Ася Михеева «Социальный эксперимент»
Отправляя корабль поколений, земные ученые задумались о том, как сделать жизнь множества промежуточных поколений хотя бы немного предсказуемой — просто для того, чтобы корабль смог выполнить поставленные перед ним задачи.
В основном, они не ошиблись.
Официальная сетевая публикация с 2012 года
Входит в:
— журнал «Полдень № 1, 2014», 2014 г.
— антологию «Полдень. Второй выпуск», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ismagil, 9 ноября 2018 г.
Парадоксы времени и пространства лишают полет к звездам в стандартном варианте смысла: космонавты вернутся на давно забывшую их планету, да и сами одичают за годы пути. Нестандартный вариант: на Земле проходит пятилетка, на корабле — сотни лет, — удобней, но сработает, лишь если экипаж будет огромным, самовоспроизводящимся, способным делиться, выживать и эволюционировать как в закрытом пространстве, так и на колонизируемых планетах — и если каждый член экипаже будет подчинен жесткой родовой иерархии, заставляющей его быть кровно ответственным за нескольких родственников. Это даст шанс отдельным героям, выхваченным из столетий пути, уцелеть в межпланетных казармах и бараках, гладиаторских боях, анти-Армагеддоне терраформирования, политических интригах и, собственно, грандиозном и беспощадном социальном эксперименте, растянувшемся на галактики и поколения.
Повесть Аси Михеевой сложена из нескольких частей, не совпадающих ни сюжетом, ни героями, ни даже тональностью: за время пути любые Белки и Стрелки неизбежно должны были подрасти, наплодить стаи, сбить их в собачьи острова и империи, вместе с которыми и сгинуть. Только Михеева пишет не про собак, а про людей, поставленных в нелюдские обстоятельства, однако ж умудряющихся мечтать, радоваться и побеждать. Автор весьма убедителен, несмотря на то, что работает точечными ударами: повествование трамбуется и заглавным концептом, и удивительной расточительностью Михеевой, которая укладывает в два десятка страниц фабулу толстенького НФ или YA-романа (все-таки не зря эти коротенькие аббревиатуры в традиционной раскладке клавиатуры совпадают). Читатель «Социального эксперимента» получает четыре богатых полноценных истории (плюс кустик не менее коротких и не менее важных прелюдий), вбитых в один флакон коротенькой повести. Это, к счастью, не схематизм, а лапидарность мастера, рассчитывающего на подготовленную аудиторию и предпочитающего не растягивать повествовательную линию, а показывать ее в поперечном разрезе: умному достаточно.
Я не особо умный, мне не хватило. Пошел другую повесть Михеевой читать.
Esminets Marat, 16 мая 2017 г.
Благодаря этой повести состоялось моё первое знакомство с прекрасным автором. В работах Аси идеально сочетаются великолепный язык, глубокий смысл и невообразимый полёт фантазии. Это же надо придумать такое фантастическое допущение — , эффект, обратный «парадоксу близнецов«!
Четыре новеллы — самостоятельные и самодостаточные. И очень разные. Подчёркивающие лишний раз: арсенал у Аси — что надо.
Но главное, что меня поражает: умение настолько детально создавать миры, что веришь в них безоговорочно. Спасибо автору.
kypislona, 27 января 2014 г.
Повесть Анны Михеевой «Социальный эксперимент» — яркий и очень типичный представитель «гуманитарной НФ». Причем гуманитарной во всех смыслах. Во-первых, речь идет не о технике, а о человеческой психологии. Во-вторых, основное научно-фантастическое допущение повести из области общественных наук (в данном случае социологии). И, наконец, в-третьих, это история гуманистическая, без чернухи и безнадеги — чем, кстати, очень напоминает «мягкую» НФ 60-х.
Текст четко структурирован и разделен на четыре части, не считая пролога. Социальный статус героев растет от части к части, и, соответственно, растет их информационный допуск, а заодно и осведомленность читателя. Итак, у нас есть гладиатор, электрик, эмбриолог («яичник») и профессор физики.
Первая часть, пожалуй, наиболее проблемная. Автор безо всякой подготовки бросает нас в самую гущу жизни огромного корабля, населенного тысячами людей и летящего в «пространстве Гейла» от одной терраморфной планеты к другой. В прологе кратко объясняется, каковы задачи экспедиции, автор снабжает нас схемами родственных отношений на корабле, однако все это едва-едва помогает пробиться сквозь первые страницы повести. Несколько выпадает первая часть и из общего гуманистического посыла, потому что ее героиня зарабатывает на жизнь гладиаторскими боями — по сути, легализованными убийствами. Ну и параллельно подрабатывает грузчиком, таская на верхний уровень корабля мешки с удобрениями. Несмотря на объяснение, которое дает автор (поломка лифта), подобное занятие на космическом корабле представляется довольно сомнительным. Позже я еще к этому вернусь.
Во второй части автор показывает нам эпизод Высадки — увы, неудачной. Почему неудачной, объясняется в последней новелле, однако в этой части есть интересные находки, в частности, «баньши». Жаль, что баньши никак не увязаны с той биологической опасностью, с которой столкнулись участники Высадки. Здесь же становится яснее схема родства, и читатель б-м усваивает, кто же такие эти сиблы, сиблинги и кумовья. Эта часть больше всего напоминает чистую космическую фантастику о тяжелых буднях первопроходцев.
Третья новелла об эмбриологах-«яичниках». Здесь впервые появляется нравственный и сюжетный конфликт (герой сталкивается с давлением преступника, вынужден принимать тяжелые решения, подвергает себя опасности, почти теряет любимую девушку). Здесь присутствует детективная интрига, остросюжетность, очевидно развитие характера героя. Пожалуй, чисто литературно это наиболее удачная часть. Попутно нам дополнительно объясняют законы контроля рождаемости на корабле и рассказывают о самих контролерах.
И, наконец, четвертая часть, в которой раскрываются последние секреты, намечается дальнейшая перспектива и поясняется, для чего все оно было нужно. Высший уровень допуска. Все карты выложены на стол, остается подвести итог.
Итог, с одной стороны, радует, с другой, несколько огорчает. Нам представили любопытную ситуацию в вакууме (или в пространстве Гейла), некий вариант умственной игры: как сделать так, чтобы большое количество людей, засунутых в подвешенную в пустоте коробку, не одичало за несколько поколений, как сохранить инфраструктуру и целеполагание? Автор дает интересный ответ, в заданных условиях хотя бы отчасти рабочий и даже соответствующий заветам Стругацких («из всех решений надо принять самое доброе»). Хотя здесь, скорее, не доброе, а взвешенное, прагматичное и в то же время гуманистическое. Как и от многих историй мира Полдня, от повести Михеевой веет духом производственного романа. Здесь люди тоже стараются наилучшим образом выполнить свою работу, и все поле конфликтов ограничено производственными неурядицами (плюс небольшая любовная драма).
Очевидна также параллель с романом Гаррисона «Плененная вселенная». Вводная примерно такая же: гигантский корабль с многими тысячами переселенцев отправлен с Земли для освоения новых миров. Но если у Гаррисона все держится на религиозном страхе и подчинении, то в мире Михеевой правят законы генетики и социологии, порядок и разум.
А вот дальше начинаются минусы.
Первая новелла, «Гладиатор», довольно плохо укладывается в обозначенные рамки. Непонятно, зачем автор выбрала именно такую героиню и такую ситуацию. Как это соответствует взвешенности, тотальному контролю, поддержанию гомеостаза?
Далее, социологический компонент повести явно перевешивает литературный. В плане атмосферы интересен только краткий эпизод с баньши. В плане сюжета — третья новелла. По тексту рассыпаны мелкие конфликты, но не они тащат на себе повествование, а именно сквозная идея эксперимента. Для научно-популярной книжки это было бы неплохо. Для художественного произведения... скажем так, не очень хорошо. Если продолжить параллель с Гаррисоном, то его герой — пассионарий, бунтарь — мгновенно приковывает внимание и тащит на себе сюжет, в конечном счете приводя к революционным изменениям на корабле. Герои Михеевой, несмотря на достаточную объемность и яркость, скорее, статисты в умело разыгранной пьесе. Их задача, повторюсь, не менять систему, а поддерживать ее в равновесном состоянии. Это приводит к опасности стагнации в мире «Эксперимента», а также к потере читательского интереса. Хорошо, что автор выбрала формат повести, а не романа.
Если говорить о достоверности, то смущают грузчики на космическом корабле, смущают бумажные книги и техника даже не двадцать первого, а двадцатого века. Конечно, не в железяках суть, но хотелось бы, чтобы каждая деталь играла на общую картину, а тут этого не происходит.
В целом, с НФ составляющей все отлично, однако для литературы, повторюсь, здесь не хватает конфликта. Слишком гладко уж все происходит — за всю историю корабля одна атака экстремистов, одна вспышка преступности, да и то вследствие неудачной высадки. Автор объясняет это... скажем так, тщательным подбором персонала. И все же интересней было бы увидеть и взгляд с другой стороны, не столь взвешенный, более бунтарский, более человеческий. Почему на корабле нет никакой оппозиции? Какова была бы судьба группы несогласных, пожелавших обзавестись биологическим потомством? Такой подход позволил бы сделать историю более объемной, вывести за рамки производственного романа.
Впрочем, здесь уже начинаются мои домыслы. А в целом повесть весьма любопытная и, несомненно, заслуживающая прочтения. Пожелаю автору дальнейших творческих удач.
Ю.З.