Станислав Лем «Путешествие первое А, или Электрувер Трурля»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Трурль создал машину, которая умеет писать стихи...
Входит в:
— цикл «Кибериада» > цикл «Кибериада» > цикл «Семь путешествий Трурля и Клапауция»
— сборник «Кибериада», 1965 г. > цикл «Семь путешествий Трурля и Клапауция»
— сборник «Ratujmy kosmos i inne opowiadania», 1966 г.
— журнал «Знание-сила 1967`4», 1967 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.
— сборник «Fantastyczny Lem», 2001 г.
- /языки:
- русский (22), английский (2), украинский (4), польский (3)
- /тип:
- книги (25), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (4)
- /перевод:
- В. Авксентьева (4), В. Борисов (1), О. Гайн (1), И. Клех (2), М. Кэндел (1), Р. Трофимов (14)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wolobuev, 15 мая 2021 г.
Один из лучших рассказов Лема и ад для переводчика. Толмач справился и заслужил свою собственную десятку. Это ж надо суметь — перевести стихотворение, в котором все слова начинаются с одной буквы (в оригинале — «ц», в переводе — «к»). А ода, написанная языком высшей математики? Лем, конечно, гений, но и Трофимов заслужил овацию. Мне страшно представить, сколько сил он потратил на адекватный перевод этого лингвистического ребуса.
А в целом великий поляк дал самое незаурядное толкование фразы «В начале было Слово». :)
amak2508, 28 июля 2018 г.
И ещё раз о столь популярном в те далёкие 60-е споре между «физиками» и «лириками». Только пан Станислав попытался решить эту проблему в шутливо-сказочном стиле — и машина у него для стихосложения высотой в девять этажей, и создаваемая ей поэзия сильно зависит от качественной работы электронных ламп, конденсаторов и сопротивлений, и поэты все сплошь, познакомившись с творениями электронного барда, сразу же кончают жизнь самоубийством.
В общем, написано действительно весело и улыбнуться, знакомясь с этой небольшой вещицей, читателю придется далеко не один раз. Только вот сама тема электронного стихотворчества... — уж слишком она заезжена братьями-фантастами и сказать что-то новое в её рамках практически невозможно. А мы так привыкли к тому, что в любом произведении Лема, даже самом маленьком, есть над чем подумать....
artem-sailer, 8 декабря 2015 г.
Интересно, а чьего авторства сами стихи? Видимо, тоже пан Станислав написал, и ничего удивительного в этом не вижу. Автор похождений Трурля и Клапауция талантлив на все сто.
Действительно, чтобы написать хорошие стихи, нужно обладать определённым жизненным опытом (хотя известна масса исключений из этого правила!), и Трурль (блин! имя-то какое! уже от него одного хочется смеяться) подходит к поставленной задаче максималистки — конструирует Вселенную и прогоняет через неё все процессы, что происходили в реальной, легко откатывая её на несколько «уровней» назад, если что-то пойдёт не так, кстати, невольно отвечая на самый главный вопрос: для чего это всё было создано?
Дивный рассказ, но не останавливаемся на пройденном — продолжаем следить за путешествиями двух забавных конструкторов.
god54, 6 августа 2016 г.
Не думаю, что создание машины сочиняющей стихи, это фантастика. Ибо нонешние авторы прозы и стихов каждый день выдают на гора такое количество текстов, что впору задуматься о некоем автомате, который снабжает их всех однообразными текстами, которые различаются только заголовками. Давно канули в лету осмысленные тексты, несущие в себе хоть мало-мальскую информативную часть, не говоря уже о поэтической, лирической и тому подобной части. Ну что ж пришло время текста.
Dan-Master, 27 января 2009 г.
Поражают не только стихи — шедевры кибернетического гения, но и принцип построения машины. Моделирование эволюционных процессов вселенной — ради получения киберпоэта — поистине самое нерациональное и прекрасное использование ресурсов. Однако стихи — шедевры. Особливо о любви, написанные на языке высшей математики и тензорной алгебры. :appl:
ivan2543, 18 июня 2009 г.
Веселая история о попытке создать поэтический компьютер для сочинения шедевров. Кстати, программы, сочиняющие стихи, действительно существуют, но базируются не на эстетике, конечно, а на фонетике и грамматике. И сочиняют что-то похожее на раннее творчество Электрибальда – странные абсурдные рифмованные тексты, впрочем, в рамках осмысленной лексики. Правда, сюжет рассказа несколько простоват и предсказуем, ну на то она и сказка – должна базироваться на архетипах.
P.S.: И общекотовичахристофорная хрящетворобка.:smile::insane::smile:
P.P.S.: Есть нестыковка – вообще-то в мире «Кибериады» почти все являются роботами, и поэты среди них есть…
sashsash, 12 апреля 2009 г.
Рассказ о том, к каким последствиям может привести создание электронной машины для сочинения стихов, которая способна самостоятельно совершенствоваться вплоть до гениальности.
Во время чтения не оставляла мысль, что это утонченное издевательство над любителями пописывать и почитывать стишки и эпиграммы к месту и не к месту, особенно при прочтении места о процессе наладки Электрувера (философский глушитель, противографоманские фильтры, эгоцентризаторы со сцеплением типа «Нарцисс», контур усиления самоуверенности с предохранителем на шесть килоампер). :gigi:
Yazewa, 12 февраля 2008 г.
Занятная история. Наверное, небезынтересно для профессиональных стихотворцев!
В моем переводе машина называется Электрибальд, оно мне кажется более удачным.
VaLKa, 27 сентября 2008 г.
Замечательная идея пройти весь процесс мироздания и создать машину, пишушую стихи. Замечательный стихи. Но лучше чем у живых людей или хуже? Вопрос остался открытым. А изобретатели очень обаятельные!
ICat, 17 марта 2008 г.
Вот что может случиться если в мире будет слишком много прекрасного и лирического)
v_by, 2 января 2006 г.
После этого путешествия выяснилось, что мы по привычке принимаем за искусство «кибернетическое моделирование творческих процессов» :wink: