Олдос Хаксли «Гений и богиня»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Ещё одна история о любви... Эгоистичный, инфантильный гений ядерной физики и его жена, любовью и вниманием которой он питается. Система несбалансирована и в ней попросту необходим третий. Когда же участниками классической драмы становятся ещё и дети и, наконец, самый страшный персонаж — Общественная Мораль — драма становится трагедией.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pontifexmaximus, 15 июня 2023 г.
В этой книжице, как мне представляется, идеально отображены причины того, что в моем сознании сосуществуют два Олдоса Хаксли. Одним я восхищаюсь, второго терпеть не могу...
Потому что первый, это Хаксли из «Контрапункта», тонкий ироничный наблюдатель, мастер любой монолог или диалог превратить в россыпь афоризмов, не уступающих в меткости и едкости фразам Оскара Уайльда. Мало кто с ним сравнится в искусстве описать житие и бытие пресловутых интеллектуалов, от верхних этажей этой пищевой цепочки (вроде нобелиата из названия повести) до самых презреннейших представителей данного племени, поденно сочиняющих заметки для безвестных жалких газетенок...
И вот только ты начнешь восхищаться этим всем мастерством и психологизмом, как является вторая ипостась Хаксли, чтобы испортить шедевр длинными философскими тирадами, в которых самым пошлым образом сварганено неудобоваримое месиво из античной мифологии и популярной психологии...
Так и хочется воскликнуть: Мистер Хаксли, разбросанные там и сям ваши же афоризмы гораздо эффективнее, чем эти унылые проповеди. Читатели все же не совсем такие глупые, что не поймут отсылки к мифам о Гере и Афродите без того, чтобы их еще пять страниц мусолить в духе теософских журналов...
В общем, сократить бы эту повесть процентов на тридцать, и мы получили бы шедевр, а не просто интересное повествование, которое иногда все же подбешивает скучными отступлениями в сторону...
И да, не мной замечено, а разными литературными критиками, что доставит немало поводов к размышлениям сравнение вымышленного гения из этой книги с обстоятельствами жизни Ландау...
vfvfhm, 20 октября 2022 г.
Возложить всю вину за драму, описанную в этой замечательной, умной и глубокой повести, на Общественную Мораль, как это сделал автор представленной выше аннотации, значит отмахнуться от проблематики, поднятой Олдосом Хаксли.
С первых же строк невероятно виртуозно автор ставит вопрос о том, что жизнь и, шире, Вселенная, намного больше чем все наши представления о них и жалкие попытки их описать. Общественная Мораль — это только одна из попыток обуздать хаос гармонией, слишком человеческой, поверить алгеброй стихию. Низший уровень понимания действительности. Сама эта стихия находится на более высоком уровне организации материи, ее пытается описать квантовая физика — предмет научной деятельности главных героев, но и та бессильна пока прийти к окончательному выводу — что управляет первозданной стихией: случайность или предопределенность?
А выше всего — Бог. Именно там и стоит искать хоть какие-то смыслы, которых среди морали и стихии бытия днем с огнем не найдешь.
Рассказчика представленной трагедии, молодого ученого Джона Риверса, всю жизнь воспитывали в строгом религиозном духе упорядоченной целесообразности. Но первая же встреча с живой жизнью, с земным воплощением пантеистической богини Геры в облике замужней 36-летней матери двух детей с простеньким, под стать субретке, именем Кэти, разрушила все эти самые страшные оковы Морали, Долга, Ответственности и Чести.
Хаксли вводит еще одну важную со времен Джейн Остен тему: что руководит поведением людей — разум или чувство? Разум, честно отвечает себе молодой ученый карьерист, но стоит Гере-Каллипиге обернуться к нему спиной в полумраке спальни... Квантовая физика забыта!
Итак ,жизнь побеждает людские правила, но и она не всесильна. Есть Высший суд и его суровые инструменты Предопределенности и Случая. Страсти взвешены и признаны легковесными, им не устоять перед Ветрами Хаоса. Человек предполагает, а Бог...
Однако, повесть прекрасна не только глубинами своей философской и психологической проблематики. Написана она также на невероятном уровне мастерства. Чудесный сплав интеллектуальной и чувственной прозы, острейший английский юмор высшей пробы, отточенный стиль. Архитектурно безупречная композиция.
Простой сюжет об адюльтере, тысячи раз использованный, сделать свежим и оригинальным, да еще навертеть на него клубок смыслов и «мильон терзаний» — это высший авторский пилотаж. То, как Хаксли деликатно и утонченно описывает самые неистовые проявления животной похоти и прочие непотребства, даже самый изысканный ценитель будет пот ушанкой утирать. Это словно Достоевский, пропущенный через Набокова. Но, конечно, это оригинальный авторский стиль.
Кстати, если сравнить с нашим несравненным эстетом Владимиром Владимировичем. СЛУЧАЙНО, ха-ха, «Гений и богиня» и «Лолита», произведения, в которых описана «любовь» девочки-подростка и взрослого мужчины были изданы в один год. Обе книги созданы европейцами на американском материале. Но если английский джентльмен в костюме-тройке деликатно остановился на пороге девичьего алькова, то русским барином в шортах и рубахе навыпуск овладел русский же безудерж, и он погнал свою птицу-тройку в запредельные дали аморальности и перверсии.
Шедевр литературы получился в обоих случаях, но наш-то лихач, как статуя Свободы в сравнении с памятником Линкольну))
Хаксли я заочно уважал чуть ли не всю сознательную жизнь — это была предопределенность, а первое художественное произведение его прочитал вчера СЛУЧАЙНО, это говорит о том ,что проблема Рока и Случая, поднятая в повести не пуста, а очень даже насущна.
Рекомендую всем любителям интеллектуальных лав-стори.
Bassman2003, 24 февраля 2023 г.
Очень интересная и заставляющая подумать повесть. Как по мне, это — набор мыслей, в той или иной мере что-то из себя представляющие, но, так как я не жил в Америке 20х годов, быт и менталитет мне не очень понятены и не близки. Очень хотелось больше разузнать о самом Генри, побольше диалогов, где раскрываются его «гениальность», но вместо этого получаем астматика, плаксу и вообще душевно больного человека, который с ума сходил из-за недолгой разлуки с женой и подставляет к веску дуло пистолета. Богиня ли Кэти? Не знаю. Но зато как показан разврат, страсть и целомудрие вкупе, секс! Типичная такая проблема всех времён и народов — измена. А концовка вообще убила.
Впечатление двоякое. С одной стороны куча философских мыслей и рассуждений, которые, право, имеют место быть и как-то использоваться в повседневной жизни, с другой — где-то не раскрытые до конца герои, а любовный треугольник — не треугольник вообще, а четырехугольник.
В общем, читать можно, кому-то явно пригодится. Ещё очень приятный и проработанный авторский стиль. Зачёт.