Горан Петрович «Атлас, составленный небом»
В предместье одного сербского городка возвышается странный дом. В отличие от окружающих его строений, крытых черепицей, крышей ему служит бесконечность неба. Под столь прекрасной сенью обитают необычные постояльцы – они могут поймать лунный свет, стряхнуть с персикового дерева бриллианты или магией песни пустить созвездия в пляс. Каждый, кто отважился постучать в дверь сего дивного дома, столкнется с доселе неизведанной и прекрасной Вселенной…
Входит в:
— журнал «Иностранная литература №6, 1997», 1997 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия журнала НИН / НИН-ова награда, 1993 |
- /языки:
- русский (7)
- /тип:
- в планах (1), книги (5), периодика (1)
- /перевод:
- Л. Савельева (7)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Линдабрида, 16 апреля 2024 г.
В неком городе, с виду самом обыкновенном, дома стоят под красными черепичными крышами. А что, ведь это солидно и достойно. В городе будут строить новый деловой центр с тропическими растениями (искусственными, но это совсем не заметно). Чего же вам не хватает?
А вот есть в городе дом, вместо красной черепицы крытый голубым небом. Там на шкафах лежит айва, а в сундуках — Тяжесть и Лёгкость. Там гостиная украшена улыбками, а в зеркале можно различить ложь и правду. И ещё лунные рыбки плещутся в аквариуме.
Об этом доме можно рассказывать бесконечно, а люди там живут под стать дому. Этот дом — вавилонская башня из двух этажей, где найдется место и для Подковника, который ищет в траве чьи-то оброненные мысли, и для Молчаливой Татьяны, с чьей шали спархивают птицы. И для милой глупышки Эстер, и для Андрея, потерявшегося в тени своей любимой... В общем, для всех, кто способен путешествовать по сновидениям.
И будут дальние места с фантастических карт, прекрасные и пугающие, от Атлантиды до Новой Гипербореи. И будут мудрые Анатомики — клянусь, вы не знали и половины того в человеческой душе, что знают жители дома. И много, много снов тоже будет.
Перечислить все здешние чудеса невозможно. И хотя конец грустный, хочется верить, что это и не конец вовсе, и герои ещё соберут осколки вавилонской библиотеки.
Адажио, 18 августа 2018 г.
Маленький домик с видом на небо…
А в небе апрель.
Веня Д'ркин А. Литвинов «Коперник»
Эту маленькую книгу я читала больше двух недель. Отчаивалась, хотела бросить, расстраивалась из-за узнавания многих образов и самоцитирования автора.
Сложная структура произведения не облегчает процесс чтения. Идут главы, потом сноски, написанные самим автором, дополнения, текстовые иллюстрации. Пока дело доходит до сносок, забываешь, о чем шла речь и что нам поясняют. Иллюстрации вообще не сразу соображаешь, что конкретно тебе иллюстрируют… но читаешь. Вдумываешься.
В начале этого года я прочитала «Книгу с местом для свиданий», она была написана позже «Атласа, составленного небом», и не так широко известна и обласкана критиками, но! Для меня она была первой, поэтому «мысли, спрятанные в подушку» или «грусть в щелях досок» в «Атласе» произвели на меня меньшее впечатление. Да и видно было, что «Атласом» Горан только пробует свое перо, он еще не уверен, немного зажат, поэтому и повествование не льется и читается с большим трудом.
Здесь рассказывается о странной коммуне людей, проживающих в одном доме. Мы знакомимся с каждым из них, проживаем вместе с ними некоторое время, понимаем обычаи и привычки этой компании. Все истории аллегоричны. Рассказывая об одном, они на самом деле говорят о чем-то шире и универсальнее. Их мир не такой уж и большой. Он состоит из Града и Предместья, а над ними – купол неба. Есть волшебные зеркала, связывающие разные точки на планете (и разные миры – тот и этот). Из других людей, кроме этих восьми, есть почтальон Спиридон, пожалуй, единственный из «других», имеющих доступ в дом и пользующийся благосклонностью его жителей. Вообще, Спиридон для меня – довольно сакральная фигура. Он и благовестник, в конце концов принесший плохие новости. И кто-то, спастись от которого мог помочь чеснок. И в целом, у него одного любовь (ну хорошо, пусть симпатия) взаимная.
Немного раздражал автор. Прямым текстом говорится, что в доме живет «восемь человек», но при этом он всегда писал «мы», «с нами». Он не девятый, но и не кто-то из героев.
Собственно, мое отношение к «Атласу» поменялось на последней странице. Когда сошлись воедино образные линии и характеры, когда я для себя поняла в чем тут суть. Нет, здесь не о жильцах, не о доме. Тут о потерянном рае. При чем потерян он не по своей воле, а благими намерениями чужих людей. Ничего не напоминает? Бомбежки Югославии, например. Или Сирии, из злободневного. Хотя и рай в библейском понимании – тоже часть этой книги. Не зря же намеки на это разбросаны по всему тексту. Это и прямая история Вавилонской башни и аналогии с ней Дома. И притчевость изложения. И отголоски в каждой биографии. А еще очень понравилось тесное переплетение сербской и русской… славянской мифологии.
Понимаете, последние фразы на столько ошеломляют и отрезвляют, что понимаешь – это гениально! Игры разума искусно сворачиваются в нашу с вами реальность. И новости потом понимаешь острее. И мир ярче. И более человечным становишься. И все это за 300 страниц!
Тринити, 18 июня 2015 г.
«Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно, волшебно, ни толку, ни проку
Ни в лад, невпопад, совершенно...»
Горан Петрович и его «Атлас составленный небом» — это мое открытие года! Я обнаружила незнакомый текст в завалах своего ридера не так давно. А потом узнав, что книга написана в 1993 году, поняла, что потеряла целых 22 года, за которые уже смогла бы изучить все творчество писателя.
Это произведение настолько удивительно и необычно, настолько поэтично и музыкально, настолько волшебно и позитивно, что я читала и не могла остановиться. И в то же время, возвращалась назад, перечитывая по несколько страниц, наслаждаясь изумительными ощущениями, тянула, не желая, чтобы повествование заканчивалось.
А удивительно в этой книге буквально все — мелодичный и метафоричный язык автора (отдельное спасибо переводчикам); уникальные, яркие, объемные образы героев; тонкие, легкие, воздушные взаимоотношения между ними; необыкновенные приключения, которые с ними постоянно происходят; обволакивающая атмосфера сказочного дома, в котором они обитают. С помощью всего этого автор создал дивный мир, в который погружаешься и из которого нет желания возвращаться.
Финал книги меня удивил еще сильнее. Не знаю, имел ли автор в виду то, что увидела я, или это моя буйная фантазия нарисовала мне такую картинку. Но мне вдруг показалось, что образы всего множества героев, живших в сказочном доме — это эмоциональное наполнение всего лишь двух влюбленных людей: ЕЕ и ЕГО...
Я не зря привела строчки из всем известного фильма в эпиграфе. Потому что будь я на месте автора этой книги, я непременно назвала бы ее так же, как этот фильм — «Обыкновенное чудо». Несмотря на то, что персонажи этой книги — удивительны и необычны, эта книга о самых обыкновенных чудесах, которые присутствуют в жизни любого человека, нужно только научиться их замечать. Не верите? Прочтите, ощутите и станьте чуточку счастливее. )))
tiara, 15 августа 2016 г.
Ещё одна моя любимая книга. Она похожа на клад в виде старинного сундука, в котором хранятся волшебные артефакты, причём каждый, у кого хватит сил открыть его тяжёлую деревянную крышку, непременно увидит внутри что-то своё, потому что у сундука, оказывается, двойное, тройное, и даже какое-то многократное дно!
Любитель сказок, найдёт в этой книге, умиляющую и забавную историю о жизни необычных существ, полную самых разных персонажей из народного фольклора.
Ценитель афористического языка обнаружит массу гениальных цитат, каждая из которых имеет полное право быть выгравированной золотыми буквами в анналах человеческой памяти.
Знаток игры воображения увидит психоделические мотивы, расширяющие сознание.
… и так далее.
А чей-то пытливый ум, кроме всего вышеназванного и неназванного встретится лицом к лицу с глубочайшей мудростью этой жизни, уложенной автором в мозаику иносказаний и намёков.
Так в чём эта мудрость?
Для начала две небольших цитаты:
«Воображаемая точка — это крохотная исходная точка всех отсутствующих взглядов, исходная точка, от которой начинаются бескрайние фантастические просторы. Она есть у каждого человека, но многие не в состоянии ее увидеть. Поэтому для них эти широкие просторы остаются навсегда недоступными.»
«Кажется просто невероятным, как человек добровольно соглашается большую часть своей короткой жизни проводить между двумя тьмами. Наивно уверенный, что его надежно охраняют внизу прочный пол, а наверху балки потолка, он даже не думает о пагубности такого образа жизни. С течением времени уютное для человека жилье превращается в пожизненную ловушку. Тогда, пришпиленный к собственной короб¬ке, он ясно осознает фатальность своего заблуждения, однако, как правило, не находит достаточно сил, чтобы освободиться…»
Эта книга о том, как среди мира обычных людей рождаются иногда те, кого называют чудаками, впавшим в детство мечтателями. Они начинают свою жизнь с того, что снимают стандартную крышу с дома, чтобы крышей для него стало небо, они составляют атлас, по которому могут найти дорогу к счастью, и не желают быть ограниченными какой-либо тьмой.
Эта порода людей безжалостно уничтожается нашим циничным временем, в котором им нет места. И поэтому он уходят. Куда? По дороге, подсказанной атласом…
И эта книга, составленная автором, как загадка, которую нужно разгадать, приглашает каждого в трудный путь по ни чем неограниченным фантастическим просторам, потому что именно там, в этих просторах, может быть, ещё существует самое настоящее счастье.
Итак, мы имеем дело с книгой-загадкой, книгой-кладом.
Откроете же волшебный сундук и узнайте, какие артефакты способны увидеть вы.
tarasovich09, 17 сентября 2017 г.
Книга воистину волшебная. В ней содержится целый набор чудес, она энциклопедична, в ней есть сказки и истории, фотографии и документы, и все они — талантливая фантазия автора.
Одна семья решила убрать крышу своего дома... Крышей будет служить им синее небо. В углах комнаты висят зеркала. могущие показывать прошлое, настоящее и будущее... Но это только завязка истории!
Книга Г.Петровича близка к творчеству Борхеса, Маркеса, Кортасара, Павича, Эко, Гофмана... Тем, кто любит такой набор смысловых историй, весьма произвольных по сюжету, можно рекомендовать знакомство с этой книгой.
MINISTER X, 20 мая 2015 г.
Они живут в доме, используя вместо крыши небо. Они гоняются за гордой горошиной в ресторане и сочиняют фантазию все вместе, а после этого она появляется. Они ищут Вселенское дерево, и находят его. «Вечна только борьба со злом, все остальное длится непонятно сколько»…
Это книга образов и впечатлений. Образность Горана Петровича вообще впечатляет: «… гостиная была наполнена удачно размещенными по ней улыбками Люсинды…», «… лунные рыбки попрятались в складках аквариума…», «… мы увидели, что его сравнение одной ногой стояло на полу нашей гостиной…» — это три капли в море образности автора, случайно оказавшиеся в цитатах моего гаджета. Если задаться целью цитировать только созданные автором образы, то смело выделяйте всю книгу…
В книге нет головокружительных приключений, но в ней есть жизнь, ее здесь очень много! В ней нет абсолютно точных данных, но в ней есть претензия на них, подкрепленная иллюстрациями, описанными автором. А самих иллюстраций в книге нет, но их можно увидеть. Это книга теней и снов, сундуков с Тяжестью и Легкостью, зеркал, растроИвшихся в трех временах, деревьев, с которых собирают бриллианты с появлением утренней росы. Здесь в аквариуме живут лунные рыбки, дающие ночью свет, и, тем не менее, здесь можно украсть сны, а можно складировать воспоминания по коробкам, или рассматривать коллекцию Будущих успехов. Здесь днем усиленно борются с Пустотой, изгоняя ее метлой, а ночью играют в спектаклях теней и ищут ответы на все вопросы в книге Serpentaria.
Анатомика, это вообще отдельная глава (точнее, главы). Из них можно узнать, как устроен на самом деле человек, из чего он состоит и как не сойти с ума, узнав все это ))) А когда люди влюблены, они (естественно, а как же иначе) летают с помощью ресниц… Все понятно, но очень уж красиво сказано, местами даже перенасыщено символикой. Но очень много обычных на первый взгляд наблюдений, рассмотренных под самым из необычных углов. И в каждом случае этот угол разный. Еще очень понравилась идея, что новое искусство уже само будет рассматривать людей, и тем самым, круг замкнется. Прямо можно уже формулировать — искусство-люди-искусство-штрих )))
Атлас служит для ознакомления, и здесь есть нужные ориентиры. Здесь есть нужные ответы. 52 главы, густо сплетенных между собой выдумками и фантазиями, снами и явью, и восьмью людьми, не просто верящими в сказки, а воплощающими их в жизнь. Восемь человек, по меркам реальности весьма далекими от нее же. Восемь человек на фоне природы, живущие по своим законам, своим приметам, своим снам. Восемь окон, восемь сторон света, магия чисел в итоге помогает разобраться с происходящими действиями, но неожиданный финал этой безумной «палаты» создает очень красивое и в тоже время грустное впечатление от событий книги… И как я мог забыть, а еще же волшебная вода из озера Верхнего и Нижнего миров Ахаггар, из которой делаются зеркала для духов, а еще душевная переписка с потусторонним миром …
Это просто надо прочитать ))) Приятного прочтения )))