Патриция Хайсмит «Два лика января»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Честер Макфарланд — весьма обеспеченный человек, ему сорок два, недавно он женился на прелестной Колетте. И все бы хорошо, но махинации, которые Честер совершал с ценными бумагами, вскрылись, и ему вместе с молодой супругой пришлось пуститься в бега. Райделу Кинеру двадцать пять, он — неблагодарный и даровитый сын гарвардского профессора, порвавший с семьей. Случайная встреча двух американцев в коридоре греческой гостиницы повлекла за собой целую череду непредсказуемых и трагических событий...
Награды и премии:
лауреат |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 1964 // Лучший зарубежный роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lawyer.1979, 15 декабря 2016 г.
Возможно для того, чтобы объективно судить об этом произведении, нужно быть американцем или, на худой конец, жителем Западной Европы, жившим в шестидесятые годы прошлого века. По всей видимости, в те времена вполне могли произойти события, о которых нам рассказывает Патриция Хайсмит в романе «Два лика января». В ином же случае испытываешь полное недоумение от происходящего в повествовании — неадекватные, неподдающиеся логике нормального человека, суждения и поступки героев романа, непрофессиональные, хотя честнее будет сказать, идиотские действия сотрудников греческой и французской полиции, пренебрежительное, с некоторой долей брезгливости, отношение американской писательницы к европейцам, да и романтическая составляющая романа «отдаёт» пошлостью и грязью. Кроме того, я решительно не понимаю почему произведения Патриции Хайсмит ставят в один ряд с работами великолепной Агаты Кристи, судя по «Двум ликам января» творчество Хайсмит скорее стоит сравнивать с романами Сидни Шелдона, при этом Патриция в творческом мастерстве значительно проигрывает своему коллеге.
Сюжет романа раскручивается вокруг перипетий отношений классического любовного треугольника, в котором имеют место быть состоявшийся сорокадвухлетний мужчина, Честер Макфарланд, его молодая двадцатипятилетняя супруга, Колетта, и юноша, Райдел Кинер, творческая натура которого пока ищет себя в этом мире и не даёт расставить приоритеты в его дальнейшей жизни. Именно эти три персонажа и будут играть главные роли в повествовании, при этом ни один из них, по крайней мере у меня, не вызвал никакого чувства сопереживания или сочувствия за их судьбу, так уж сложилось, что автор сделала их слишком отталкивающими и раздражающими — Честер, потому что бессовестный, мелочный аферист и мошенник, готовый ради собственной выгоды на все, вплоть до совершения убийства; Колетта, потому что позволяет себе обманывать любящего её мужа и в его же присутствии откровенно заигрывать и буквально «вешаться» на Райдела; ну, а сам Райдел, потому что является каким-то «недомужчиной», который вроде и готов совершить Поступок, но при этом совершенно не просчитывает возможных последствий своих действий и совершенно не готов за них отвечать.
Также мне хотелось бы отметить «потребительское» отношение автора к фону повествования. События книги разворачиваются в таких городах как Афины, Ираклион и Париж, все они обладают потрясающими атмосферой и колоритом, любой из этих городов может быть полноценным персонажем произведения, более проникновенное описание этих мест могло бы существенно разнообразить «Два лика января» и позволить читателю более глубоко погрузиться в сюжет. Однако, Патриция Хайсмит ограничивается фразами на уровне — «встретились на такой-то площади», «прошлись по такой-то улице», «посетили такой-то музей» и так далее.
Единственный положительный момент этого произведения заключается в том, что, несмотря на весь происходящий в повествовании абсурд, действие каким-то образом захватывает и держит читательский интерес, а, кроме того, просто любопытно к какому финалу «приведёт» автор своих героев (вот только концовка оказалась банальной и весьма предсказуемой).
Итог: судя по этому произведению, Патриция Хайсмит совсем не «мой автор», но все же попробую прочитать ещё один-два её романа, возможно «Два лика января» просто неудача в творчестве американской писательницы.
A.Ch, 26 декабря 2016 г.
Наивный полу-детектив полу-триллер, играющий на поле географического атласа и даже опускающийся до уровня сухого путеводителя. Мошенник, разбогатевший на сделках с акциями, путешествующий с молодой женой, переступивший закон, вовлекает в круговорот событий поэта, ищущего себя и понимания во взаимоотношении с отцом. Возникает любовный треугольник, в котором каждая вершина стремится стать самой главной, но неразрывной с двумя другими.
После потери одной из вершин между двумя точками, если стремиться к кратчайшему, можно нарисовать лишь прямую. Таким же прямым и неизвилистым становится сюжет. Простые догонялки с массовкой безликой и неинтересной. С остановками для описания названий отелей и количества выпитого алкоголя.
Как получение прощения отца для сына роман слишком загружен мелкими деталями и не психологичен, слишком открыт и не балует крутыми поворотами для хорошего детектива, но может быть интересным читателю, решившему погулять “там, далеко под Солнцем Греции”, не выходя из комнаты.