Евгений Евтушенко «Братская ГЭС»
Братская ГЭС беседует с египетской пирамидой. Вспоминая страницы истории, они рассуждают о рабстве, свободе и предназначении человека.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— журнал «Юность 1965'04», 1965 г.
— сборник «Братская ГЭС», 1967 г.
— антологию «Современная русская советская литература 60-80-х годов», 1984 г.
— сборник «Граждане, послушайте меня…», 1989 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 21 ноября 2023 г.
Есть фразы, которые у всех на слуху и на языке, но далеко не каждый знает, откуда они попали в наш лексикон. «Поэт в России — больше, чем поэт» — начальная строка «Братской ГЭС», относится именно к таким выражениям-афоризмам.
Вояжи (они же творческие командировки) писателей и журналистов по ударным стройкам появились как рабочий инструмент соцреализма при Сталине, эта традиция прочно укоренилась и использовалась уже после смерти и развенчания Отца народов, вплоть до развала СССР. Евтушенко, разумеется, тоже ездил в такие командировки за вдохновением и тоже выполнял соцзаказ, один из результатов — эпическая (во всех смыслах) поэма «Братская ГЭС».
Казалось бы, книга с таким названием должна занять место рядом с «Цементом» и «Брусками», стать именем нарицательным и сниться в кошмарных снах студентам литинститутов. Но нет. Евтушенко, шестидесятник, по-своему искренний человек, один из главных поэтов своего поколения и властитель умов, сумел написать вполне человеческое произведение, которое, хотя и критиковали, но покупали и читали без принуждения. Почти три десятка «глав», экскурс в историю противоборства народа и власти, добрый Ленин и классовая борьба (куда ж без этого?), монологи простых работяг — строителей ГЭС, противопоставление стройки нового времени со старыми (в явной форме пирамида — ГЭС, в неявной — зэки — комсомольцы), «молитва перед поэмой», прямые упоминания репрессий — всё это с надеждой на будущее, на «социализм с человеческим лицом», на то, что старое ушло и не вернётся.
Отдельно надо сказать о стихотворной форме. Во вступлении, «молитве перед поэмой», Евтушенко обращается к русским поэтам, подчёркивая свою связь с ними, а себя обозначая наследником русской (не только советской!) поэзии. Разные главы написаны в разном стиле, разным ритмом. В основной массе Евгений Александрович подражает Маяковскому, неоднократно обращается к нему в поэме, что в общем-то неудивительно, ведь ясно же кто главный певец индустриализации («Через четыре года здесь будет город-сад» — ещё одна фраза-афоризм). Но не Маяковским одним, как говорится. Чтение поэмы превращается в игру «угадай мелодию», частенько ловишь себя на том, что начинаешь проговаривать строфы, ловя ритм, вспоминая. Тут «горячи бублики, гоните рублики», тут «Бородино», тут — что-то знакомое, но не желающее вспоминаться. :) Но ощущения каши и солянки нет, в какой-то момент возникает чувство, что присутствуешь на поэтическом спектакле с несколькими солистами и разноголосым хором.
Евтушенко называли поэтом-публицистом. Он не совершил ничего революционного и выдающегося именно в поэзии, но как «честь и совесть», зеркало 1960-х, как летописец и стилизатор был очень и очень неплох. «Братская ГЭС» — памятник эпохи, больше исторический и эмоциональный, чем литературный.
Wolde, 30 августа 2019 г.
Последний вздох советской идеи периода второй «оттепели». Немного наивный, немного картонный, вымученный, но и смелый, и искренний. Интеллигенция долго ругала Евтушенко за «Братскую могилу», за приспособленство. Но ведь это ещё и реально смелое произведение. Напомню, что на дворе был 1965 год.
А посему эта поэма — важный литературный памятник для всех, кто хочет прикоснуться к феноменам «оттепели» и шестидесятничества.