Станислав Лем «История бит-литературы в пяти томах»
Предисловие к коллективной монографии, посвящённой возникновению и развитию литературного творчества компьютеров. Описаны периоды компьютерного словотворчества, подражательного творчества (между прочим, рассказывается, что творчество любого писателя-человека можно изобразить в виде многомерной фигуры в семантическом пространстве и даже заполнить имеющиеся в этой фигуре пробелы, «дополнив» таким образом, скажем, сочинения Достоевского) и «зачеловеческого» творчества, уже не целиком доступного пониманию людей и носящего в основном философский, а впоследствии даже теологический характер.
Входит в:
— цикл «Библиотека XXI века» > сборник «Мнимая величина», 1973 г.
- /языки:
- русский (9), украинский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1)
- /перевод:
- К. Душенко (4)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dnomto, 23 января 2023 г.
В своей «Истории бит-литературы» С. Лем предвидел ажиотаж, который сейчас возник вокруг нейросетевого творчества: «Опасались, что возникнет индустрия «креативных услуг» и культура станет кошмарным раем: коль скоро первый встречный по первому своему капризу получает шедевры, мгновенно создаваемые машинными «суккубами» или «инкубами», которые безошибочно окукливаются в духов Шекспира, Леонардо, Достоевского... то рушатся все иерархии ценностей, ведь пришлось бы бродить по колено в шедеврах, как в мусоре. По счастью, подобный апокалипсис мы можем причислить к сказкам.
Мимезис, поставленный на промышленную основу, действительно повлек за собой безработицу, но лишь среди поставщиков тривиальной литературы (НФ, «порно», авантюрное чтиво и т.п.); там он и впрямь вытеснил людей из сферы интеллектуального производства; но вряд ли это особенно огорчит добропорядочного гуманитария.»
Апокалипсис, о котором он пишет, уже начался, а вот насколько будет огорчен добропорядочный гуманитарий — покажет время...
wolobuev, 16 июня 2021 г.
Хе-хе, круто. Вы думаете, пройти тест Тюринга — это высшая ступень развития ИИ? Нет, по-настоящему мир изменится в тот день, когда тест Тюринга не сможет пройти человек, а спрашивать будет машина! В самом деле, обладает ли человек сознанием с точки зрения компьютера?
Чёрт побери, Лем между делом вбрасывал идеи, к которым НФ подбирается лишь сейчас. Совсем недавно Уоттс ошарашил мир «Ложной слепотой», в которой поставил вопрос, никому до того не приходивший в голову: разум и сознание — это одно и то же? Но даже он не посмел усомниться, что человек обладает сознанием. Лем обошёл его на повороте ещё полвека назад (не первый раз, впрочем. Тот же Уоттс признавался, что хотел написать книгу о разумном океане, пока не узнал, что такая книга уже написана Лемом).
bvi, 28 сентября 2018 г.
Предисловия к этому пятитомному труду собственно истории, то есть хронологического расписания текстов не-человеческого происхождения, не касаются. Скорее, это почти несвязанные между собой размышления о том, в каких направлениях может развиваться битистика. То есть своеобразные прикидки технического задания программистам, которые возьмутся реализовывать компьютерных авторов. Зато этих прикидок – много, и они безумно интересны. Коснусь лишь мимезиса, идеи перевода текста в «n-мерное тело отражений» – «внутренне концептуальное пространство», а также возможности это «тело отражений» представить в виде «сложной, многослойной, апериодической и переменно-асинхронной фигуры, созданной из „пылающих нитей” – то есть из миллардов „значащих кривых”».
Здесь целый веер расходящихся практических применений этого «тела отражений»: рекомендации по организации процесса машинного перевода; визуализация текста как такового («Тут видно, что качество оригинального текста имеет отчётливое соответствие в геометрической „красоте” семофигуры!»), использование семофигур для представления общей картины творчества отдельного автора и (!) «восстановления» недописанного этим автором. Заметим, что и тут Лем не удержался от того, чтобы не лягнуть НФ: «Мимезис, поставленный на промышленную основу, действительно повлёк за собой безработицу, но лишь среди поставщиков тривиальной литературы (НФ, „порно”, авантюрное чтиво и т.п.); там он и впрямь вытеснил людей из сферы интеллектуального производства; но вряд ли это особенно огорчит добропорядочного гуманитария».
Небольшой по размеру текст предисловий густо насыщен подобного рода предложений (или предположений). А в разделе моноэтика можно позаимствовать ряд неологизмов: словопийца (читатель), словотяп (графоман), словоришка (плагиатор), словнюк (грубиян) и т.п.
Pupsjara, 7 августа 2007 г.
Господа писатели, критики, рецензенты! Трепещите, на сцену выходит новый игрок, а именно компьютер. Машины создают почти всю развлекательную литературу: фантастику, фэнтези, порно, любовные романы, люди пишут только серьезную литературу. А рецензируют произведения так, что писатели считают их самыми верными и искренними читателями, которые полностью понимают, что хотел донести писатель в своем опусе.
Конечно, это все пока фантастика, но кто знает, что произойдет лет так через 200?!
v_by, 10 декабря 2005 г.
Мыслящие машины сомневаются в том, что человек мыслит. Логично...
Тут говорится не только о «нечеловеческой литературе», тут присутствуют и антиматика, и терафизика, и прочие красивые идеи-чудовища.