Станислав Лем «Ничто, или Последовательность»
Роман Соланж Маррио «Ничто, или Последовательность», описывающий собственное возникновение — первый роман, достигший пределов писательских возможностей.
Первая фраза романа звучит так: «Поезд не пришел», в следующем абзаце мы находим: «Он не приехал». Мадам Соланж поняла, что с помощью событий неслучившихся можно описать историю не хуже, чем с помощью случившихся. Читатель предоставлен самому себе, собственным догадкам и построениям, и пропасть небытия начинает опасно разрастаться. Середина книги — поток несознания. Текст не дает нам ничего, напротив, отнимает то, что было еще нашей собственностью; чтение оказывается формой уничтожения самого читателя как психического существа! Читая последнюю часть романа, испытываешь сомнения: сможет ли он продолжаться далее: ведь так давно он повествует о ни-о-чем! Этот роман не кончается, он прекращается.
Входит в:
— цикл «Библиотека XXI века» > сборник «Абсолютная пустота», 1971 г.
- /языки:
- русский (9), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Кулагина-Ярцева (9)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zazai, 23 апреля 2020 г.
Это самое едкое произведение, что мне только встречались. Лем последовательно избивает все филосовские течения — абстракционистов, экзистенциалистов, позитивистов, моралистов, античную философию и примитивизм. А через философию автор избивает и все человечество разом, все его цивилизации и всю его историю..
Сильно, ничего не скажешь — могу сравнить, разве что, с Кафкой.
-1 балл, т.к. ессе ниочем
-1 балл, т.к. шибко абстрактно и мудрено
mputnik, 3 апреля 2020 г.
Видимо, чего-то в этой жизни я сильно не понимаю. Не увидел я в этом тексте фирменной Лемовской «интеллектуальной крутизны».
На мой — да, вполне допускаю, что не шибко профессиональный с литературной точки зрения взгляд — нечто сугубо специфическое, массовому читателю абсолютно неинтересное.
Самый слабый текст сборника
bvi, 29 октября 2015 г.
Эта едкая пародия на «антироман» вдумчивому читателю, который сам не прочь побаловаться литературным трудом, может послужить прекрасной подсказкой о том, как много можно сказать, НЕ говоря! В самом деле, умные авторы активно используют приём умолчания, к примеру, заставляя читателя самого домысливать за автора. Вспоминается анекдот о психе, который заявляет доктору, что тот сексуальный маньяк. Лем упоминает о выдуманном критике, нравственность которого оскорбляет ОТСУТСТВИЕ вагины. Ну да, мы знаем как в нашей реальности оскорблённые умудряются находить причины оскорбления в самым невинных явлениях! Так и читатели, дай им волю, увидят в отсутствии чего-либо и глубинный смысл, и эпатаж, и смелость, и низость...
michaa47, 19 апреля 2011 г.
Все — таки человеческая фантазия весьма ограничена в своих рамках, и Лему тоже не совсем удалось выбраться из простого отрицания — отрицания.
Pupsjara, 30 июля 2007 г.
Этот роман по Лему является «воплощением честности», написать его было очень трудно, так-как писатель, если хочет написать хорошее произведение, не может ни лгать. А у автора это получилось, за весь роман он не солгал ни разу.