Владимир Маканин «Кавказский пленный»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Чеченская война. Солдатские будни перемежаются попойками, похождениями, редкими вылазками и разговорами. Герой рассказа — рядовой Рубахин — поймал пленного кавказца, поразившего его своей красотой. Однако последствия оказались довольно неожиданными...
«Новый Мир», № 4 за 1995 г.
Входит в:
— антологию «Букер в России», 1997 г.
— сборник «Кавказский пленный», 1997 г.
— сборник «Лаз», 1998 г.
— сборник «На первом дыхании», 1998 г.
— сборник «Удавшийся рассказ о любви», 2000 г.
— антологию «Антология современного рассказа», 2002 г.
— антологию «Проза новой России», 2003 г.
— сборник «Кавказский пленный», 2004 г.
— сборник «Кавказский пленный», 2009 г.
— сборник «Ночь... Запятая... Ночь...», 2018 г.
Экранизации:
— «Пленный» 2008, Россия, Болгария, реж. Алексей Учитель
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amlobin, 2 ноября 2017 г.
Ну вот не понравился мне этот рассказ! Уж очень он литературный, правдоподобный по виду, но с жизнью не связанный (как и вся проза Маканина). Чеченская война, русские солдаты берут в плен чеченского вьюноша (красивого как бог) — он им оказался нужен как заложник. Тащили его за собой, ГГ — боец Рубахин его местами на себе тащил и заботился как о младшем брате — а потом удавил сгоряча (неудачно в засаду попали, надо было тихо сидеть).
В общем, все странно. А поверх всего — яркие пышные пафосные и абсолютно ненужные описания гор — все это идет за философский фон и метафизику.
Календула, 18 июня 2013 г.
Одна из основных тем рассказа — красота (красота мира, природы, человека, души). Это ёмкое и многогранное понятие. Порой кажется, что красота здесь выступает самостоятельным персонажем, — автор персонифицирует это понятие. Рассказ и начинается со слов о красоте, затем она часто упоминается в тексте в разные моменты и в разном контексте. Красота может быть разной: она манит, пленяет, притягивает, кажется завораживающей, загадочной, но может и предостерегать, пугать, а еще — она заставляет помнить.
И Рубахин явственно воспринимает, чувствует все нюансы, все импульсы, которые посылает ему окружающая его красота — будь то красота местности, человека, природы. Он открывает в себе доселе неведомые эмоции, это и страшит его, и манит. Много раз Рубахин мог покинуть Кавказ, но неизменно оставался — плененный атмосферой, пейзажами, видом гор. Однажды он поймал в плен кавказца, тот настолько поразил солдата своей красотой, что Рубахин испугался возникших ощущений.
На войне люди привыкают со временем к смерти и перестают ее пугаться или испытывать перед ней трепет. Так и Рубахин: смерть сослуживца не произвела на него впечатления, не вызвала ни горечи, ни сожаления. Но вид хромающего пленного затронул в нем какие-то душевные струны, и Рубахин отдал ему свои носки. Война меняет людей. Порой что-то по-настоящему страшное или трагическое не вызывает отклика в их душах, а что-то обыденное или неприметное заставляет совершать странные на первый взгляд поступки, отчет в которых люди сами себе не отдают.
Однако это не рассказ о нетрадиционной ориентации героев, как думают многие, впервые прочитавшие его. Это рассказ в первую очередь о красоте и о том, какие чувства и мысли она может вызвать. Это не только красота в классическом ее понимании. Вопрос о том, может ли красота спасти мир остается без ответа, ведь пленного юношу она не спасла.
Рассказ написан в традиционном стиле автора: рубленые фразы, короткие предложения, замечания и ремарки в скобках, скупые описания, простая лексика, минимальные и неявные характеристики героев.
Название рассказа можно истолковать двояко: пленный здесь не только захваченный кавказец, но и сам Рубахин, плененный красотой Кавказа.
Этот рассказ — характерный представитель прозы Маканина, читать которую сложно. Она требует внимательности и вдумчивости. Автор ставит вопросы, порой неожиданные, помещает своих героев в непривычные ситуации и смотрит, как они себя поведут. Он прячет одну тему под другой, а потому многие его рассказы кажутся поверхностными.