Сьюзен Хилл «Женщина в чёрном»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Готика (Современная стилизация ) | Истории о привидениях )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Одиноко и горделиво возвышается над бескрайними соляными болотами особняк Ил-Марш. Артур Киппс — молодой стряпчий — приезжает на похороны хозяйки дома.
Казалось бы, рутинная работа — навести порядок в бумагах последней представительницы старинного рода.
Казалось бы, ничем не примечательная женщина в чёрном, с которой Артур Киппс сталкивался в церкви на поминальной службе, а затем — на кладбище, во время погребения.
Но отчего в ответ на расспросы Артура все, словно сговорившись, утверждают, что не видели незнакомки в чёрном?..
Существует вольное продолжение — роман Мартина Уэйтса «Женщина в чёрном 2. Ангел смерти» (2013).
Входит в:
— журнал «Смена № 1, 1996», 1996 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005 |
Экранизации:
— «Женщина в черном» / «The Woman in Black» 1989, Великобритания, реж. Херберт Уайз
— «Женщина в чёрном» / «The Woman in Black» 2012, Швеция, Канада, Великобритания, реж. Джеймс Уоткинс
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (5), периодика (1)
- /перевод:
- М. Бородина (1), Н. Нестерова (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 3 апреля 2024 г.
03.04.2024. Женщина в черном. Сьюзен Хилл. 1983 год.
Канун Рождества. Домочадцы собрались в гостиной и рассказывают страшные истории. Слушая эти рассказы, уже не молодой Артур Киппс вспоминает пугающие события, которые произошли с ним много лет назад. Он не готов поведать историю членам семьи, но может доверить ее бумаге.
Удивительно видеть практически классический готический роман, который написан так поздно. В произведении присутствуют многие необходимые для жанра вещи, такие как, старый особняк, герой-скептик, паранормальные явления и сокрытые тайны. Книга, хоть и небольшого объема, очень неспешная. Много атмосферных описаний окружающего мира, как природы, так и дома. Сюжет вращается вокруг переживаний одного человека, его восприятия событий, неверия и последующего осознания произошедшего для него ужаса. Прочие персонажи поверхностны и служат лишь деталями рассказа, оставаясь просто статистами. К тому же все оформлено, как собственноручно записанное воспоминание, что еще больше сосредотачивает книгу на одном герои.
Возможно, книге не хватает объемности, чуть большего охвата событий, которые помогли бы больше проникнуться историей и героями.
Неплохое готическое произведения, с легкость можно рекомендовать любителям жанра. 7 из 10.
its_muffin_time, 5 июля 2022 г.
Артур Киппс в окружении своей семьи отмечает Сочельник. И так повелось в их семье, что каждый год в это время, при свете камина и елочных огней, они рассказывают друг другу страшные истории. Вот и в этот раз дети начали рассказывать страшилки, но Артур категорически отказывается что-то рассказывать. А спустя какое-то время, решает вылить свои чувства на бумаге, рассказав свою историю, которая случилась с ним много лет назад.
Когда Артуру было чуть за двадцать, и он еще был обычным помощником юриста, руководитель фирмы отправляет его в небольшой городок, чтобы разобрать бумаги и присутствовать на похоронах женщины, у которой не нашлось родни. Все жители города знают бывшую хозяйку и дом, в котором она жила, но никто не хочет разговаривать с Артуром ни про дом, ни про хозяйку. А когда юрист делится с местным поверенным, что на похоронах видел странную женщину болезненного вида в черной одежде, то последний бледнеет и старается уйти от разговора. Артур едет в поместье, чтобы разобраться с бумагами, но спустя какое-то время, когда дом накрывает туман, мужчина начинает слышать разные звуки вокруг дома, а внутри начинает скапливаться гнетущая и пугающая атмосфера.
Честно говоря, ожидала большего от книги. Она атмосферная в некоторых моментах, но совершенно не пугает. Большая часть книги – это описание природы, когда главный герой гуляет по городу и окрестностям поместья, и какой-то быт и общение. Я люблю красивые описания природы, она действительно хорошо показана в книге, но хотелось бы, чтобы эстетика не перевешивала чашу весов мистики. Мистическая составляющая неплохая, но вот тех самых мурашек не было. А я очень ждала. Призрак, что интересно, всамделишный и пугался герой его часто, с криками и даже обмороками, но как-то неубедительно.
Не скажу, что я в восторге, но свою роль книга выполнила – старое поместье с призраком были, готичность и атмосферность присутствуют. Книга небольшая и прочиталась за пару часов под вкусный чай. Фильм, кстати, поинтереснее и пострашнее, немного отличается от книги. Есть повод провести еще вечер с фильмом.
tapok, 21 марта 2021 г.
Какие тайны хранит мрачный особняк?
***
Судьба «Женщины в черном» (книги) в РФ незавидная. Книга стала знаменитой (относительно) только с релизом фильма, который привлек внимание во многом из-за главной мужской. Всё-таки сам Гарри Рэдклифф. То есть Дэниэл Поттер. Ну, вы поняли – Дэниэл Рэдклифф. И вот в 2021 «Азбука» решает перевыпустить книгу. Смело. Похвально.
О чём же книга? Она об Артуре Киппсе, которого нелегкая отправляет в старинный особняк Драблоу, недавно умершей. Киппс должен перебрать бумаги усопшей и предоставить своему работодателю. Ах да, еще Артуру надо посетить похороны старушки. Артур, это видно практически сразу, относится к людям с рациональным воззрением на мир. Он не верит в духов, верит в здравый смысл, в реальность. Поэтому очень занятно читать о том, как Киппс сталкивается со сверхъестественным. А именно – с женщиной в черном. Да не где-то, а в особняке. Одна из особенностей особняка – туда нельзя попасть в любое время. Почему? Об этом уже читайте в самой книге.
Давайте сразу. Пугает ли роман? Нет. Атмосфера в целом присутствует. Артур до последнего отрицает сверхъестественные явления. Поэтому он сильно-то и не боится. А раз не боится главный герой, то не боится и читатель. Но должен ли роман испугать? Он больше относится к готике, нежели к хоррору (современному). Поэтому важный совет – не стоит ждать от романа пугающих моментов или скримеров. У него нет такой цели.
Из плюсов стоит отметить малый объем романа. Он больше напоминает повесть, если говорить прямо. Так же Сьюзен Хилл практически с первых строк приоткрывает финал произведения, то есть она не делает ставку на чистый твист или на интригу. Так же хочется отметить атмосферу. Она есть, пусть ей и далеко до идеала. Стартовая установка – дом с привидениями в отрыве от населенных пунктов – жутковато и лампово. Но автор не так уж закручивает гайки по этой части. Но всё-таки кое-какая атмосфера давит. Еще один плюс – природа призрака понятна и ясна. Автор раскрывает этот момент, он выглядит весьма логичным.
Надо ли сравнивать роман с фильмом? Пожалуй, нет. Они всё-таки о разном. Фильм – бодрый готический хоррор, он пугает, причем пугает где-то даже образцово. Простой пример: в кадре на заднем фоне появляется Женщина в черном, Артур мчится в дом, чтобы убедиться, что он что-то видел. Киппс открывает дверь комнаты, но тут же зритель видит призрак где-то позади протагониста. Артур только переводит дух, как привидение появляется в третий раз. И так весь фильм. Книга всё-таки о столкновении парадигм.
Заключение: роману далеко до идеала. Не все захотят такой постановки целей и задач. Сейчас же всем подавай хоррор или сплатт. Как вариант – бодихоррор. А тут совсем иной коленкор. Так что к «Женщине в черном» надо подойти правильно. Без особых надежд на ужас, а больше с надежной увидеть что-то незаезженное.
7 женщин в черном из 10.
Denisamen, 27 марта 2021 г.
Книга была прочтена за пару дней. Объем ее не велик. После прочтения показалось мне слишком короткой и недосказанной. Хотелось бы продолжения, расширить начатые сюжетные линии, чем нибудь дополнить, больше описать судьбу героев. В целом получилось атмосферно, мне удалось прочувствовать напряженную обстановку описиваемую автором, местами даже было жутковато. Особенно переживал за Паучка, когда его позвали... В целом тема старого и уединенного дома, приливов и непроходимых болот, истории в письмах и персонажи которые оказались связаны с этой историей каждый по своему мне понравились. Конец получился оборванный и быстрый. У меня остались смешанное чувства.
KatrinBelous, 13 ноября 2018 г.
Впечатления: Сначала я, конечно же, посмотрела фильм, который вполне себе понравился своей мистической атмосферой и сюжетом в лучших традициях готических романов. Потом уже узнала о книге, которая как оказалось была написана задолго до экранизации, так что являлась первоисточником, а значит можно было смело приступать к чтению. И могу сказать, что «Женщина в черном» на бумаге хоть и не может тягаться динамикой и зрелищностью версии на экране, но определенно хороша как стилизация под классический готический роман.
Начинается все с того, что мистер Бентли, поверенный в делах миссис Барлоу из особняка Ил-Марш, после ее смерти посылает своего ассистента Артура Киппса проверить недвижимость дамы, побывать в ее доме и разобрать бумаги. Артуру предстоит долгий путь на другой конец страны, в затерянный среди равнин и болот городок Клифон-Гиффорд, в котором почему-то никто не хочет отвечать на расспросы о миссис Барлоу. Приходится Артуру все разузнавать самостоятельно и очень скоро он понимает, что загадочная дама в черном, которую он видел на похоронах, а потом встретил и на старинном кладбище у особняка Ил-Марш не совсем жива... Но молодого клерка не так просто испугать и он решается разобраться, какие же тайны хранит дом на острове среди болот, и чей призрак уже столько лет пугает жителей городка.
Завязка более чем интригующа, исполнение только вот вышло слишком спокойным как для романа с элементами кошмара и ужаса. Как мне показалось, у автора прекрасно получаются описания и книга ими просто наполнена. Кстати, это наверное главное достоинство «Женщины в черном». Она красиво написана, а декорации, в которых все происходит, великолепны. Я еще нигде не встречала такого пугающего и притягательного особняка как Ил-Марш. Только представьте себе тянущиеся до самого горизонта болота, высокое небо, гладь которого не нарушает ни единое облачко, насыпную узкую дорогу с названием Девять Жизней, два раза в день затопляемую приливом, делающим неприступным небольшой остров, на котором высится готический каменный особняк, окруженный запущенным садом, старинным кладбищем с покосившимися надгробиями и руинами аббатства. Дополняется вся эта красота ветрами, заставляющими скрипеть дом, белесым туманом, наползающим с болот и полностью скрывающим дорогу, доносящимися с них криками прошлой трагедии, приключившейся с каретой, следующей по Девяти Жизням и утопнувшей в болотах, и, конечно же, силуэтом загадочной дамы в черном платье у одного из надгробий со стершимся именем... Эту книгу стоит читать хотя бы просто ради описаний)))
С сюжетом и героями дело обстоит довольно банально, они целиком и полностью вписываются в шаблон готического романа. Главный герой амбициозен и смел, он не боится опасностей, готов бросить вызов своим страхам и упрямо не слушает предупреждения. Кстати, все предупреждающие его жители городка не хотят прямо отвечать на вопросы и тут же сбегают от разговора. Не понятно, почему нельзя человеку, который по незнанию нарывается на неприятности, рассказать всю историю четко и ясно без замалчивания. Странная какая-то позиция то ли героев подобной литературы, то ли сюжетный ход, который нужен автору, чтобы главный герой дошел до всего сам и по пути немного обезумел, а потом уже в финале ему будет все подробно рассказано и объяснено=) Поэтому думаю я никого не удивлю, если скажу, что моим любимым персонажем в книге стала собака по имени Паучок породы терьер, одолженная Артуру одним из неравнодушных местных жителей для компании и для защиты от призраков) Эта милая собачка единственная заставляла меня за нее переживать, по крайней мере она при каждом скрипе и стуке в особняке не впадала в ступор, а шла впереди «большого и смелого» человека разбираться, кто там балуется)
А вот финал меня мягко говоря разочаровал. Если до этого «Женщина в черном» читалась быстро и увлекательно, то после последней страницы остался лишь вопрос: и это все? В фильме как-то больше испытаний на долю героя свалилось и его нестабильное состояние было оправдано, да и конец вышел ужасным, а тут... Финал в книге тоже страшный, но я так и не поняла, как Женщина в Черном могла так далеко отлететь от места своего упокоения, и зачем ей нужно было мстить Артуру.
Итого: Небольшая готическая повесть хорошо написанная, с довольно любопытным сюжетом, но банальными героями и странным финалом. Мне «Женщина в черном» понравилась своей атмосферой, декорациями и описаниями природы, за это и поставила высокую оценку. И еще за собачку. Ну и иногда да, было страшно. Когда Паучок начала коситься на дверь и рычать, а потом попятилась назад, или когда по всему особняку ночью вырубился свет (вот не люблю когда призраки так поступают! это нечестный прием), то даже мне стало как-то не по себе. По-хорошему вполне можно ограничиться просмотром фильма, хотя, кто любит неспешное повествование и классический готический роман, то «Женщина в черном» вполне себе неплохой образец жанра)
Orion-Seregil, 23 августа 2019 г.
Весьма готичное, мрачное и довольно таки интересное произведение. Не смотря на вялотекущее повествование с многочисленными элементами описания состояния погоды, окружающей природы, психологического состояния, книга держит в напряжении и вселяет неподдельный страх. Невольно в памяти всплывают мотивы произведений Эдгара По, элементы которых лицезрел в Женщине в черном.
История призрака женщины весьма печальна. Незамужняя аристократка вынуждена отдать своего ребенка в приемную семью по вполне понятным причинам. Однако на этом ее горести не заканчиваются — ребенок трагически погибает, что приводит в дальнейшем и к ее собственной смерти. А в дальнейшем неупокоенный и озлобленный дух, пользуясь сосредоточенным гневом и жаждой мести, вызывает что-то вроде эпидемии среди детей близлежащего городка.
Проникнувшись духом произведения, невольно покрываешься мурашками, представив краткие моменты явления приведения, на короткий миг услышав шорохи и звуки, издаваемые им. А крики на болоте оставляют самое тягостное впечатление и неприятный осадок.
Экранизация, на удивление, близка к оригиналу, но книга все же лучше.
usachevaanna, 24 декабря 2017 г.
От нечего делать вчерашним вечером, взяла книгу в руки, радуясь маленькому объему и возможности почитать за пару часов, дабы отвлечься от домашних дел. Радость моя длилась недолго. Если вы ждете от этой книги чего-то захватывающего, пугающего, мистического — ждите дальше. Я всю книгу ждала мистики, я ее хотела! Но в итоге осталась ни с чем.
Основной недостаток книги — растянутость. Автор как могла тянула-тянула и вытягивала из себя страницы романа, который вполне отлично можно было уместить в годный рассказ. Но нет! Надо мучить читателя добрые двести страниц и оттягивать главную, «страшную» тайну и интригу. И в итоге, пока вы дочитаете до истории черной женщины, вы можете с легкостью потерять желание читать книгу вообще.
Еще один минус книги — преувеличенная значимость событий и людей. Бедного главного героя гоняют туда-сюда-обратно, при этом награждая загадочными взглядами, задумчивыми физиономиями и отказом давать хоть какие объяснения. В итоге он страх божий пережил, чтобы хоть какую-то горсть информации о таинственной женщине в черном из писем получить. Не понимаю, в чем была проблема изначально сказать ему, как обстоят дела в поместью Ил-Марш. Чего ему бояться и почему. Так нет же, он бедный лезет на рожон, внушая себе, что он сам призрак вразумит, но при этом парень не в курсе с какой целью вообще призрак по округе слоняется.
Вердикт: задумка интересная, нагнетающе-пугающая атмосфера создана хорошо, но не хватило проработки образов героев, да и самой истории не хватило. Нужно было либо растянуть на добротный, мистически роман, с живыми героями и пугающими сценами, либо сократить до рассказа, не мучая ни себя, ни читателя.
troodogolik, 20 июня 2017 г.
Очень, нет... оооочень легкий слог, позволяющий прочесть в оригинале всем, кто мало-мальски начинал изучать английский. Это вытягивает на +1 этот рассказ(не роман!), до 6. Прочел до просмотра экранизации. И могу сказать, что если не обсуждать огрехи и игру актеров в самом фильме, а рассматривать сюжетную составляющую, то в больше мере сценаристу удалось прикрыть «дыры» мотивации и поворотов сюжета, хотя и в сторону «попсовости» и предсказуемости картины.
Мириам, 26 апреля 2012 г.
Англия, начало двадцатого века, маленький провинциальный городок, жизнь в котором практически замерла. Тишина и покой, покой и тишина. Если забыть про немного странный дом, вернее про странную историю, связанную с домом. И вот с этой историей и знакомит читателей Сьюзен Хилл, причем знакомит спокойно, без нежданного/негаданного появления из-за угла/поворота всякой нечисти. Страх при прочтении проявляется даже не от описания призраков, странных скрипов или шорохов, а от мелких бытовых и природный описаний романа. Постоянные туманы, моросящие дожди, ветра, уединенное расположение дома (среди болот), заброшенное семейное кладбище, превратившееся с течением времени в развалины... Всё это очень хорошо усиливает страх от случайного столкновения с семейной тайной. Усиливает, но не доводит до того, что после прочтения становится страшно находиться в темном помещении и не появляются навязчивые мыслями о том, что где-то поблизости может обитать своя женщина в чёрном. Нет этого ничего. Есть только тяжесть от прочитанного, давящая на психику своей неразрешимостью. Есть только понимание того, что у истории не может быть конца — никогда и никакого. Есть только начало и вечное продолжение.
В общем ничего особенно в книге Хилл нет — о семейных тайнах и проклятиях, о неугомонных призраках рассказывали еще в 19 веке и что-то совсем новое рассказать сложно. Хилл и не рассказывает новое, не пытается раскрыть новые или особенные грани психологии призрака или героя, просто рассказывает языком двадцатого века историю из века 19, привлекает внимание к старой истории. Жаль только, что книга на русском появилась в начале века двадцать первого (при том что на языке оригинала роман был опубликован еще 1983 году, почти тридцать лет назад). Ну да ладно, ничего уже не изменить. Хоть к появлению экранизации, с Дэниэлом Рэдклиффом в главной роли, смогли издать и то хорошо, и то польза.
На счет экранизации 2012 года. Пытаться сравнивать книгу с фильмов абсолютно бесполезное занятие. Эти два творения (одно литературное, другое кинематографическое) могут спокойно жить каждый своей, независимой, жизнью почти не пересекаясь. Видно, что книга стала основой — основой для общих образов персонажей и для костяка экранной истории. На этом, собственно, и заканчивается всё сходство книги с фильма. Прочитанная книга, а следом за книгой просмотренный фильм создают вместе довольно странное впечатление — две схожие истории, один и тот же герой, но какие же разные получились подробности. Как побывал в двух разных реальностях, повлиявших друг на друга в плане идеи истории, но разошедшихся в момент начала повествования. Такая съемка по мотивам только удивляет. И отношение к фильму и к книге в таком случае может определяться тем, что было первым — прочтенная книга или просмотренный фильм. Сами по себе и книга, и фильм интересны и самодостаточны, но дополнить друг друга они не могут.
aldanare, 7 июля 2012 г.
Помните обошедший все интернеты пассаж про разницу между американскими ужастиками и японскими? Что в японском — тихо-тихо в кадр вползает ежик, и от этого можно обосраться? Вот в «Женщине в черном» — сплошные ежики, вот такие вот: «Пройдя немного, я поднял голову. В одном из окон на верхнем этаже, в единственном окне с перекладинами, я заметил чью-то фигуру. Это оказалась женщина. Та самая женщина. Она смотрела на меня». Герой, на минуточку, только что вытащил из болота собаку, которую позвал туда вообще непонятно кто, а сейчас возвращается в старый особняк в очень уединенной местности, и он уже почти что принял тот факт, что эта женщина — призрак, просто почему-то каждый раз надеется, что он ее больше не увидит, а вот на тебе.
История у этого призрака готически проста, и конца у нее нет — проклятие на то и проклятие, чтобы неумолимо сбываться. И это тоже чем-то напоминает те самые японские ужастики, в которых от судьбы — особенно от предсмертного проклятия — уйти нельзя, потому что нельзя. Поезда от судьбы не ходят, самолеты падают, машины не заводятся, а сам ты не побежишь, потому что на самом деле уже давно принял тот факт, что силы зла властвуют безраздельно, и в историю с Запредельным нельзя сходить как на диснейлендовский аттракцион. Страшно уже то, что Запредельное просто стоит по другую сторону стекла и смотрит на тебя. И вопрос не в том, что с ним делать, а в том, как ты будешь жить после того, что видел.
Собственно, эту небольшую (на одну бессонную ночь) историю стоит читать не как хоррор, а как готическую прозу. Точнее, современную стилизацию под нее. (Кстати, далеко не сразу становится понятно, в какое время происходит действие: очень неожиданным оказывается момент, когда герой-рассказчик вспоминает викторианскую эпоху как нечто давнопрошедшее — а я-то уже всерьез решила, что это очередная неовикторианская мистика. Ан нет, судя по велосипедам и автомобилям, это уже как минимум эдвардианство, если не позднее.) Акцент здесь — не не мистических явлениях, а на внутреннем состоянии человека, столкнувшегося с таким явлением и пережившего все стадии восприятия, от «этого не может быть» до «лучше бы этого действительно не могло быть». «Моя душа утратила невинность» — по-другому герой сказать не может, а что тут еще скажешь. Хэппи-энда не будет, как и вообще какого-либо энда. Но будет много ежиков, от которых почему-то начинают трястись руки.
ЗЫ. Ничего не знаю про экранизацию и не уверена, что мне вообще стоит что-либо про нее знать.