Александр Островский «Волки и овцы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Сатирическое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Впервые опубликована в журнале «Отечественные записки», 1875, № 11, декабрь, стр. 5-126.
Впервые поставлена на сцене в Александринском театре 8.12.1875 г.
В 1952 году по пьесе был снят телеспектакль.
Входит в:
— «Театр FM», 2004 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strebkov, 24 сентября 2024 г.
На мой взгляд, это одно из лучших и самых пронзительных произведений А. Островского. Хотя оно заявлено как комедия, но я его воспринимаю как острую социальную драму. Столько трагизма и безысходности в том, что происходит с его главными героями-жертвами («овцами»), что даже слёзы на глаза наворачиваются. Характеры персонажей раскрываются постепенно и трансформируются на протяжении пьесы. Те, кого мы вначале считаем сильными «волками» в итоге попадают в лапы ещё более хитрых, сильных и ловких своих собратьев. Сюжет пьесы напоминает мне известный карикатурный сюжет из жизни капиталистов, у которого есть масса вариаций, когда маленькую рыбку съедает рыба побольше, её — ещё более крупная рыба, ту съедает щука и т.д., пока последнюю рыбу не съедает акула.
Шербетун, 2 апреля 2020 г.
«…по зернышку клюем, да никогда сыты не бываем…»
«Волки и овцы» — это шикарная сатирическая комедия, раскрывающая вечную тему сосуществования людей-хищников и людей-жертв. Это ведь, по сути, целая система отношений, зиждящаяся на приспособленчестве и паразитизме. В данном случае Островский использовал в качестве базы для раскрытия выбранной темы атмосферу жизни «среднего» дворянства после реформы 1861 года (отмены крепостного права), в тот период, когда само дворянство вынуждено было мимикрировать в изменившихся условиях среды. Уж больно схоже все изложенное в пьесе с теорией дарвинизма, но что поделаешь...
Когда читаю эту великолепную пьесу, возмущаюсь, смеюсь, иногда готова плеваться от омерзения, иногда плакать от всепоглощающей жалости, но тут же ловлю себя на мысли что и жалеть то некого, ведь жертвы сами виноваты, поскольку беспрекословно несут себя на алтарь, надеясь на авось и порой доводя свои надежды до уровня идиотизма.
Среди героев пьесы «Волки и овцы» есть настоящие хищники, готовые идти на откровенный шантаж, обман, преступление ради достижения собственных целей (будь таковыми удачный карьерный рост или набивание карманов), а также потенциальные жертвы – бесправные, бессловесные, прогибающиеся под сильного. При этом волки (ханжа Мурзавецкая, аферист Беркутов, ленивец Лыняев, охотница за выгодным браком Глафира) понимают, что за раз сожрать всех овец никак нельзя, поскольку только от них зависит их пропитание/нажива, да и волк посильнее/умнее способный отобрать добычу, всегда найдется. А овцы (богатая вдовушка Купавина) разумеют, что выхода все равно нет — или их быстренько съедят, или будут вечно доить, и послушно мекая, идут в загон.
«Лыняев. Да разве кругом нас люди живут?
Мурзавецкая. Батюшки! Да кто же, по-твоему?
Лыняев. Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.»
Вот и получается замкнутый круг, в котором вынуждены подстраиваться друг под друга оба человеческих вида, как бы им не было это неприятно. И этот круг и сейчас, через полтора века после написания пьесы разорвать невозможно.
«И крокодилы плачут, а все-таки по целому теленку глотают.»
В общем, плачут здесь все, – и обдуренные волками волки, и надгрызанные овцы...
lubar, 19 июля 2015 г.
В школе я Островского почти не читал. Разве что Грозу. Но сломалась Электронная книга и в руках оказалась книжка изданная в 1948 году. Волки и Овцы в ней были третьей и последней пьесой. Прочитал с удовольствием. Понравилось больше, чем входящие в сборник «Доходное место» и «Свои люди сочтёмся».
Совсем положительных героев в книги нет. Но в целом почти все со временем становятся посимпатичнее. Привыкаешь.
Самый отрицательный наверное Аполлон. Горький пьяница, который готов выпрашивать 5 рублей у потенциальной невесты. Лучше 5 рублей сейчас, чем счастливый брак и куча денег через месяц :)
Самым положительным вначале кажется Лыняев. И ожидается счастливый конец со свадьбой Лыняева и Купавиной. Но постепенно становится ясно,
что автору Лыняев тоже не абсолютно симпатичен.
Глафира мне показалась не очень интересно прописанным героем.
Позиция Вкуол Наумовича мне осталась совершенно не понятна. Почему он предпочитал работать на жуликоватую Меропу Давыидовну, а не устраивать дела простодушной Купавиной.
Самый интересный герой , на мой взгляд, Василий Беркутов. Хотя вначале он мне показался совсем отрицательным, но постепенно становится ясно, что целом его умиротворяющая позиция решает все проблемы. Никого не приходится сажать в тюрьму. Все дела, кроме разве Аполлона налаживаются. Как он забавно обеспечивает Лыняева вольнодумной литературой, Меропу Давидовну душеспасительной.
Финал оказался слегка неожиданным и очень сильным. Особенности диалоги Лыняев-Глафира, Беркутов-Купавина. Абсолютная симметрия подтверждающая равноправия полов. И мужчины и женщины могут быть как волками так и овцами.