Александр Щёголев «Искусство кончать молча»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Договор с нечистой силой | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Он всё помнит, он ничего не прощает, у него нет друзей, у него нет любимой женщины. Он — старший оперуполномоченный РУОП майор Неживой.
Неживой сеет вокруг себя хаос и смерть, но ждать всходов порой приходится долго. Волею случая майор получает возможность убивать кого угодно одной лишь силой мысли. Главное — уметь ненавидеть, а уж ненависти у Неживого хватит на всех.
Одно плохо — любить теперь можно только смерть. И смерть не прощает измены.
Входит в:
— цикл «Неживой»
— журнал «DARKER № 7'11 (8)», 2011 г.
— журнал «DARKER № 8'11 (9)», 2011 г.
— журнал «DARKER № 1'12 (10)», 2012 г.
— журнал «Полдень, XXI век'07», 2012 г.
— журнал «Полдень, XXI век'08», 2012 г.
— сборник «Черная сторона зеркала», 2016 г.
Награды и премии:
лауреат |
Живой металл, 2013 // Лучшая повесть в жанре «Ужасов» |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2013 // Средняя форма (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 6 июня 2023 г.
Как я уже упоминал ранее в своих отзывах на другие произведения, литература ныне стала совсем иной, нежели в светлые социалистические годы. Прессу буквально захлестнул девятый вал низкопробных творений, главной темой которых стало насилие, откровенная порнография и пессимистический взгляд на настоящее и будущее. Причем, пишут об этом не только «молодые и горячие» авторы, но и «умудренные жизненным опытом». Не так давно я упрекал в таком недостатке Прашкевича за его «Закат Земли», а теперь вот приходится попрекать этим же еще одного мэтра от фантастики — за текущее произведение. Идея его, хоть и абсурдна по своей сути, но всё же могла быть использована правильно в подходящем сюжете (типа «Младенцев Медника»). Но автор решил банально плюнуть на все моральные рамки и в итоге получилось не просто «чернушная» история, а очень непристойный политический пасквиль, ориентированный на самую некультурную часть населения. Неприкрытый мат в нем встречается куда чаще, чем приличные выражения. Главный герой, конечно, злодей, каких свет не видывал: садист и бабник, вместо охраны порядка сам совершает преступления и прикрывает тех, кто их совершил. Единственный его «плюс» — это то, что он весьма подозрителен и не берет взяток от кого попало. Все его поступки так или иначе связаны с неуемной сексуальностью, которой майор Неживой (это фамилия такая!) даже бравирует перед своими коллегами. Образ настолько омерзительный, что кажется фальшивым до карикатурности. Судя по тексту, автор хорошо знаком с особенностями работы «органов» типа РУОП и не очень их любит. Но стоит ли доводить свою нелюбовь до такого абсурда? Создается впечатление, что в этом РУОП работают одни садисты, алкоголики и сексуальные маньяки, занятые не делом, а постоянными пикировками друг с другом. Не менее абсурдным по форме является и то изобретение, которое майору предлагают испытать — т.н. «секс-тензор». Только это никакая не эротика, а самый настоящий садизм или даже садомазохизм. От пикантных подробностей использования «прибора» хочется плюнуть на страницу и отложить чтение на неопределенный срок. И это называется у нас «высокой культурой»?!
Можете считать меня идеалистом, но я уверен, что настоящая культура должна вдохновлять, а не угнетать, радовать, а не вызывать омерзение, призывать к добру, а не к ненависти. Взять, к примеру, Островского: его Павка Корчагин тоже жил в весьма трудное время — война, голод, разруха — но роман не акцентирует на этом своего внимания, а пропагандирует совсем другие ценности. Поэтому после его прочтения хочется взять кайло с лопатой и устроить в своем городе маленькую Магнитку. А что захочется сделать после повести Щёголева, уже написано в ее заголовке. Сравните и сделайте соответствующие выводы.
-------------
РЕЗЮМЕ: очередной пасквиль на нашу действительность, раскрывающий омерзительные подробности личной жизни оперуполномоченного РУОП с говорящей фамилией Неживой. Людям, считающим себя культурными, я бы посоветовал его не читать, чтобы случайно не впасть в прострацию и депрессию.
mputnik, 19 октября 2023 г.
Да, чернуха — ещё та. Причём — что характерно — все чисто литературные аспекты (редакционный, жанровый, стилистический и тп) — на устойчивом профессиональном уровне. А, вот, мерзость очернения, опошления, демонизации — она запредельная.
Невообразимой тоской, кошмарным отчаянием и страхом ожидания завтрашнего дня несёт от сего текста. Тьма не просто правит бал — она оный бал чуть ли не увековечивает. И это — не уникум некий, таковых текстов в то время — было много. Это ещё — ничего, не край. Был и аналог гоголевской повести «Нос», но — про вовсе иной орган. Там вообще — мрак полнейший.
Да, время было не сладкое. В одночасье рухнула страна, позиционирующая себя в качестве лидера человечества на пути к счастью, шок болезненной перестройки сознания убил миллионы добродетелей, вер в справедливость и осознаний целесообразности бытия.
Многие тогда потеряли и смысл жизни и даже — самоЁ желание жить.
И — пришёл Сатана. Естественно
Manowar76, 26 апреля 2024 г.
Ужасно. Просто ужасно.
Повести можно простить мелочно-мстительного главного героя. Майор милиции, пользующийся успехом у женщин ловелас, коррупционер. Но при это персонаж ненавидит всех, и это какая-то логика не альфа-беты, а зашуганного омеги. Короче, психпортрет не убедительный.
И вот этому уроду в руки попадает гаджет, убивающий кого угодно по одному желанию обладателя. Есть несколько ограничений при использовании, как несущественных, так и значимых.
Майор-дурачок нарушает важнейшее условии и менее, чем за сутки лишается и секстензора и, буквально, собственной личности.
Что простить произведению не получается — это скомканности и оборванности финала.
Какого-то таланта, стиля или искрометного юмора не заметил.
3(ПЛОХО)
Panzerbjorn, 23 февраля 2013 г.
Повесть напомнила «Николая Николаевича» Юза Алешковского. Но если на заре перестройки Алешковский вопринимался невероятно свежо, а каждый абзац сопровождался хохотом, то повесть Щеголева прочиталась с трудом. Чрезмерно насыщена спермой силовых структур. В советское время какой-нибудь Тузик, пьющий кефир или Виктор Банев, цитирующий Высоцкого, воспринимались куда более мощным пинком власти, чем сексуальные страдания майора Неживого...
Все же, в целом, вроде как неплохо, но не идут мне сейчас сюжеты об «энкавэдэшниках». Может потому что ощущение, что Неживые нынче берут верх?
serege, 9 января 2013 г.
Жесткая и беспощадная история, в которой нет ни одного положительного персонажа. Все они существуют в каком-то своем отдельном мире. Они такие же люди, как и мы — живут в том же городе, ходят по тем же улицам, живут в соседних квартирах, да и дом, где они работают хорошо известен каждому, но как же хорошо, что все то, что происходит в этой истории не коснулось нас. И как же хочется, чтобы такие защитники народа защищали нас как можно реже.
Повесть хорошая, хотя местами кажется сыроватой.
lola-sokolova, 29 июня 2012 г.
Захватывающий рассказ! Жду продолжения!
Но не могу не сказать, как мне это противно: осознание, что такие же люди могут окружать и меня. «Мерзость».