Алексей Ремизов «Троецыпленница»
Поздней осенью, когда выращенные цыплята пересчитаны, вдовы собираются на куриный праздник, едят яичницу и зажаренную наседку, заклинают кур, чтобы и на будущий год птичье хозяйство не скудело.
Впервые опубликовано: сб. Посолонь— 1907.
Входит в:
— антологию «Сказка Серебряного века», 1994 г. > А.М.Ремизов. Посолонь; К Морю-Океану; Из книг: Докука и балагурье; Укрепа; Заветные сказы; Придворный ювелир > цикл «Посолонь» > цикл «Осень тёмная»
— антологию «Сказка Серебряного века», 2008 г. > А. М. Ремизов: > цикл «Посолонь. Сказки» > цикл «Посолонь» > цикл «Осень тёмная»
— антологию «Колдовские страшные сказки», 1992 г. > А. М. Ремизов. Посолонь > цикл «Посолонь» > цикл «Осень тёмная»
— сборник «Сочинения. Том 6. Сказки», 1911 г. > Посолонь > цикл «Осень тёмная»
— сборник «Посолонь», 1907 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 2 апреля 2019 г.
Редчайший обычай описывает Алексей Ремизов в этом произведении, обычай, от которого в современной культуре осталась разве что поговорка: «Цыплят по осени считают». А когда-то, в эпоху до появления птицефабрик, был специальный бабий праздник «Троецыпленница». Троецыпленницей называли лучшую наседку, которая за лето высидела и сберегла три поколения цыплят. И всё бы хорошо, но надорвавшись, троецыпленница уже не сможет быть столь плодовитой на будущий год, а скорей всего, просто не доживёт до весны. И вот, собравшиеся старухи, честные вдовы, сворачивают троецыпленнице голову, а потом жарят и съедают лучшую курицу. Кости, перья и кишочки складывают в горшок и торжественно хоронят на птичьем дворе. Тогда троецыпленница воскреснет: какая-то из цыплушек, сбережённых зимой, в свою очередь станет троецыпленницей. Особо важно, что весь обряд проводится без применения железа. Если коснуться жертвы ножом, она погибнет навсегда. Троецыпленнице сворачивают голову, ощипывают и потрошат, разрывая тушку руками. И едят, разламывая курицу. Потом в вытопившемся курином сале, а троецыпленница всегда очень жирная, жарят и едят яичницу. Вот, как это описывает Ремизов: «И в полном молчании не режут – ломают курицу вдовы, едят по-звериному, чавкают. Так по косточкам разберут они всю троецыпленицу, да за яичницу. А она глазунья и трещит и прыщет на жаркой сковородке, обливается кипящим душистым салом».
Отсутствие железа особенно важно в древнейших, пришедших из матриархата обычаях. Особенно это касается масленицы. Блин — символ солнечного диска, Ярилы, коснуться блина ножом или, хуже того, вилкой, значит ранить солнце. За такое чёрное колдовство прежде убивали. Блины на масленую пекли, чтобы помочь Яриле в войне со злыми зимними богами. А сейчас мы похерили древний обычай, кромсаем солнце ножами, колем вилами, а потом удивляемся, что каждый следующий год хуже предыдущего. Откуда взяться погоде, если сами убили её вилками и ножами. Жирный блин едят только руками и жирную троецыпленницу разламывают руками. Как говорится: «Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло». А потом и помыться не грех; баня-то в каждом доме была.
Предки наши были мудрей своих потомков и нам не мешает помнить их простую мудрость. В этом очень помогает сказка Алексея Ремизова; жаль, её редко читают и ещё реже понимают.