Макс Далин «Слуги зла»
- Жанры/поджанры: Фэнтези («Классическое» фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Фантастические существа (Орки | Эльфы )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Многолетняя война пылает между народами эльфов и орков. После великой битвы у Серебряной реки их осталось девять – опытных орочьих бойцов-аршей, мужчин и женщин, пытающихся пробраться к своим. На их пути оказывается отряд рыцарей эльфийской королевы Маб. В кровопролитном сражении один из рыцарей захвачен в плен. Эльфу Инглориону предстоит провести в обществе орков много времени, а там уже рукой подать до того, чтобы заинтересоваться своим древним противником, попытаться понять его и даже встать на его сторону…
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 238
Активный словарный запас: средний (2814 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 11 февраля 2024 г.
11.02.2024. Слуги зла. Макс Далин. 2012 год.
Их осталось девять. Девять орков-воинов, уыелевших после сражения со светлыми силами, стремятся затеряться в горах и выжить. Но вскоре судьба снова сводит потрепанный отряд с их извечными врагами, эльфами. И после нелегкой битвы один из противников оказывается у орков в плену.
И вновь неплохая задумка оказывается погребенной под неудачным исполнением.
Ведь все так заманчиво начиналось. Посмотреть на классическое фэнтезийное противостояние, но не стороны светлых сил, а со стороны, так называемых, темных тварей. И в начале произведение это было интересно. Увлекательно были поданы персонажи-орки (у каждого бойца были показаны свои особенности и какие-то зачатки характера), их взаимоотношения (связи и вызванные ими диалоги) и традиционные для их народа особенности (предпочтения в пище, погребальные обряды).
Вот только топлива хватило ненадолго. Как только появляется пленный эльф, книга сразу же меняется, при чем каким-то радикальным образом. Если на старте описание происходило от третьего лица, и орки были более-менее равноправными героями, то в продолжении главным персонажем сразу становится Инглорион и повествование переключается на первое лицо. И это не идет на пользу книге. Мне крайне редко встречались качественные романы, где такое повествование удается хорошо подать. Сразу же хочется отметить и ухудшение стиля текста — обилие слов, не вписывающихся в общую картину произведения, постоянное повторения одних и тех же мыслей. Тут стоит упомянуть мотивацию Инглориона, слишком он подвержен чужому влиянию и с легкостью меняет симпатии и антипатии. То он эльф, ненавидит орков и не особо любит людей, то он человек не особо любит как эльфов, так и орков, то он практически орк, ненавидит эльфов и не особо любит людей. На орков продолжение так же повиляло негативно, они стали какими-то плосковатыми и стали походит не на жестких, закаленных в сражениях бойцов, на каких-то ручных зверушек. Их взаимоотношения и традиции уходят даже не на второй, а скорее на третий план, так как во главе угла теперь размышления Инглориона.
Так же второй части куда-то пропадает сюжет. В начале перед отрядом стояли какие-то цели, найти пропитание, оправится от ран, добраться до своих, то дальше это все пропадает. Бессмысленная беготня туда-сюда, без ощутимого смысла. Зачем, почему? А ответа нет. Аналогичные вопросы возникают и насчёт сторон зал и добра. Почему та или иная сторона злая/добрая? И вновь отсутствие ответа.
По итогам за первую часть можно поставить шестерку, но продолжение больше двойки не тянет. 4 из 10.
papatriz, 4 февраля 2022 г.
Очень слабо для Далина. Слабый язык, слабый сюжет. Зайдет подросткам, но не более того. Удивляет, что это книга того же автора, который написал «Лестницу из терновника», «Корона, Огонь и Медные Крылья «, «Убить некроманта» в конце концов. Причем меня не удивило бы, будь это одно из первых произведений автора, но он написал его позже Лестницы! Кстати, такая же история с третьей книгой Мира королей. «Убить некроманта» — не шедевр, но достойно и умно. «Корона, огонь..» — прям очень хорошо. А «Моя святая земля» — ну просто слабая подростковая книжечка.
Roman К, 21 сентября 2018 г.
Мне произведение не зашло от слова «совсем». И дело даже не в том что автор представил орков какой-то помесью благородных рыцарей с собаками дворняжками — мир его, может делать что хочет. Ну захотелось чтоб люди были тупыми и алчными, эльфы напыщенными, тупыми и злобными, гномы — тупыми (что? уже было?) и алчными, и только орки — честные, верные, несправедливо обижаемые. Пусть. Как я уже сказал — автор барин.
Для меня проблемы романа оказались другими.
Язык — бедный и корявый. Местами ещё и трудный к прочтению из-за словесных нагромождений и «удивительных» сочетаний. Так оказывается, «ветер» вполне может «насторожить уши» кому либо, а орк «подсовывается» лекарю...
Персонажи — они все общаются как глуповатые подростки. И что хуже всего это не простодушность недалёких орков...как можно было бы подумать — это общий стиль всей книги. Вообще от книги впечатление, что её написал какой-то пятикласник. Старавшийся, прилежный... но пятикласник.
А самое грустное для меня в книге — она скучная. Читать просто скучно.
Вердикт — если хотите «взгляда» с той стороны, истории настоящих орков, увидеть их мотивацию, историю, характеры, на фоне интересной истории — проходим мимо.
Если читать совсем нечего — можно пролистать. Благо «буков не много».
Warrapan, 19 июля 2018 г.
Странное очень произведение. Во-первых очень трудно определиться, в каком мире происходит действие: в мире Средиземья Толкина или просто очень похожем? Многое тут поставлено либо с ног на голову, либо просто под другим углом. Карадрас из перевала стал королём, Теоден превратился в Теодора, Владычица Галадриэль в Королеву Маб, Мория в Морайю... Однако Синие Горы, Мэллорны, Селеберн и Гилтониэль остались теми, кем были. Гномы были изменены до неузнаваемости (по сути, автор их лишил всех черт, кроме алчности), хоббиты испарились вовсе, Тёмный Властелин то ли есть, то ли и нет его вовсе...
Во-вторых, «взгляд из-за другой стороны баррикады» не везде вышел у автора натуральным, вписывающимся в стройную картину мира Толкина. Тут, конечно, всё в разы лучше, чем в «Чёрной книге Арды», где Моргот из злодея стал меланхоличной кисейной барышней, но всё же... Слишком уж лапочками у нас оказались в общем итоге орки. Эльфы — дрянь, люди — продажны и ненадёжны, и лишь орки — самое то. Ни жадности, ни зависти, ни предубеждений. Зато в наличии инженерия, механика и даже электричество!!! Ну зачем? Из-за такой оркофилии вторая и третья части романа воспринимаются больше как несмешная пародия, чем самостоятельное серьёзное произведение. Да и вообще третья часть существенно слабее первой на мой вкус.
Из плюсов — язык произведения, жестокость и реалистичность описания кровавых сцен, за исключением некоторых мест — динамичность и напряжённость сюжета, неожиданность некоторых его поворотов. Но не концовки. Концовка слаба и предсказуема. Удивить она может разве что
В целом — неплохое и запоминающееся произведение для особого круга читателей, в который не войдут не знакомые с творчеством Толкина люди (им будет неинтересно и многое непонятно) и толкинисты на всю голову — те попросту будут плеваться. Вот так вот.
StasKr, 30 января 2012 г.
Крайне любопытной получилась книга. С одной стороны таки да, заимствования от Толкина более чем значительные (вплоть до конкретных географических названий). С другой стороны – проявленный творческий подход. Ведь легко и просто объявить эльфов плохими, а орков хорошими. Гораздо сложнее обыграть навязшие в зубах штамп и антиштамп с новой стороны. Да, орки в романе изображены «хорошими», во всяком случае, гораздо лучше эльфов. Другое дело, что автор не побоялся (и не поленился) изобразить их существами хоть и похожими на людей, но с иной физиологией и с совершенно иными представлениями о морали и социальном устройстве. При всей положительности орков некоторые стороны жизни их социума будут казаться людям отвратительными (людоедство), ну или как минимум неестественными (например, определение лидера в группе).
Не подкачал автор и с эльфами. От Толкина здесь и вовсе остаётся одна внешняя шелуха. Гораздо уместнее здесь будет вспомнить предания о «народе холмов». Читая «Слуги зла» по неволе сравниваешь произведение Максима Далина не с «Властелином колец», а с «Томас Рифмач» Эллен Кашнер или «Джонатан Стрендж и мистер Норрел» Сюзанны Кларк. Кто читал эти книги, тот может представить, о чём я говорю.
Роман неоднороден и распадается на три части, весьма разнящиеся между собой. Первая из них, на мой взгляд, является самой сильной. Здесь автор показывает нам орков, так сказать, в «натуральной» среде, то есть не через призму человеческого восприятия.
Вторая, на мой взгляд, самая слабая часть, посвящена воскрешению из смерти главного героя и его становление как личности. Впрочем, найдётся достаточно людей, которым этот фрагмент понравится больше первого.
Третья часть посвящена путешествию главного героя в поисках ответов на свои вопросы. Здесь у меня уже давало о себе знать чувство дежа вю, ибо описание человеческого государства, подминаемого под себя эльфами заставило вспомнить как «Последний кольценосец» Еськова, так и «Башню Ярости» Веры Камши.
Язык романа очень даже приличный. Единственное, что напрягало, так это использование слова «пнуть» при описании дружеского тычка в плечо. Ну не пинают гуманоиды друг друга руками! Впрочем, начиная со второй части автор исправил этот недостаток.
Любители экшена могут со спокойной совестью пропустить этот роман, ибо в нём больше размышлений, чем действия. Так же могут не беспокоится и любители чернухи. Да, у Далина орки запросто едят человечину, однако автор не смакует подробности этого процесса.
Итог: как я уже писал, книга получилась крайне любопытной. Смесь толкиновского фентези с фольклорными представлениями о народе холмов дали очень неоднозначный результат. Ну и конечно орки. Кому-то они могут показаться отталкивающими, но, если верить автору, они довольно неплохие ребята.
nathoo, 5 апреля 2016 г.
Давно уже заметил, что чем сильнее человек осознает себя пресветлым эльфом в священном походе против Тьмы, тем явственее (для меня, как минимум) проступают на его лице орочьи клыки, да все ленился как следует сформулировать, а тут целый роман на эту тему:
«Люди так изящно подменяют здравый смысл идеалами, что становятся подонками, сами того не замечая. Уверенные в своем праве»(c)
К.Комиссаров, 13 марта 2014 г.
Книга принесла только положительные эмоции, ведь в ней есть над чем подумать. Красивый язык повествования и не быстрый темп ни сколько не утомляет. Этот роман — рассуждение, о том, что для одно и тоже может для одних быть злом, а для других быть добром. В действительности такое сплошь и рядом встречается в нашем обществе, это социальная проблема. Это история прозрения, понимания и мужества.
Что касается самого сюжета, то это первое произведение, которое мне доводилось прочесть, где так интересно и увлекательно описывались орки и их быт, ты просто начинаешь по другому смотреть на казалось ранее довольно знакомую расу. Это конечно же можно отнести к плюсам автора. Эльфам уделено меньше страниц в книги, но в их мире я также заметил интересные изюминки, особенно касающиеся их королевы Маб и того,
В книге только одна более-менее крупная битва, и не так много незначительных поединков, но этого роману сильно и не нужно. Единственное чего мне не хватило, это более эпичной концовки, зато эпилог заставил пережить внутри сильные эмоции.
В итоге имеем добротный, интересный роман
Hamilcar, 1 февраля 2013 г.
Хорошая книга, которая заставляет задуматься над прочитанным, а не просто бездумно следить за сюжетом.
Орки, их быт и миропонимание описаны на все 100%, что касается эльфов (
aleksana, 18 мая 2017 г.
Книга замечательная. Прочитала её два раза. Сначала быстро, а потом медленно, «смакуя» каждую строчку. При кажущейся простоте и лёгкости изложения книга умная и серьёзная.
Спасибо!
Lilian, 12 марта 2012 г.
Читалось легко, быстро. Буквально за пару дней. Сам по себе текст хороший, я уже знаю, что Далин пишет качественно, профессионально.
Интересный приём с разбивкой истории на три части. Каждая такая часть имеет свои особенности повествования, видно, что речь идёт от лица разных героев.
Мощный эпилог, в виде своеобразного сказания, летописи.
Т.е. технически мне понравилось.
Идея... Насколько я понимаю, автор хотел показать знакомые истории и мотивы с другой, противоположной точки зрения. Что-то похожее было в «Убить некроманта». Вот только в «некроманте» мир был абстрактный, не вызывающий знакомые ассоциации.
Здесь же... Ассоциации были вполне конкретные. Валары, Закатные земли, Морайя вместо Мории и т.д. Мир «Властелина колец». Точнее нет, не тот же самый мир, другой. Но внешне и по названиям очень похожий.
И мне это очень сильно мешало.
Поэтому, не смотря на все достоинства книги, когда-либо возвращаться к ней и перечитывать я не буду.
Alex Shuiskiy, 16 декабря 2011 г.
Прочел в самиздатовской версии. Потрясающе. Поставил 10-ку. Лучше, чем «Убить некроманта», который я оценил на 8-ку.
Немного наивно местами, но как-то неподдельно искренне. Тронуло. Показалось мне по духу близким Элеоноре Раткевич.