fantlab ru

Павел Санаев «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
181
Моя оценка:
-

подробнее

Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

1990 год. 19-летний Раздолбай, но все же с большой буквы, коротает время за прослушиванием «Айрон Мэйден» и «Джудас Прист». Почему с большой — станет ясно позже, а пока он трясет головой в такт музыке и ждет попутного ветра. И дожидается: героя отправляют в дом отдыха, анархически одного. Вместе с шальной свободой Раздолбай испытывает кучу духовных метаний то по одному, то по другому поводу. С этого момента и начинается та самая хроника, вынесенная в название романа.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Похороните меня за плинтусом
2008 г.
Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2
2013 г.
Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2
2013 г.
Хроники раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2
2015 г.

Аудиокниги:

Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман взросления, действие которого разворачивается в самом начале 90х.

Познакомился с этой книгой по ошибке. Надеялся «убить одним выстрелом двух зайцев»: прочитать про приключения подростка, и, получить удовольствие от ностальгии, окунувшись в атмосферу «лихих «девяностых». Но, не вышло. Промахнулся, оба зайца убежали.

Роман про парня, именуемого автором «Раздолбаем». Это не кличка, не прозвище. Нет, это — сущность. Герой, по жизни, все время поступает как..ну да, «Раздолбай», наверное, лучше и не придумаешь. Девяностый год, он закончил школу, родители помогли ему поступить в Суриковский художественный институт. И тут, «кончился» СССР, и, жизнь полностью сменила все ориентиры и координаты...

Мне книга не понравилась. Совсем.

Сначала о разочаровании:

— Роман не атмосферный. Вот есть, ну, наверное, «вкусные» книги, а, есть, «сухие», «пресные». Не почувствовал я совсем аромат той эпохи. Нет, все необходимые атрибуты тех времён присутствуют: «братки», «новые русские», коммерсанты, модели-эскортницы, бомжи, очереди и талоны на продукты. Декорации качественные. Но, то-то и оно, что декорации. Бутафория. Вот и музыкальные группы, что слушают персонажи реальные, но, музыка, мелодия, почему-то, в книге не звучит. Не получилось у автора заставить меня открыть волшебную дверь памяти, взглянуть в прошлое. Может быть, таланта не хватило. Может, виной тому язык романа, сухой, простой, блеклый. Только, мир не ожил, не заиграл красками, звуками и запахами.

— Не понравился главный герой. Нет, дело не в том, что он не очень симпатичный парень, нет. Иногда, и отвратительные персонажи получаются яркими и интересными. А здесь, опять, та же история, что и с окружающим миром: главный герой ненатуральный. Скучный и искусственный. Поясню. Парню исполнилось девятнадцать лет. Но, порой, автор показывает его, ну, наверное, четырнадцатилетним мальчишкой. Так примитивны его желания, так по-детски, наивно, он мыслит. Ну, ладно, допустим. Нарисовал писатель «маменькиного сынка», ничего в жизни не видевшего. Хорошо. Но, тут, этот персонаж, внезапно, начинает рассуждать как умудренный годами человек. Философ и мудрец, проживший жизнь. Получается противоречие. То, на уме одни девки (причем, понятия о женщинах у героя, действительно, на уровне ребенка, ну да, ведь в СССР, секса не было, конечно), то, начинает рассуждать о религии, устройстве мира, морали и добре и зле. Другой момент: «Раздолбай» впервые пробует жить самостоятельно. И, вполне логично, с недоумением, понимает, что ничего сам делать не может. Не умеет зарабатывать деньги, общаться с девушками, вообще, решить, какие-то, вопросы. Да, понятно. «Комнатное растение», впервые оказавшееся в дикой природе. Хорошо. Только, опять, внезапно, герой, периодически, обретает навыки опытного фарцовщика, «деляги», способного в любое время достать деньги, билеты на концерт и в самолёт, способности очаровывать девушек, и, вообще, действовать напористо, умно и решительно. Чтобы, опять, через короткий промежуток времени, снова стать «рохлей» и неудачником. Ну, банально, но: «не верю». Не бывает так, что человек все время, переходит из состояния самоуверенной решительности в состояние застенчивой беспомощности. И, мгновенно забывает уже приобретенный опыт. Поэтому, герой и получился неестественный, ненатуральный.

— Если все упростить, то, получается, что эта книга о том, как человек приходит к Богу. Ну, или, о процессе становления религиозного начала, о том, как становятся верующим.

Но, во-первых, все это сложное душевное преобразование показано так примитивно и нелепо: голоса в голове, сделка с Богом и дьяволом, постоянный торг «ты мне — я тебе». А, во-вторых, ну, парню, девятнадцать лет, рос он не в семье, где религия прививается с пелёнок. Так что, странные попытки девятнадцатилетнего московского студента строить свою жизнь на основании того, что ему удастся выторговать у Бога некие конкретные блага, по-моему, выглядят совсем неестественно.

Если кратко:

— ненатуральный герой

— неживой окружающий мир.

Не получилось развлекательной книги про приключения студента, не вышло и философского произведения о становлении моральных и религиозных норм в душе человека.

Наверное, не вышла и попытка передать трагедию общества и отдельного человека на сломе эпох.

Ну, а так — читается книга легко, написана простеньким языком. Ну, можно сказать, что показан «срез того времени», нарисована целая плеяда персонажей, отражающих «лихие 90е». Есть и любовная линия, но...

Неожиданно, понравился финал. Нет, не так сказал — концовки, как раз, нет, автор оборвал книгу, пообещав продолжение. А, вот, идея о странном и оригинальном споре, пожалуй, на мой взгляд, самое интересное сюжетное решение данного романа. Вот, только, писатель, натурально, «слил» финал, наверное, рассудив, что коммерчески выгодно остановиться на самом интересном месте, чтобы потом, продать ещё пару книг. Не очень хороший поступок, но, увы, так часто совершаемый многими авторами.

Всё-таки, советовать этот роман, я бы, не стал. Чтобы ощутить ностальгию по «девяностым» эта книга мало подходит. Ну, а вновь пережить все приключения, радости и огорчения прекрасной студенческой жизни, грани, когда кончается детство и начинается взрослая жизнь, мне, с этим произведением, тоже, в полной мере не удалось. Может быть, талант П. Санаева как автора сценариев раскрывается лучше, чем в написании романов.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«…вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Я слышал отзыв Дмитрия Быкова об этой книге, он оценил ее крайне низко. И помимо него мне попадались негативные рецензии на нее. А вот я ее можно сказать полюбил (да, конечно, я читатель попроще, чем Дмитрий Львович), при этом гораздо более популярная работа этого автора «Похороните меня за плинтусом» хоть и оставила приятное впечатление, но не более. Чем же зацепили меня «Хроники...»?

Во-первых, меня волнует и будоражит эпоха, в которой разворачивается сюжет. Межвременье, крушение идеалов, конец советских и становление новых, хищных, рыночно-бандитских общественных отношений. На смену миру привычному, с его культом гуманизма («Человек – это звучит гордо!») пришел мир «Барракуд, Лещей и Карпов», то есть новых хозяев жизни – наглых, злых, беспринципных и их кормовой базы – лохов, фраеров, додиков-ботаников, коими были подавляющее число жителей этой огромной страны, в один момент оказавшиеся в ней словно иностранцами. Дядя Володя – отчим главного героя (в котором угадывается вы сами знаете кто) в совсем недавнем прошлом влиятельный директор издательства, а сегодня – мелкий деляга в поисках скромных заказов, художники – совсем недавно уважаемые члены Союза художников, Творцы, Мастера, вечерами на кухнях поливающие «совок» грязью под водочку, сегодня – сгрудившиеся у тротуара полуголодные «маляры» в ожидании загулявшего клиента, молодой ученый, научный сотрудник какого-нибудь НИИ (о, как мы восхищались этим Шуриком и Сашей Приваловым) сегодня продает барахло в пригородных электричках. Как жить во всем этом, как быть? Вот уж воистину экзистенциальная ситуация. Сколько же жизней были сломлены, перемолоты, переварены, выплюнуты и сгинули в этих событиях? Да и до сих пор последствия этих движений ощущаются нами.

Во-вторых, мне очень нравятся истории взросления, обретения себя. Как то приятно думать, представлять себе мир, в котором все еще впереди, ты словно приобретаешь новый шанс пережить жизнь, исправить что-то в собственных ошибках. Время детства – особое в жизни каждого человека, и расставание с ним – тоже экзистенциальное, сакральное, переходное, а оттого тревожное. Видно, как трудно дается Раздолбаю взросление, как сложно ему вылезти из-под того самого «плинтуса». Интересно было наблюдать за тем, как Раздолбай самосознает себя в этом мире, вопрошает о взрослой жизни и прежде всего о красивых девушках, о Боге, о деньгах. Да, тема денег здесь раскрыта очень хорошо и эта тема действительно очень важна для понимания Раздолбая (проблема денег понятна, наверное, большинству из нас, мне так точно, потому что сам я тоже и застал эти переходные времена, и сам был умным, начитанным, приличным, порядочным ребенком из бедной семьи). Каково это, все понимать и не быть способным ничего сделать? Очень волнующая, в чем-то унизительная (если этих денег мало), в чем-то головокружительная (если их много) тема. Особенно показательна сцена в ресторане, где Раздолбай реально потерян, растерян, обескуражен: он не может решить, что является бОльшим чудом: способность фокусника непостижимым образом угадывать карты или то, с какой легкостью его друг Мартин расплачивается за ужин в ресторане суммой, которая равняется месячному бюджету его семьи. Вообще, Мартин играет в этой истории особую роль, которая, надеюсь, раскроется в продолжении этого романа (хотя надежд на то, что она будет написана все меньше и меньше).

Ну и в – третьих, в романе обозначена вечная тема отношений Мужчины и Женщины (Юноши и Девушки, применительно к возрасту героев книги) и здесь она обозначена все с тех же новых, пока еще непонятных, пришедших на смену традиционных «товарищеских» позиций: противоположностью наивного, инфантильного, рефлексивного Раздолбая выступают твердо стоящие на ногах, трезво смотрящие на жизнь, меркантильные, циничные девушки. На смену тому самому светлому, доброму описанию отношений между молодыми людьми разных полов в советской культуре (на ум приходят «Студенты» Трифонова и фильмы шестидесятых) пришли отношения «купли-продажи», в которых каждый сам за себя. Само испытание главного героя, по поводу которого был заключен спор на балу у Воланда касается именно этих отношений, через которые и будет дан ответ на главный вопрос Раздолбая: кто я в этом мире? Барракуда я или Лещ? Тварь я дрожащая или право имею? Найдет ли он ответ на него? Встретит ли свою Соню Мармеладову? Обретет ли свое спасение? Надеюсь, что еще узнаем (Павел, если вдруг вы каким-то образом прочитаете мой отзыв, знайте, мы ждем ответа!!!).

От меня 9! Отлично, затягивает, хотим ещё!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, самым ярким маркетинговым ходом издательства для этой книги стал вынесенный на обложку слоган о том, что роман является прямым продолжением «Похороните меня за плинтусом». О том же говорится и в аннотации. Но это не так. Роман совершенно о другом.

Здесь очень много личных переживаний, как и в «Плинтусе», но во многом — это все же художественное произведение. Юный герой впервые сталкивается с жизнью, и эти первые робкие шаги — заработки, первая любовь, волнующие переживания о своей судьбе приходятся на закат Советской эпохи. В свои неполные двадцать, Раздолбай, как его именует автор (хотя раздолбай здесь скорее синоним инфантильности), еще может свободно летать в Ригу «на подсадке», обретает новых знакомых, случайных и наоборот — очень значимых в его судьбе.

Первая любовь становится разочарованием, новая страна уже не та, что позволяла жить в воздушном замке иллюзий и комфорта, поэтому, что удивительно, «Раздолбая» можно сравнить с героем романа Чекунова «Кирза», вот только сам Кирза оказался в этот период в сложной ситуации солдата-срочника, а Раздолбай — просто юным мечтателем, уповающим на внутренний Голос (Бога), но робко не делающим первые шаги к успеху и счастью.

У романа есть закономерное продолжение — «Спор на балу Воланда», который должен был стать завершением писательской карьеры режиссера, но мне его вживую увидеть так и не пришлось

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман.

Главный герой — подросток, только начинающий взрослую жизнь. Отлично и до боли узнаваемо описано, как он знакомится с алкоголем, курением (причём заедает сигареты зубной пастой — помню-помню, тоже так делал), и, конечно же, противоположным полом.

Автору замечательно удалось передать атмосферу конца 80-х — начала 90-х. Когда на уроках так называемой политинформации вбивали в голову, что Советский Союз самое-самое государство в мире, а вне уроков все только и мечтали об импорте. Когда иностранные пластинки воспринимались как чудо, не говоря уж про импортный магнитофон. Когда, вроде бы, высокая зарплата родителей за, вроде бы, серьёзную работу за считанные месяцы превратилась в копейки, зато внезапно появилась возможность относительно неплохо заработать на какой-то абсолютной ерунде (я хоть и младше главного героя примерно на восемь лет, но в 1991 ухитрился перепродать за валюту несколько бутылок шампанского, не спрашивайте как). Когда на улицах внезапно появились бомжи...

Я немного не понял, как главный герой умудрился

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не знать, кто такой Ельцин аж до лета 91-го года. В те времена любой разговор взрослых мгновенно сводился к политике. Или, к примеру, ждёшь какой-нибудь фильм по телевизору, а вместо него включают прямую трансляцию какого-нибудь съезда. Хочешь не хочешь, а таких знаний наберёшься.

Заметная часть романа — размышления о религии, и вот они вызывают двойное ощущение. Они несколько наивны, что в принципе нормально для героя-подростка, но они как-то... скажем так, стандартно наивны, скучновато наивны. Как будто к вам на улице кто-то подошёл, спросил о вере, а потом понёс заученные фразы о том, как бог изменил ему жизнь, и т.д. и т.п.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот почему так получается — если вы читаете, как кто-то наугад раскрыл Библию и прочитал случайную строчку, то этой строчкой гарантированно будет “просите, и дано будет вам, ищите и найдёте”? Она там что, несколько раз встречается?

А с другой стороны, мне понравилась концовка. Подумал так: если не способны быть крутым бизнесменом (барракудой, в терминологии автора), а жить всё равно хочется, тогда выход один — вкалывать. И вот если бог помогает вам вкалывать — ну и отлично.

В общем и целом, роман очень понравился. С нетерпением буду ждать следующей части, хотя, кстати говоря, концовку можно угадать уже сейчас.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что, типа дикий король Павел Санаев (Тот, который «Похороните меня за плинтусом») сделал, наконец, то, чего я пока еще не встречал в современной российской литературе — он написал книгу про целое поколение таких же «раздолбаев», как он, я, и множество других, сейчас уже сорокалетних мужиков, чья молодость пришлась на переломные девяностые. Впрочем, нас, таких, достаточно много — по его подсчётам, миллионов сорок. Сорок миллионов раздолбаев, которые, вместо того, что бы воспользоваться новыми внезапно открывшимися возможностями, продолжали цепляться за старые этические нормы — ну воспитали их порядочными людьми, что ты поделаешь. Поэтому отношение у меня к книге пристрастное — она мне понравилась ОЧЕНЬ (в отличие от того же «Плинтуса»). Потому что я помню как это было, потому что я знаю, что он не врет, потому что, в каждом из его героев я нахожу своих друзей. Потому что я переживал все эти события и метался так же, как и Раздолбай.

Ложка дегтя (относительная) в книге только одна — дам может потенциально отпугнуть чрезмерное употребление ненормативной лексики, а так же сцены, достаточно подробно описывающие сексуальное становление 19-летнего юноши.

Всё остальное же — ВЕ-ЛИ-КО-ЛЕП-НО!

Спойлерить не стану, хоть убейте, читайте сами, это обязательное чтение, скажу лишь, что:

— Это не продолжение повести «Похороните меня за плинтусом», это целостный отдельный роман, все упоминания про «Плинтус» — рекламный ход. Не ждите продолжения того, что вам понравилось десять лет назад.

— То, что вышло в АСТе в конце мая 2013 года — это половина истории. Книга заканчивается на самом интересном месте, причём, автор достаточно чётко намекает нам о том, ЧТО будет происходить во второй части и позволяет нам додумывать КАК это будет происходить. К сожалению, судя по интервью с Павлом Санаевым, додумывать нам придется года два — пишет он медленно.

- Несмотря на «Бал Воланда», отсылок к Булгакову мало.

- Ну и юмор. Юмор автора никуда не делся, он тонкий, умный и не злой, а идет от души. Особое ему спасибо за «Суку-пони», получающую в два раза больше Раздолбая и Иосифа, разбивающего спор.

Итак, фигуры расставлены, роли прописаны. Сколько будут ждать герои — понятно, сколько мы — нет. Однако, те четыре слова, которыми обрывается история, позволяют нам надеяться на чудо.

КРАТКО О КНИГЕ: Санаев оправдывает авансы, выданные ему за «Плинтус»

ДОСТУПНЫЕ АНАЛОГИ: «Generation «П»», «Москва слезам не верит»

ОЦЕНКА: 10 из 10 за то что на два дня вернул меня в мою молодость.

НАДО ЛИ ЧИТАТЬ: Надо, надо

P.S. Позовите Пелевина, покажите ему, как правильно писать книги.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько эта книга легко читалась, настолько же легко она осталась за бортом сознания спустя всего неделю после прочтения. Наверное это довольно обычная история для молодого человека начала девяностых (ох, уж эти пресловутые 90-е!). Неизбежное взросление молодого мужского тела, вполне понятные желания и томления вокруг этого взросления, увлечение рок-музыкой, статусные моменты в компании своих сверстников, поиски более-менее легальных вариантов подзаработать денег (сразу отметим, что не разгрузкой вагонов), первое более-менее взрослое чувство к молодой девушке и стремление материализации (так целомудренно обозначим здесь тягу Раздолбая к своей избраннице) этого чувства уже на телесном уровне... Тем не менее, читать было не скучно, многое узнавалось-вспоминалось, а какие-то картинки того времени и вовсе были новыми.

А когда центр событий переместился на ГКЧПшные деньки, то автор сумел не кинуться во все обвинительные тяжкие, но оставил центром своего и читательского внимания внутренний мир своего героя.

Наверное нужно будет прочитать и Хроники Раздолбая — 2, чтобы закончить серию и закрыть тему, а то ведь любопытство неизбежно будет щекотать в разных местах...

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная книга, читается на одном дыхании, невозможно оторваться. Понравилась намного больше «Плинтуса», потому что, несмотря на множество нерешенных нравственных проблем, общее впечатление — позитивное, оптимистическое. Читая «Похороните меня...», постоянно разрываешься от жалости к героям, и больше всего, конечно, к несчастному ребенку, находящемуся в исключительно непростой ситуации с серьезной угрозой для детской психики. В отличии от маленького Саши, Раздолбай — самый обычный молодой человек, каких, как верно было замечено, миллионы, и его проблемы близки и понятны большинству людей, чье взросление пришлось на 90-е. Не вижу в тексте никаких противоречий: именно такое «раздолбайское» отношен к происходящему было у большинства тех, кому в 91-м было от 17 до 22 лет. Разница только в степени «раздолбайства» и в отношении к морально-этическим нормам. К сожалению, не всем повезло так, как Раздолбаю, вовремя услышавшему «внутренний голос», который удерживает его от необратимых поступков. И не важно, что это: разговор с Богом, интуиция глубоко порядочного человека или выражение потаенных страхов и нерешительности. Главное, что «голос» правильный, потому что никакие материальные блага не стоят подлости и предательства.

Спасибо автору за это произведение, с нетерпением будем ждать продолжения.

«Минус» только один: из-за наличия ненормативной лексики и некоторых особо чувственных сцен (коих, в принципе, не много и все они к месту), не могу дать почитать эту книгу пятнадцатилетней дочери. Очень хотелось бы узнать ее отношение к поднятым проблемам и впечатления от прочитанного.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Без малого 20 лет прошло с того момента, как выпускник ВГИКа Павел Санаев опубликовал в журнале «Октябрь» повесть «Похороните меня за плинтусом» – трогательную историю о собственном «счастливом» детстве. С 2008 года в переизданиях «Плинтуса» публикуется фрагмент нового романа писателя – «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2» – однако долгожданная вторая часть нашумевшей истории появилась на книжных прилавках только сейчас. По большому счету, книга все о том же — о взрослении, только теперь речь идет об обретении новых идеалов в переломное для человека и перестроечное для страны время.

На страницах романа разыгрывается история практически по библейским мотивам: все начинается с добровольного прощания с раем, отчим домом, после чего герой оказывается на распутье между добром и злом. Автор стремится показать, насколько важную роль в жизни играет влияние окружающих людей, будь то друзья, приятели или даже случайно обретенные знакомые.

Стоит признать, что иногда темная сторона дает больше знаний, чем светлая. Под ее началом Раздолбай взрослеет, обучаясь хитростям и завороженно наблюдая за пороками. «Надо учиться жить красиво» – сразу же решает Раздолбай, ощутив ветер свободы. «Чтобы оставаться человеком, предстоит отказаться от многих соблазнов» – осаждает его внутренний голос, который воспринимается главным героем в разных ситуациях то как голос Бога, то как совесть, то как слабости и страхи. Герой пока не сделал себе имя, он зовется Раздолбаем, потому что еще не имеет цели в жизни, а когда она появляется, он оказывается в замешательстве, какие средства выбрать для ее достижения. «Зачем удерживаться от маленького зла, если знаешь, что способен совершить большое?» – искушает малодушного Раздолбая персонаж Мартин, олицетворяющий желание «жить красиво». Только чистой и светлой любви под силу сделать главного героя более целеустремленным. С учетом такого сюжетного поворота легко объясняется посвящение автором «Хроник» своей жене.

Связь между двумя романами, безусловно, есть, она все время проскальзывает между строк, но ожидать появления знакомых имен из первой части все же не стоит. Уточнение «Похороните меня за плинтусом-2» следует рассматривать исключительно как указание на возникший из двух книг цикл. Санаев акцентирует внимание читателей на том, что на этот раз автобиографии в романе крайне мало. По словам автора, сделано это было для того, чтобы глубоко личная история о Саше Савельеве из первой части в итоге переросла в хронику целого поколения – с собирательным образом Раздолбая с большой буквы.

Неформальная молодежная обложка призвана привлечь нынешних девятнадцатилетних тинейджеров, которым, как и главному герою, предстоит разобраться в себе. В свою очередь, описание атмосферы великих перемен может вызвать ностальгию у тех, кто был девятнадцатилетним в период Перестройки. Таким образом, из-за существенного промежутка между выходом первой и второй книги, «Хроники» вызывают интерес сразу у двух поколений читателей.

Внушительного объема в 500 страниц Павлу Санаеву не хватило – роман не имеет сюжетной развязки: чаши весов добра и зла во все времена отличаются большой неустойчивостью. В скором времени автор собирается приступить к прямому продолжению «Хроник», которое будет иметь название «Спор на балу Воланда». Выход заключительной части цикла планируется ориентировочно через два года также в издательстве «АСТ».

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть «Похороните меня за плинтусом» — вовсе не вторая часть, не продолжение первой книги, а — совершенно другая история совершенно другого человека. А циферка «2» накинута на обложку не случайно — в целях более успешных продаж.

Сам по себе роман получился настолько честным, открытым и искренним, что даже сложно подобрать в литературе нечто подобное этому произведению. Книга, в общем-то, не о таком уж и раздолбае, а о простом юноше... да, впрочем, о любом среднестатическом юноше 80-90-ых лет.

Стиль автора очень порадовал — читается очень легко. «Хроники Раздолбая» — это не «пустышка», не какая-нибудь общеразвлекательная приключенческая книженция, этот роман — о Боге и Небоге, о любви и сексе, о политике и — о жизни.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Туговато далось. Особенно последняя треть, там, где про переворот, путч, танки и прочее. Самое скучное.

И концовка какая-то мутная...

И никакой связи с первым плинтусом.

НО!

Классный язык.

Крутая атмосфера.

Увлекательно.

Заставляет переживать (когда он пытался завоевать девчонку – сам переживал как 15-летний школяр).

Описания диалогов с Богом точны, а рассуждения на тему вариаций «голоса», причин их появления и закономерности разворачиваемых событий – ну прям близко все.

Наверное, 8 из 10.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

сильно заставила ностальгировать книга, очень сильно. с одной стороны приятно, но еще больше — грустно как-то читать книгу, можно сказать, о себе. тех, кто жил не в то время или в радикально ином возрасте, это все не столь цепляет (хотя им тоже понравилось:).

Замечательный язык, легкое, с юмором, но, вместе с тем, глубоко серьезное повествование. несмотря на единственного главного героя, отображенный взгляд на жизнь показана очень многогранно. есть, конечно, несколько идеалистических моментов, но они лишь добавляют романтизма. очень зацепила книга.

и не соглашусь с lartis'ом (который все таки немножечко из другого поколения) — мне совершенно не странно восприятие героем событий 91-го года. то была скорее норма, чем патология.

в общем, несмотря на то, что дико напрягла встроенная в повествование номенклатурная «божественная литургия» ( ну правда, сие не понравилось), не могу поставить меньше 10.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В интервью Санаев сказал, что если ему суждено остаться автором одной книги, то он надеется, что это будут Хроники Раздолбая. С моей колокольни — не было бы Похороните меня за плинтусом, на это ... чтиво никто внимание не обратил бы. Я слегка помладше героя, но по мне нестыковок достаточно. Быть фанатом рока и не знать про рок отечественный... Сейчас такой народ есть, но в 91-м слушали и то, и другое. А где рок — там политика.

Но это не главное. Хроники — это хроники, пока без особой мысли, благо вторую часть автор еще даже и не начал писать, а различия между молитвой и шизофренией пока не очень видны... Плинтус — был исключительно атмосферным романом, почти что хоррором, а Раздолбай пока мне видится неудачным вторым романом, с хорошей рекламной раскруткой.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятно наблюдать, что писательская ипостась Санаева куда значительнее, чем режиссерская. Приятно видеть, что со времен крайне унылого и нудного «Похороните меня за плинтусом» он ощутимо эволюционировал. Новый роман не имеет никакой связи с «ПМЗП» и это хорошо: нам рассказывается абсолютно житейская история с правильным соотношением обыденного и мистического. И если первая треть книги идет пожалуй даже слишком легко и бездумно, то последующие страницы являют собой довольно серьезное и мудрое чтение, впрочем, усваиваемое без особых проблем.

Автор описывает реалии 1990-1992 гг. просто, без апломба, пафоса и надрыва, свойственного многим современникам. Политики в романе нет вообще, главный герой в августе 1991 года не знает, кто такой Ельцин. Есть и мат, и физиология — но в меру. Стилизация разговорной речи — прелестна, особое спасибо за Мартина, ВСЕ реплики которого хотелось просто произносить вслух — настолько смачно они сделаны.

Но главное достоинство книги не в этом. Умение автора поймать мимолетные мысли, чувства человека и внятно передать их — действительно берет за живое. Трогательных моментов в романе масса, а некоторые эпизоды описаны настолько пронзительно, что — как у героя — подступают слезы.

Читал «Хроники Раздолбая» с почти забытым чувством легкой и светлой грусти, не забывая, впрочем, порой и смеяться, и с сожалением перелистнув последнюю страницу могу заключить — это очень хорошая современная русская литература (раритетнейшее в наши дни сочетание!) и я обязательно прочитаю вторую часть.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга, которую мне давно хотелось увидеть и почитать. Хроника конца союза глазами простых людей.

Перелом сознания, неделю назад мужика не уступившего ветерану осудил бы весь автобус, а сегодня заступился за хама.

Это сделали сами люди, сами сломали себя, а не кто-то сверху. Сами позволили барракудам выплыть на поверхность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мое самое яркое воспоминание о том времени: по телевизору показывали просто белый дом, сидел за столом какой-то мужик с пацаном. А я ходила и мотала нервы бабушке: «Почему не показывают Спокойной ночи? Хочу Спокойной ночи, включите.» Для меня тогда это было важнее.

Как бы там ни было, не берусь судить о литературных достоинствах книги, мне понравилось и даже очень. Не каждый может быть настолько откровенным, не скатываясь до пошлости, до того что стыдно открыть книгу. И за это ему отдельное спасибо. «Плинтус» читала лет 5 назад, и он тоже мне пришелся по душе.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слишком много, пожалуй, неоправданно рассуждений на религиозную тематику. Явно просматривается неуклюжая попытка либо подражать М.Булгакову, либо «сделать» нечто «под него». Особенно проявилось это в заключительных строках и анонсированной второй части романа.

Читабельно для тех, кого слегка мучает ностальгия по концу 80-х.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх