Конни Уиллис «Вихри Мраморной арки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых | Любой
В лондонском метро гуляют странные вихри. Они полны отчаяния, крови и слез, а также могильного холода. Понять отчего они тут поселились — навязчивая идея для главного героя.
Входит в:
— журнал «Asimov's Science Fiction, October-November 1999», 1999 г.
— сборник «Вихри Мраморной арки», 2007 г.
— сборник «The Best of Connie Willis: Award-Winning Stories», 2013 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2000 // Повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2000 // Повесть | |
номинант |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2000 // Повесть | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Зарубежный рассказ года. 5-е место (повесть) | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2009 // Зарубежный рассказ (США; повесть) |
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (1), периодика (1)
- /перевод:
- М. Десятова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
victoruss, 10 декабря 2018 г.
Не в первый раз Хьюго разочаровывает. Простенькая идея, вокруг которой много лишних слов. В объеме рассказа было бы еще более-менее адекватно. А так — до середины интерес держался, потом стало откровенно скучно. И еще слишком много про метро, словно написание повести спонсировалось управлением Лондонского метрополитена.
В общем, к прочтению не стал бы рекомендовать.
bvelvet, 18 марта 2018 г.
Очень приятный, романтический, лондонский рассказ. Вечно оставаться в одном времени невозможно — и попытки остановить мгновение обречены на неудачу. Но всегда есть шанс... В общем, занятно написано, эмоциональный тон выдержан превосходно. И вообще-то поставил бы 8. Но есть один нюанс — произведение ОЧЕНЬ затянуто. Эту историю можно было бы рассказать вдвое короче — и она ничего не потеряла бы, напротив, обрела бы новые смыслы. Но для этого потребна новая интонация, иная композиция, другая манера повествования. Конни Уиллис рассказала историю в своем стиле. Увы, это сильно повлияло на мою оценку.
Al_cluw, 16 мая 2015 г.
Знакомство с писательницей НФ рассказов состоялось. Толстенная книженция от АСТ в серии «Сны Разума» не внушала особого доверия, но оказалось, что то ли перевод оказался вполне успешным, то ли сам рассказ (или маленькая повесть) вполне неплоха. В общем, прилично расписаны персонажи (семейная пара и их друзья), и туманный Лондон показан большей частью подземный — метро как-никак, понравилось. И интрига присутствует.
А концовка зацепила какую-то струнку в душе — буквально пара предложений вывела рассказ на уровень романтической фантастики. И пожалуй вытянула рассказ на «6» — хорошо.
WiNchiK, 5 февраля 2011 г.
«Вихри мраморной арки» – это первый рассказ одноименного сборника. Многочисленные восторженные отзывы вдохновляли на немедленное прочтение. Дабы не наводить интригу сразу скажу, что меня ждало разочарование.
Прекрасно понимаю, что фантастика бывает намного тоньше и глубже, чем простые байки про захват Земли зелеными человечками или заклятия Темного Властелина. Да и по сути своей и магия и чужие – бывают разные, такие, что порой не отличишь от самого обычного и повседневного. Весь вопрос в том, как на это посмотреть. И я честно ждала, что это наконец-то и будет тот самый образец интеллектуальной фантастики. Но или я чего-то не поняла (скорее всего самого главного) или на деле рассказ оказался пустышкой. В финале сюжет и интрига сдулись как воздушный шарик, оставив после себя неприятный запах резины.
А как же все начиналось? А начиналось не так уж и плохо. Читательская бдительность была усыплена описаниями лондонского метро. Испортившегося, грязного, забитого бездомными, больными — но это только по мнению тех, кто в нем не ездит, а на самом деле – вполне обычного. Обычного до тех пор, пока непонятно откуда не появились потоки воздуха, приносящие запах гари, скорби, крови, физического разложения и отчаяния. Эти вихри начинают преследовать главного героя, он в свою очередь начинает преследовать их, пытаясь понять их происхождение. Он ездит в метро, попутно изучая историю станций и обнаруживает много такого, что могло бы объяснить происходящее. Но объяснение вдруг окажется совершенно в другом.
Жена, ищущая столовый набор, давние друзья, в чьи отношения закралась измена, постаревший балагур, поход в театр, беготня главного героя от одной станции к другой… Так что же хотела сказать автор? Что мы стареем, что мы меняемся, что любовь проходит, что ничто не вечно? Жизнь и без того не устает напоминает об этом. Но зачем тогда было городить такие сложности? Развивать ложную линию о том, что несчастья и горести подобно мистическим вихрям порой набрасываются на нас из прошлого?
В итоге эти вихри и разнесли на части саму историю. Финальное «жили они долго и счастливо и ездили только на метро» — кажется довольно глупым.
Единственная польза от рассказа – расширился кругозор по истории лондонского метро. Хоть на том спасибо.
Nebula85, 4 февраля 2011 г.
Рассказ «Вихри мраморной арки» оказался для меня не самым удачным началом знакомства с творчеством Конни Уиллис. При всех его очевидных достоинствах, слабый финал отбивает желание читать что-либо еще у Уиллис.
Но сперва о плюсах.
Первое, что бросается в глаза при чтении рассказа, это высокое мастерство автора. Слог четкий, приятный, без излишних финтифлюшек и многословия. Видно, что автор не одну собаку съел в своем деле, и безукоризненный, отшлифованный до блеска стиль подкупает и заставляет читать дальше.
А дальше обнаруживается очень приятный юмор. Нетривиальный, теплый, житейский и по-настоящему добрый, даже если высмеиваются не самые приятные качества человека. Для современных авторов подобная светлая ирония — явление крайне редкое и поэтому особенно высоко ценимое.
Ближе к середине рассказа обнаруживается еще и грамотно выстроенная интрига. Действительно тянет узнать, что же все-таки такое эти «вихри».
Но дойдя до финала, как-то вдруг понимаешь, что рассказ был ни о чем. Сюжета, как такового, нет и в помине. Ну нельзя же назвать настоящей историей справочник по лондонскому метро, а в рассказе кроме, собственно, слабо осмысленной беготни по станциям ничего и нет. Кроме пресной истории автор зачем-то еще весьма навязчиво преподносит тривиальную, избитую идею: «Давайте жить дружно!». Интрига оказывается пустышкой, раздутым мыльным пузырем, который лопается со звуком поспешно закрываемой книги.
И как после такого читать Уиллис дальше?
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
о чём рассказ? трудно описать так чтобы не спойлерить. Встреча старых друзей (в том числе и семейных пар) на какой-то конференции. И что произошло за эти два-три дня. Вот не поверите, сам себе с трудом верю, в конце рассказа чуть скупая мужская слеза на глаза не навернулась... Вот такая вот сила воздействия автора.
Lyolik, 30 ноября 2010 г.
В лондонском метро гуляют странные вихри. Они полны отчаяния, крови и слез, а также могильного холода. Понять отчего они тут поселились -- навязчивая идея для главного героя.
Повесть написана в традициях квеста, что позволяет автору удерживать внимание читателя до последних страниц, регулярно давая своему герою мизерные зацепки, из которых он выстраивает свою теорию, завязанную на истории лондонского метро. По тексту чувствуется, что Уиллис очень любит Лондон и прекрасно знает как его историю, так и реалии. Эта одна из главных удач повести -- показать читателям город таким, каким видишь его. Да, он получился несколько традиционно туристический, но одновременно и по авторски теплый.
Герои повести в Лондоне не в первый раз. Раньше они были беднее церковной мыши, ночевали в трущобах, в театре сидели на галерке и считали каждый цент. Теперь они респектабельные американцы, которые не привыкли отказывать себе ни в чем и удовлетворять любой каприз. Только вот счастливы ли они теперь также, как и тогда? Да, опять обыгрывание нестареющего девиза «Не в деньгах счастье«! Уже в тысячный раз. Но во-первых это не единственное, на чем держится повесть, а лишь бонус к основной истории, а во-вторых талантливо рассказанный бонус. Этим напоминанием старой истины Уиллис придает вихрям из метро второй, метафорический смысл и у достаточно мрачной истории концовка озаряется надеждой. А в данном случае надежда очень к месту.