Дмитрий Глуховский «Евангелие от Артёма»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Рассказ от автора проекта, который переворачивает с ног на голову романы Метро 2033 и, отчасти, Метро 2034. Действие происходит осенью 2034 года. Главный герой — спаситель метро Артём — гуляет по саже и углям, размышляя о том, чего он стоит и правильно ли он поступил.
Входит в:
— цикл «МЕТРО» > Апокрифы
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > Антологии > антологию «Метро 2033: Последнее убежище», 2011 г.
— антологию «Utopiales 2014», 2014 г.
— антологию «La Décade de L’Imaginaire 2015», 2015 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1), немецкий (2), французский (3), итальянский (2), польский (3), венгерский (1), китайский (1), турецкий (1)
- /тип:
- книги (14), аудиокниги (1), цифровое (4)
- /перевод:
- Д. Аслан (1), Д. Древс (2), К. Маццуккелли (2), П. Подмётко (3), Д. Савин (3), Ч. Хэнчже (1), Э. Шиллер (1)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hunter_Number23, 10 августа 2024 г.
Есть такое понятие, как реткон, когда в сюжете нового произведения меняются какие-то известные факты и устанавливается новая каноничность тех или иных событий, которые хронологически произошли в произведениях, выпущенных до события реткона. Так вот, рассказ «Евангелие от Артёма» является таковым ретконом событий романа «Метро 2033». С одной стороны, данное произведение значительно расширяет историю контакта протагониста с мутантами Чёрными, добавляя новые подробности в эту известную историю. И в то же время местный реткон только укрепляет убеждённость в том, что Артём не был избранным, а вся его история изначально была не такой искренней по отношению к читателю, как могло показаться изначально.
Описанные в рассказе события от лица самого Артёма значительно сильно меняют отношение и к данному персонажу, и его поступку в финале оригинальной книги. А ещё здесь более подробно описано, как так вышло, что Чёрные, которые на самом деле не особо то и хотели войны с человечеством, при контакте с представителями людского рода, в итоге приводили смерти последних. Эпилог истории Артёма выполнен заметно мрачнее, чем оригинальный роман, но здесь, в финале всё равно виден луч надежды, который светит маяком в мире после конца света.
Справедливо будет заметить, что Глуховский написал данный рассказ не просто для новых сюжетных поворотов, а для того, чтобы постепенно подвести события романа «Метро 2033» непосредственно к событиям видеоигры «Metro: Last Light». Хотя, казалось бы, игровая адаптация оригинальной книги была довольно самостоятельной и по-своему независимой от первоисточника и вроде нет нужды ещё сильнее переплетать события книг и игр, которые в плане лора и так местами противоречат друг-другу, создавая эффект ненадёжного рассказчика по отношению к читателю или игроку. Оставим этот момент на совести автора, который имеет полное право поступать со своей вселенной так, как ему заблагорассудиться.
Можно относится к данному рассказу и описанным в нём событиям по-разному: принять его таким, какой он есть, или ревностно доказывать, что данный реткон не нужен и его нельзя учитывать в рамках лора. Но, как не посмотри теперь это новый, обновлённый канон известной нам истории. Сам рассказ в итоге, в более поздних переизданиях романа «Метро 2033» стал ещё и полноценным эпилогом, а не просто сторонней историей, что доказывает всю серьёзность намерений Глуховского, который поставил перед собой задачу переписать известную нам историю задним числом.
p-azarenkov, 15 мая 2016 г.
Рассказ является неким мостиком от замечательного романа «Метро 2033» к новому нашумевшему «Метро 2035». Про М2035 я уже высказывался (оценка 5/10), поэтому данный рассказ заслуживает ни больше ни меньше. К сожалению автор решил за счет мерзости, русофобии, матершины, жестокости и т.п. завоевать больше аудитории.
Knigolub282, 8 января 2017 г.
На самом же деле, это хороший и трогательный рассказ, который показывает читателю, насколько изменился полюбившийся ими герой. Показывает то, что Артём из авантюриста превратился в, по сути, влачащего жалкое, бессмысленное существование взрослого человека, за плечами которого лежит груз свершенных ошибок. Мне очень понравилось. Хороший финал «Метро 2033».
god54, 29 июня 2014 г.
Во-первых, это надо читать только после знакомства со всеми произведения цикла, как самого автора, так и других товарищей. Ибо это глубокая философия, которая порой охватывает любого автора после публикации нескольких произведений, а равно и любого человека, когда он пытается осмыслить что же он такого натворил в своей жизни. Он понимает, что ничего не исправит, не стремится кого-то учить на своем примере, а просто бередит старые раны и заслуги до крови, до озлобления на самого себя... А ради чего? А старикам так легче, мы словно искупаем старые грехи... Одним словом для стариков и о стариках.
Dobkachleo, 3 сентября 2012 г.
«Чёрное и серое»
Мини-рецензия на «Евангелие от Артёма» Дмитрия Глуховского
Заключительная история сборника рассказов ознаменовывается «бонусом от создателя «Вселенной»! Если честно, прежде, чем подойти к прочтению оного произведения, думал про себя: о чём же там будет? Просмотр комментариев не дал ничего путного. Слишком всё противоречиво, но указывало на философию, затянутость и так далее. Что же выделил я сам?
Во-первых, «Евангелие от Артёма» – микс завуалированного пересказа оригинального романа «Метро 2033» и переосмысление его после уничтожения логова чёрных. Автор поместил себя на место того персонажа, через призму восприятия которого читатели прониклись симпатией к созданному Дмитрием миру. Миру после загадочной ядерно-бактериологической Третьей Мировой войны. Мысли Артёма отправляют нас на «исходную точку» – в Ботанический сад. До войны, спустя несколько лет после, когда минул Судный день для нового вида разумных существ и, наконец, в момент встречи последнего выжившего среди homo novus и героя-труса, разрешившего уничтожить подобных первому…
Каждый элемент, составляющий рассказ Дмитрия Глуховского, не доведён до полного изящества, а оставлен на полпути к нему. Как раз на «золотой середине» – так, чтобы сохранить изначальную атмосферу безысходности и надежды. И это хорошо, и это правильно.
nikn, 25 декабря 2011 г.
Можно сказать, что данный рассказ мне скорее понравился. Он не является новым и самостоятельным произведением. Это пролонгированный финал романа «Метро 2033». К сожалению, автор слишком увлекся размышлениями главного героя Артема, повел нас по кругу и забыл о смысловой нагрузке книги.
Рекомендую читать только как финальную часть романа «Метро 2033».