Юрий Щербак «Время смертехристов. Миражи 2077 года»
Мир 2077 года стоит на пороге мировой войны. Начальник научно-технологического управления Военной разведки Украины Игорь Гайдук оказывается в эпицентре политических интриг, где на кону стоит существование его родины. Черная орда надвигается на Европу, грозя поглотить ее, превратив в сырьевой придаток. На руку ей играет секта смертохристов, посягающая на установление нового мирового порядка.
Роман-антиутопия вышел в киевским издательстве «Ярославів Вал».
Первая часть авторского цикла «Генерал Гайдук».
Входит в:
— цикл «Генерал Гайдук»
Награды и премии:
лауреат |
ЛитАкцент года / ЛітАкцент року, 2011 // Художественная литература (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vishchun, 22 мая 2018 г.
Роман «Час смертохристів» («Время смертохристов») вышел в нужное время, когда только и мог привлечь внимание к себе. Хотя критики любят сравнивать его с «1984», реально в романе нет ничего от произведения Оруэлла. Это антиутопия другого рода.
Описанный Щербаком мир поначалу выглядит достаточно достоверным. Национальные государства объединяются в союзы, глобализация стирает границы, а Третья мировая война состоялась как серия локальных конфликтов. Приближается новый раздел мира, в котором на мировое господство посягает Черная орда, подобно средневековым монголам надвигаясь из Азии на Европу, уже поглотив Россию и средний Восток. Главный герой, Игорь Гайдук, защищает в этой ситуации интересы Украины. И здесь реализм исчезает, ведь Украина 2070-х — это гротескная пародия ее же конца 2000-х. Страна не входит в союзы, хотя постоянно куда-то собирается. Она разделена между олигархами, которые установили феодализм, держась каждый за свою вотчину. Существование страны поддерживается экспортом оружия, зерна, и удовлетворением простейших, животных потребностей рабочей силы. Она описана землей, где все «как бы»: как бы независимость, как бы патриотизм, как бы стабильность. Расколу Украины на пользу Орды способствует секта смертохристов, которые верят, что Христос умер и похоронен в Киеве, следовательно христианская мораль, основанная на вере в воскресение, бессмысленна.
Гайдук является типичным героем боевика — потрепанный жизнью опытный боец, который оказывается в центре событий мировой значимости. Ведь надвигается мировой голод и украинские черноземы жизненно необходимы всем. Вообще, персонажи романа достаточно шаблонные и легко делятся на «хороших» и «плохих». Гайдук пытается выглядеть антигероем, ведь работает одновременно на Украину и США, однако в своих решениях руководствуется внешними воздействиями. Он почти ничего не делает сам, не имеет мотивов к какой-либо деятельности, идя дорогой, которую кто-то уже проложил для него.
Гротеск составляет значительную часть «Времени смертохристов», в чем большой недостаток романа. Автор обладает нездоровой тягой к «говорящим» аббревиатурам, чего только стоит УСРАН. Все персонажи говорят их с такой серьезностью, что моментально исчезает всякое доверие к происходящему. Сами они при общей шаблонности «подрисованы» чертами, которые делают их скорее комическими. Так, двуликие отрицательные персонажи к месту и не к месту твердят о культуре и этнических корнях. Так же как положительные из главу в главу вспоминают о родных, вере, истории, как бы нелепо это не выглядело в той обстановке.
Попытки отвлечь наступление Черной орды в ходе интриг в конце
Нетрудно понять, почему «Время смертохристов» в свое время подняло ажиотаж. Ведь книга преувеличенно изображала проблеммы Украины конца десятилетия и предупреждала, что общество, ищущее собственный путь, может оказаться перед лицом уничтожения, если в нем есть «как бы». Не вдаваясь в политику, замечу, что роман туманно смог предсказать события следующих после издания лет. Однако, гротеск сделал из в общем неплохого актуального чтива незаконченную пародию. Лишь то, что таких книг сейчас мало, позволяет поставить ей высокий балл.