Майкл Муркок «Хроники Хоукмуна»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Хроники повествуют о приключениях Дориана Хоукмуна, герцога Кельнского, в мире, похожем на наш, но после ядерной войны. В этом мире набирает силу Темная Империя Гранбретании, подчиняя государство за государством. Волей случая Хоукмун встречается с Графом Брассом — хранителем Камарга, который остается одним из последних непокорившихся государств.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (22), английский (14), французский (1), болгарский (2)
- /тип:
- книги (39)
- /перевод:
- О. Артамонов (1), Н. Баулина (2), В. Бердник (4), И. Гречин (4), А. Иванов (1), В. Иванов (1), Т. Казак (1), Е. Королёва (2), Г. Корчагин (4), С. Кудрина (2), Г. Лахтанов (1), Ю. Стойнов (2), А. Тишинин (2), Е. Трирог (2), И. Чубаха (4), Р. Шац (2), С. Шугалей (4)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vik.kammerer, 28 июля 2023 г.
Кому интересно, на самом деле доспехи графа Брасса были из латуни, а не из меди.
Переводчик либо совершил ошибку, либо намеренно выбрал медь вместо латуни.
«Brass» на английском — латунь (да и на французком тоже, ведь Камарг это территория Франции, если правильно помню). И в оригинале именно из «brass» были сделаны его доспехи.
Недавно просто руки дошли почитать оригинал книги, русская версия которой меня завораживала в детстве. Теперь сижу и негодую, как переводчик мог удерживать меня в заблужении целых 20 лет! )))))
Стронций 88, 3 октября 2019 г.
Для меня цикл не просто разделён на два подцикла – он на них разваливается. И дело, по-моему, не в том, что написаны они с четырёхлетним промежутком, и не в том, что я прочитал их с промежутком в восемь лет, и теоретически могла сказаться разность восприятия. Мне кажется, они разняться в первую очередь из-за целей, ради которых они писались. Ведь первый подцикл («История Рунного Посоха») выглядит обособленным – в нём нет многомирности, нет фирменных для Муркока богов Хаоса и Порядка, а в герое не чувствуется бремени Вечного героя (простите за тавтологию). В нём своя система мира – и мир этот очень занятен, то ли иная реальность, отражение нашего мира, то ли далёкое его будущее, пережившее великий катаклизм, смахивающий на атомную войну, но в чём-то гротескная калька на мир времён Второй Мировой со своим Третьим Рейхом в лице Гранбретанией – мрачной и безжалостной империей, поддерживаемой страхом и наукой, смахивающей на тёмное колдовство (как тут не вспомнить Ананербе). Со своим краеугольном камнем – таинственным и могущественным Рунным Посохом. И героем, которого Муркок изначально ставит в очень затруднительное положение – а это он умеет! ¬– вживляя ему в голову магическую бомбу и заставляя шпионить за противниками Темной империи. Прекрасная затравка! И приключения получаются прекрасными и интригующими. И сюжет развивается ярко.
Но это – увы – только первые два романа. А дальше – всё начало сползать, стало превращаться, по-моему, в шаблонное чтиво. Герой стал суперменом, судьба мира была в его руках, и само мироздание на его стороне. И пошло-поехало… Разочаровался жутко… Картонно. Пафосно. Безжизненно. Даже пересказывать не хочется, КАК и чем именно мне всё это не понравилось. Просто не люблю я такие вещи. Одно хорошо – читались быстро. В голове, правда, после ничего не оставалось. И мысль мелькнула – а не писал ли он это исключительно ради денег, ведь грешен такими делами? Писал, да ещё в чём-то насмехался над своими читателями, перехлёстывая пафосом и героикой так, что это казалось скорее несмешной пародией, чем самостоятельной вещью. И закончилась она так же – вызвав у меня одновременно и разочарование и радость, что оно наконец-то закончилось (впрочем, я был даже уверен, автору самому не терпелось поскорее всё завершить).
Но прошло восемь лет – и я соскучился. Я соскучился по героике Муркока. Я соскучился по Хокмуну, по его друзьям и врагам. По миру, пережившему Страшное Тысячелетие, деформированному, но узнаваемому. Удивительно, как всё плохое стирается со временем из памяти. И я взялся за продолжения. А когда начал читать, то понял, что читаю уже нечто совсем другое, нежели книги первого подцикла. Да, это был тот же мир (естественно спустя пять лет после окончания событий предыдущий книги), это были те же герои… Но что-то неуловимо изменилось. И я увидел – к моей несказанной радости ¬– что читаю именно того Муркока, которого полюбил в детстве, ещё по прекрасному циклу о Коруме. Здесь появилась его атмосфера – туманная и мрачноватая, будто завораживающий сон. Сон со странными событиями и превращениями, с призраками и видениями, чья истинная суть кажется таинственной, но очень важной. И всё это тут было, в каждом из трёх романов подцикла. А ещё – во всю мощь и ширь – фирменная авторская многомирность, с его символами. Да именно тут, хотя по предыдущим романам о Хокмуне этого и в помине не было. Но вот тут – Мультивселенная накатила как волна, со всей силой, ухватила с собой нашего героя и понесла по хаотичному слегка безумному и несправедливо тяжкому пути Вечного героя. Понесла к концу всего – концу богов, концу Хаоса и Порядка, концу самой истории Вечного героя, всех его воплощений… И многое воскресло тут – и павшие друзья, и павшие враги. Появились и Джери-а-Конел и Корум и Эльрик и многие другие. И за этим нельзя было смотреть иначе как заворожено, иначе как с тревогой и восторгом – так как за всем чувствовался некий великий катаклизм и великая развязка. И так оно и случилось…
Да, у этой трилогии появилась своя особая цель – связать всё (и поначалу это казалось даже очень странным, после такого обескураживающего начала, но потом в общую структуру стали вливаться и герои мира Хокмуна и его враги и символы, нашлось весомое место даже Чёрному камню, не говоря уж о Рунном посохе, и стало ясно, что не зря это случилось именно тут), и закончить всё. И удалось это, по-моему, так как надо – эпично, символично, философски-насыщенно, раскрывая всё, объясняя всё, подводя итог – эдакая квинтэссенция всего того, что создал Муркок в мире Вечного героя, что он в него вложил. И было это очень сильно… и печально. Расставаться-то с этим миром и многими его героями было очень и очень грустно – а это, по-моему, главный критерий качества, когда ты так роднишься с миром и героями, что расставание для тебя похоже на расставание с близким человеком.
Вот так. Такие эмоции, такой контраст. От гнева и разочарование, до наслаждения любимыми вещами, что создаёт Муркок и опустошения, того самого грустного опустошения – признака душевного прикипания к героям и миру. Вот так.
jolly-fellow, 12 февраля 2017 г.
Я долго думал над тем что же мне напоминает этот цикл, а потом наконец-то понял: да это же комикс! Такой же примитивный и нелогичный сюжет граничащий с его отсутствием, те же килотонны пафоса и позёрства, те же картонные идеально добрые до приторности герои и абсолютно злые без каких либо оснований злодеи. Та же вечная бестолковая и бессмысленная беготня героев за злодеями и наоборот. Связного повествования как такового просто нет. Есть, как в комиксах, набор сцен где происходит какое-то действие, а дальше перелистывается страница, а там уже следующая сцена. Набор сцен полностью состоит из классических комиксовых шаблонов и никаких оригинальных ходов содержит, вообще. Короче говоря это потрясающая серия книг для детей, в том возрасте когда они тащатся от комиксов или кинопродукции сделанной на их основе. Тем же кто из этого возраста вышел и все мультяшно-комиксовые шаблоны уже знает, читать это будет невероятно скучно.
glupec, 7 июля 2016 г.
Постапокалиптический мир, в котором высокие технологии давно не в почете, зато процветает магия; цивилизация, подобная нашей (сами названия-то каковы: Московия, Гранбретань, Азиакоммуниста... Хорошо хоть, что не Немецко-Фашиста! :biggrin: Так вот — цивилизация в мире Хоукмуна изрядно деградировала; снова в моде варварство, брутальнейший феодализм и откровенный, наглый разбой. Казалось бы — прекрасные, эффектнейшие декорации для крутого боевика (как иронизировал Иван Кошкин, «Джон и Наташа, победив в рукопашной схватке генерала кей-джи-би Вигго Драггова, уплывают в Швецию на плоту из коровьих шкур». Но кого, черт побери, это волнует, если в книге присутствует забойный экшен, блеск мечей, разрывы «огненных копий» и пр. прелести?..)
Однако — не задалось. Уже к середине 2-й книги Муркок понял, что пишет не классическую адвентюру, а скорее пародию на нее. Ну и... ударился во вся тяжкая. Как он сам признавался, ХХ написаны ради денег (первая тетралогия, по кр. мере). Поэтому Майкл, втайне усмехаясь в бороду, отрывался на наивных читателях, охочих до героики, как только мог... Тут тебе и некто Стальницкий (= Stalnikoff. Увольте, но переводить это «как написано» по-русски нельзя. Даром, что ассоциации с Хмельницким — этот товарищ у Муркока, в принципе, тоже малоросс ;)) Тут тебе и откровенный стеб над Конаном (гладиаторские бои в плену у злокозненного купца Веронеега). За всей этой веселой лабуденью и по%$енью как-то даже забываются хорошие моменты, к-е были в первой книге: чего стоил один только караван уродов, плетущихся под стылым дождем из ниоткуда в никуда! (Честно — с гораздо бОльшим удовольствием почитал бы про конфликт между Дорианом и его заклятым другом-врагом Агоносвосом, под маской которого — не лицо, а одни лишь облезлые кости. ТАКОЕ противостояние было бы куда сочнее\вкуснее, чем борьба Хоукмуна с бароном Мелиадусом. Тем более, сразу вспоминаются Доктор и Мастер, их вечная, непреодолимая и болезненная духовная связь, ну оочень напоминающая проклятие... Впрочем, потом ММ таки написал книгу об этом — поздняя элриковская трилогия, «Лунные дороги», в принципе, как раз такому конфликту и посвящена). Ну, и отдельные стебные «примочки» в первой трилогии очень радуют — скажем, имена гранбретанских богов (Арал Вилсн, Бланс-а-Хредид, Чиршиль :gigi:) Ордена Темной Империи — намек на футбольные команды (А Орден Свиньи — это типично лондонские полицейские Даж форма такая же ;)) Я уж молчу про гениальное в своей крышеносносности стихотворение об «императоре Глаукоме».
(NB Откуда взялось само имя «Хоукмун» — отдельная история. Я, грешным делом, думал, что от наз. рок-группы «Хоуквинд», где участвовал ММ — но нет. РП он написал еще до этого. А оказалось — неожиданно — все куда проще: hawk moon на йоркширском диалекте «полнолуние». Вполне себе по-муркоковски: звучно, «вкусно», распевно и... удручающе бессмысленно :tired:)
Потом — уже во 2-й трилогии — эта бессмыслица вдруг обретет новую цель и направленность. Потеряв смысл жизни, Хоукмун получает взамен нечто большее, но это — очень неприятное приобретение: голоса в голове, прямая телепатическая связь с Вечностью. И заодно — увлекательная экскурсия к руинам собственного склепа (естественно, опять вспоминается Доктор на Трензалоре, т.б., и название-то похожее: Танелорн). Судьба всех Воителей — превратиться в статуи («Я памятник себе», ага. Иначе не скажешь...) Муркок, как всегда, более чем тонок, изящен, во многом — эклектичен, а также депрессивен и мрачен до ужаса. Похоже, в юности ему нравилось вот так играть с читателем (вернее, дразнить), и он явно не без извращенческого удовольствия писал «упражнения на заданную тему», романтический галлюцинативный бред, который не всякая публика осилит. Зато вторая трилогия лучше, чем «Рунный Посох». Неважно, что перегружена лишними сущностями вроде «инкарнаций», «измерений» и т.п. Неважно, что «Поиски Танелорна» слишком уж отдают навязчивым стремлением закончить историю во что бы то ни стало (как я уже сказал, это у Муркока не получилось). Единственно что — читать «Замок Брасс» без 1-й тетралогии нельзя. А она, скажем прямо, не фонтан...
С третьей стороны, есть ведь еще и «Сын Белого волка» — попытка все то же самое пересказать по-новому. В этой версии Хоукмуну тоже дьявольски не везет, но — уже по более прозаической причине: жизнь — дрянь, и даже лучший друг может запросто «кинуть». Такое было уже (если помните) с Корумом; короче, дарк-фэнтези во все поля. Опять же, не могу не одобрить. Тот самый случай, когда канон не выдерживает критики, а вот позднейшие автофанфики — очень и очень удачны. Но ведь, не будь этого дурацкого\пошлого канона, не было бы и их?..
Итог. Оценка — средняя; Вы понимаете, почему. Классика есть классика, ностальгия по юношеской романтике — это прекрасно... но даже самые любимые книги устаревают. (Эхх... пойти, что ли, «Второй Эфир» перечитать пополам с «Танцорами«!)
AlisterOrm, 1 июля 2016 г.
Да, «История Рунного посоха», повторюсь, была одной из первых книг фэнтези, прочитанных мной где-то в 2000, по моему, году. Эх, какое это было пиршество для буйной фантазии подростка! Думаю, все замечали, насколько визуально ярок мир после Страшного Тысячелетия. Гигантские фламинго и боевые орнитоптеры над цветущими болотами схлёстываются в переплетении огненных росчерков, огромная армия в металлических масках сшибается с армией на рогатых лошадях, посреди которой бьются воин с Чёрным камнем во лбу и разодетый в чёрное человек с огромной личиной Волка... На экран!
Конечно, с возрастом по иному начинаешь относится к литературе. Теперь мне видно, что многое в первом цикле о Хокмуне написано достаточно топорно, явно второпях, хотя эта топорность соседствует со скрытой и неприкрытой иронией, а местами — и злой сатирой. Наш доблестный главгерой крушит черепа врагов, отрубает руки, но — думает о добром... Сам Хокмун вышел, как ни странно это прозвучит, достаточно интересным героем, с весьма противоречивым характером. Можно отметить и несколько интересных характеров, разбросанных по книге, например, Хьюлама Д'Аверка или Эльвереццо Тоузе. Несмотря на ряд серьёзных провисаний, сюжет достаточно динамичный, что вкупе с интересным фэнтези-постапокалипсисом не даст заскучать. Конечно, первый и четвертый романы здесь самые сильные, в них сказано и прописано основное смысловое содержание первого цикла.
Второй цикл, конечно, уже иной. И Хокмун здесь другой. Сначала потерявший свою любимую, а затем впавший в безумие Вечный Воитель ему явно симпатичнее, чем весь из себя героичный слуга Рунного Посоха. Встраивание Хокмуна в мифопоэтику Вечного Воителя пошло серии на пользу, она утратила топорность в своём стиле и композиции, а сам герой занял достойное место рядом с Элриком, Эрикёзе и Корумом, познав через другие стороны своей личности свою сущность. Он единственный (если не считать Эрикёзе-Дейкера, вернувшегося в Лондон), которому дали на время покой... впрочем, для того, чтобы помереть и снова отправится сражаться в новой реинкарнации с очередной Глобальной Дрянью (ох, не верю я приторному оптимизму Джери-а-Конела...).
Если принять во внимание разницу между двумя циклами, то о приключениях Хокмуна вполне можно читать. Главное, не относится к автору слишком строго. В общем, любителям классных сеттингов и незамысловатых героических приключений однозначно стоит читать первое четверокнижие... Тем же, кто привык искать в книге смыслы, размышлять над парадоксами, стоит читать следующие три книги... Либо же тем, кто любит мифологию Вечного Воителя. Для меня «Хроники Хокмуна» — это собственная сама-в-себе классика, которая до сих пор вызывает у меня самые положительные впечатления.
Вертер де Гёте, 3 января 2008 г.
«Хокмун» не так прост, как кажется на первый взгляд — в яркую оболочку героического фэнтези запрятана сатира на политическую и культурную жизнь Европы. Недаром писатель Чайна Мьевилль включил это произведение в свой список «50 фантастических книг, которые должны прочитать социалисты».)) Что бы понять все намёки, видимо, надо быть европейским социалистом и жить в 60-е, но кое-что и я заметил: «Битлз», Черчилль, например, упоминаются (в облике «древних богов Гранбретании»).) Вторая часть -«Хроники Замка Брасс» — завершает всю «Сагу о Вечном Воителе«!!
Veronika, 2 января 2008 г.
Читала издания 1992г. Не понравилось. Трудно даже сказать, почему. Наверно, просто не люблю «Вечных Воителей»:wink:.
snoxoda, 18 ноября 2006 г.
первые четыре части потрясающие, а вот остальные три.... НЕ ВЕРЮ.