
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 8 марта 2025 г.
В отличии от «Тихого Дона», эта книга в мои школьные годы особой популярностью не пользовалась, хотя и входила в школьную программу.
Настолько, что прочитав название в списке рекомендованной к прочтению летом литературы — я подумал, что речь в этой книге пойдет об освоении целинных земель при Н.С. Хрущеве :)
Благо в прессе иногда упоминался и одноименный фильм 1959 года (ну и что другое мы могли подумать при таком наборе фактов? :)
Так что саму книгу пришлось читать уже в ходе «прохождения» этого романа в школе. Увы, процесс шел с трудом — большая часть класса книгу не читала вообще (я же прочел ее до конца просто из принципа :)
Никакого сравнения с «Тихим Доном» эта книга действительно выдержать не могла (правда, в ней есть отдельные эпизоды, не связанные с основным сюжетом, которые производят впечатление вырезанных и вставленных в «целину» фрагментов из текста «Тихого Дона»).
Пикантность ситуации была еще и в том, что почти все ученики нашей школы были горожанами только в третьем поколении (т.е. еще их деды жили в селах) и память о коллективизации была еще свежей.
(наша старая, еще дореволюционных времен, школа была в «исторической» части города, в более новых были сплошь первые поколения горожан)
Так что отношение к тексту было весьма своеобразным — ни главным героям, ни их противникам никто не сочувствовал. Как и автору романа тоже.
(кулаки оставили о себе память ничуть не лучшую, чем память о коллективизаторах — и вовсе не по причине диверсионной деятельности)
Много лет спустя, моя теща, родившаяся в 1920 году, рассказала мне как в ее селе проходила коллективизация — народ был уже ученый, на провокации не поддавался (хорошо помня события во время гражданской войны и сразу после нее) — но агитаторов типа главных героев этого романа считал за откровенных идиотов.
Что у Шолохова никак не отражено :)
В целом — книга написана сугубо по идеологическим соображениям и к реальной жизни имеет весьма косвенное отношение. Читать можно как памятник эпохи, не более.