Горан Петрович «Книга с местом для свиданий»
Действие романа сербского писателя Горана Петровича, представляющего собой причудливое переплетение фантастики и реальности, разворачивается на фоне подлинных событий из истории Сербии первой половины XX века.
Награды и премии:
лауреат |
Премия журнала НИН / НИН-ова награда, 2000 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Адажио, 9 января 2018 г.
Участвовали когда-нибудь в совместном чтении? Списки на лето по литературе в школе, а сейчас — с подружкой, чтобы вместе прочитать большое произведение, за которое одной браться страшно? Значит, вы поймёте о чем пойдет речь в этой книге.
Сюжет в том, что влюбившись, человек способен на многие безумства, например, описывать свой будущий дом во всех мельчайших подробностях девушке, с которой ни разу не встречался в реальной жизни. И при этом быть холодным к горящим зеленым глазам другой девушки, которая влюблена в тебя без памяти. А потом, разочаровавшись, опубликовать свои письма большим описательным романом — без героев, без событий, но подарить всем скитающимся, страждущим место, где можно переночевать, подкрепиться и послушать волшебные звуки арфы.
Вообще, я сейчас под очень большим впечатлением. У меня в руках книга, где воспоминания хранятся в подушках и шкафах, где есть часы, поперхнувшиеся временем, и сундуки, обитые внутри присборенным и простеганным запахом другого мира. Здесь, в лучших традициях Маркеса, мистический реализм переплетен с жизнью большого народа — не просто сербами, югославами, русскими — здесь вся наша славянская душа. Немного не последовательная, где-то жестокая, но открытая и любящая, готовая принять, понять, простить.
Из истории я знаю, что 20 век потрепал сербов в каждом поколении. Дай бог, чтобы 21 отступил от этой традиции. И я понимала, что рана открыта и болит. Но, друзья, масштабов этой трагедии я до конца не осознавала! И что это за общение с книгой, если не сеанс одновременного чтения, когда, читая, испытываешь всю боль народа вместе с ним физически!
Это не легкое чтение, не отпускное, не праздничное. Здесь нет драйва, динамики и экшена. Здесь погружаешься в пучину меланхолии и другого течения времени. И я не возьмусь советовать это всем и каждому. Но тем, кто любит романы о романах, книги о книгах книг, о печальной и неразделенной любви, о неторопливых и неслучайных стечениях обстоятельств, вот им я бы посоветовала это к прочтению.
nikivar, 7 января 2016 г.
Такая красивая книга, что иногда захватывало дух!
Такая неторопливая книга, что иногда казалось – глаза слишком спешат, надо остановиться и рассмотреть все подробно.
Такая увлекательная книга, что остановиться-то как раз и не было сил.
Давно уже решила, что «книги о книгах» — совершенно не мое. Во-первых, я не фанат бумаги, запахов и шуршания страниц. Во-вторых, практически все они о пижонах и воображалах. В-третьих, на поверку в них не обнаруживается ничего, кроме восторженных и многословных размышлений о том, как же прекрасны – шуршание, запах и битком набитые полки.
А вот Горан Петрович меня переубедил.
Его книга обладает глубиной: если, читая обычную художественную книгу, можно передвигаться между двумя реальностями, то здесь в одном эпизоде я насчитала четыре!..
...и богатством названий – полки там действительно полны книгами.
И это еще не все. Его книга очень самобытна. Национальность автора не спутаешь ни с какой другой – и это мне тоже очень симпатично. Строение предложений и абзацев. Жизнь, заключенная во всякой детали и во всяком предмете. И напротив, явления, разбрасывающие вещи как наглядные признаки своего реального существования. И слова, которые можно потрогать, сохранить или выбросить с глаз долой.
"— Этой весной кто-то влюблен, развесишь белье после стирки, по три дня не сохнет, на всех стальных ручках испарина, а уж о латунных я и не говорю...
…Имелись и другие убедительные признаки присутствия любви. Еда, оставшаяся нетронутой на тарелке, шарики из хлебного мякиша на столе. Измятое от бессонницы постельное белье и вылезшие из подушек перышки. Целые комки и гроздья пуха, бессознательно и понемногу нащипанные из всего шерстяного. По рассеянности потерявшие свою пару перчатки и носки, засунутые неизвестно куда пряжки, брошки, ключи, табакерки, спички, пепел, стряхнутый с сигареты мимо пепельницы...»
«Надо сказать, что эти слова еще долго раздавались в доме на Сеняке, потому что служанка, неграмотная Зуска из белградского пригорода, по-французски не понимала и, не решаясь устранить ни одного незнакомого ей звука, предпочитала не трогать их и дать им самим спокойно исчезнуть, улетучиться».
Одним словом, это было прекрасно!
Adiga-man, 17 марта 2015 г.
Эта книга, в которой говорится, что понедельник испокон веков считается самым хорошим днем для начала какой-либо задумки,
а вторник – день пропащий, пустой,
о том, что среда день, в которой определяется дальнейшая судьба,
о том, что в четверг можно вернуться на родину после долгого отсутствия,
а вот пятница идеальный день для того, чтобы безответно влюбиться на всю жизнь,
на субботу можно даже дать обещание, которое не сдержишь,
ну, а в воскресенье можно легко изменить планы и скрыться за горизонтом.
Вот примерно в таком стиле написана и вся книга, вроде красиво, но мало что понятно. С витиеватыми и длинными описаниями глав, как в приключенческих книгах моего детства. С хорошей задумкой путешествия по книгам, которая слабо, к сожалению раскрыта. Я понимаю, что это магический реализм, но сей жанр не освобождает автора от следования некоторым основам логики. С красивыми, длинными и подробнейшими описаниями некоторых сцен, панорам и мелких предметов. С множеством персонажей и их подробнейшими историями жизни. А так же о неразделенной и безответной любви всей жизни, к теме которой автор слишком уж неравнодушен. И вот с такими же простыми перечислительными описаниями через запятую.
P.S. И с красивой, но безумной обложкой, которая ни коим образом не отображает сюжета книги, а наоборот, вводит в заблуждение, вызывая неправильные ассоциации с книгой «Книжный вор». Но, это уже претензии к нашим издательствам.