Филип Дик «Космогония и космология»
Космологические идеи Ф.К. Дика, изложенные под конец жизни в форме небольшой статьи. «Наша» (т. е., человеческая) реальность объявляется творением сущности, именуемой в тексте “the artifact” и также называемой «зеброй». Сущность «зебры» описывается, буквально, как “a computerlike teaching machine that guides, programs, and generally controls us”. Изготовителем «зебры» является некая «праоснова» (нем. Urgrund) [= Убик?], описываемая как “a vast living organism, intrinsically without qualities or aspects”. Прогнозируемая окончательная судьба «зебры» — разрушение (ввиду выполнения задачи), а вот «нас» ждёт бессмертие “once… reached the point of congruent analog to the Urgrund”. Каковая мысль развивается дальше в пространный религиозный текст синкретического толка.
Входит в:
— сборник «Блуждающая реальность», 1995 г.
— журнал «Лавка фантастики №1 (5) 2000 г.», 2000 г.
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Маркалова (2), Н. Холмогорова (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Incnis Mrsi, 11 мая 2020 г.
Религиозную часть пытаюсь игнорировать по личным причинам. А вот то, что как-то касается физики, на мой нескромный взгляд знатока точных наук (в особенности, проблем пространства-времени), сильно недоделано и, я б даже сказал, неконкретно. Дик пишет, что “there is a feedback circuit between the Urgrund and the artifact[так он реальность величает, а точнее, некую гипотетическую машину, в которую наша реальность заключена] in which the Urgrund can exert pressure on the artifact under certain exceptional circumstances”, но вопрос о природе и устройстве времени удостаивает лишь двусмысленными указаниями на “any given moment in linear time”. Если речь идёт о субъективном (или собственном) времени лично Ф.К., то вопросов к понятию нет, но при попытке чуть обобщить за пределы восприятия одним субъектом вопрос встаёт огромный и жирный, поскольку об относительности прошлого и будущего в 1987 году знать было просто обязательно. Уж точно более обязательно, чем сыпать цитатами апостолов Христа или знать устройство старинных холодильников. Более того… а с чего бы именно дяде Филе быть уверенным в том, как течёт (да и течёт ли вовсе) время этого самого the artifact? Ведь сколько наблюдателей, столько и осей времени. Никак не следует заметать эту деталь под ковёр, поскольку иначе не объяснишь даже умозрительно, где локализуются сами «исключительные обстоятельства», а заодно и «давление». Ну не мне ж могучего Ф.К. этому учить полагается, после «Убика» и всяких прочих марионеток. По нашим представлениям, идея времени (как заодно и причин со следствиями) в основном сводится к отношениям порядка. Чтобы судить об актах воздействия, потоках ян, инь, или любого прочего ци, необходимо же определить, что мы полагаем источником/началом/причиной, а что — получателем/концом/следствием. Понятие _события_ потребуется расширить куда-то туда, куда нужно Дику для его космологии. Без этого мы просто ничего не сможем понять в том, что на что влияет. И если, сидя в 4-мерии пространства-времени, мы с событиями умеем работать по Эйнштейну, Минковскому и т. д., то следов теории событий по Дику я в этом тексте не замечаю.
Видимо, попытка Ф.К. слезть с веществ привела к не слишком удачным подвижкам в сознании. Увы.