Глен Кук «Путь к холодному сердцу»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Сверхъестественные способности, супергерои | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Встречайте долгожданное завершение цикла «Империя Ужаса»! Король Браги Рагнарсон, опозоренный, лишённый имени, пребывает в заключении у лорда Ших-кая и императрицы Мглы в самом сердце Империи Ужаса. На другом конце мира, супруга Браги и остатки его армии пытаются найти и освободить своего короля, чему мешает гибель или дезертирство их лучших воинов. Глава шпионской службы Кавелина, Майкл Требилкок, пропал при исполнении, так же как и верный солдат – Арал Дантис. Тем временем, Дейн, герцог Грейфеллз, пытается распространить свою власть в Кавелине и забрать королевство себе, чтобы основать новую линию наследования с супругой Браги, кузиной Дейна – Ингер. А у самых вершин Драконьих Зубов в древнем замке Клыкодред колдун по имени Вартлоккур использует своё искусство, чтобы следить за всем миром, он наблюдает за нитями, управляющими королями и империями, и ждёт… Приближающегося момента, когда разразится гнев королей, и отмщение выстелит дорогу к хладу сердечному.
Входит в:
— цикл «Империя Ужаса» > цикл «Гнев королей»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Croaker, 18 мая 2012 г.
Общее: Начать очень хочется с благодарностей: автору за то, что пожалел своих преданных поклонников и спустя 24 года выдал на гора приличное «завершение» цикла, и издательству Night Shade Books, предоставившему такую возможность. Итак, это свершилось. Цикл должный стать magnum opus Кука, а затем из-за плохих продаж, чехарды в издательствах и криминального триллера с похищением рукописей, впавший в летаргический сон, таки пробудился и прозвучал финальным аккордом. Финальным ли? Ответить на этот вопрос и осветить некоторые другие моменты я попробую в настоящем отзыве.
Итак. Глен Кук зашёл в свою комнату, где не был со времён молодости, огляделся и узрел шахматную доску, на которой начиналась интересная и на мой вкус тонкая партия «Империи Ужаса». Сейчас же она выглядела печально — толстый слой пыли, половина фигур потерялась, остальные повалены на бок, некоторые разбросаны на полу. И что я вам хочу сказать — добросовестный трудяга Кук сделал всё, чтобы даже в такой ситуации доиграть партию с достоинством.
Частное: О сюжете и композиции. Глен Кук отдавал себе отчёт, что восстановить в голове после такого перерыва множество событий читателям будет не просто, поэтому первую треть книги занимает расстановка фигур. Он собирает своих персонажей в кучки и описывает их вводные. В своей любимой манере он добавляет в этот процесс другие углы зрения и оценочные характеристики, поэтому этот блок не выглядит долгой и занудной завязкой с повторами. Вовсе даже и наоборот — если в предыдущих романах ИУ у нас был калейдоскоп, где картинки менялись от главы к главе, то теперь он прицепил к калейдоскопу моторчик и герои, события попросту мелькают. Скорость обоснована тем, что кучек персонажей получается много и их надо укрупнять, перед тем как приступить к основным действиям. Тут уместным будет напомнить, что изначально в цикле планировалось 12-14 книг, даже по самым пессимистичным раскладам Кук рассчитывал уложиться в 10 романов, а в итоге был поставлен перед необходимостью уместить всё в один небольшой том (предполагаю и эгоистично надеюсь, что размеры тома диктовались возможным выпуском омнибуса). Поэтому на выходе из первой части APtCoH ему нужен был структурный концентрат — сведение сюжетов и героев в минимальное количество блоков, которое можно подвести к логичной концовке.
Закончив позиционные игры, во второй трети книги Кук берёт динамическую паузу. Темп снижается, острота противоречий спадает. Вместо шахмат начинается домино, в котором каждая шашечка тщательно прилаживается к предыдущей. Тут автор решает две задачи — во первых определяется с проблематикой, которая должна стать основной и итоговой (и я вам не скажу, что это за сверхзадача, иначе будет неинтересно, но она весьма логична и вполне очевидна). Все остальные линии начинают затушевываться, акценты приглушаться, а лейтмотив настойчиво выводится на первый план. Сейчас я помещу в спойлер те, по-моему, принципиальные моменты, которые в конце концов останутся за кадром:
Ещё одна важная задача, которая решается в тиши и покое второй части книги — это необходимость показать ситуацию, к которой должен будет прийти мир, после решения «главной проблемы». Понимая, что после того, как он разгонится, выйти на описательный темп уже не удастся, Кук делает структурную инверсию — он показывает нам Кавелин, Шинсан, Хамад-аль-Накир в потенциале. Он даёт достаточно материала для того, чтобы зная развязку, читатель мог сам проехать по заложенным им рельсам за пределы цикла. Кроме того, реалии уставших от бесконечных войн и интриг государств ненавязчиво работают на то, чтобы убедить в несомненной важности устранения препятствия, из-за которого весь этот потенциал может пропасть втуне.
Последняя треть — Кук проложил все пути, наделал стрелок и отворотов для домашней работы читателей, а локомотив сюжета покатил на полной скорости к финалу. Мы же замерли в тамбуре, и только успеваем замечать мелькающие за окном пейзажи. Это что было — Форгреберг? Да нет, пожалуй, уже Клыкодред. А это куда он отправился? В Место Тысячи Железных Статуй? Нет, на Эхлебе. Страниц за тридцать до конца книги начинает складываться впечатление, что конечную станцию этого маршрута мы таки проскочим мимо. Но добрый машинист в последний момент чуть притормаживает, и любезно даёт тем, кто хочет на неё полюбоваться, возможность выпрыгнуть на ходу...
Выпрыгнули? Чего увидели? Положа руку на сердце — множество многоточий. Нет, главная проблема снята (почти?), все линии подошли к итогам (промежуточным?), герои разведены и сведены вновь в нужных комбинациях (надолго ли?). В общем, опять же традиционно для Кука — всё как в жизни. Горько-сладкая концовка с возможностью бесконечно разных продолжений, в которых, с другой стороны, необходимости-то уже и нет. Последнее ощущение и даёт право говорить, что Кук цикл завершил. Нельзя утверждать, что сказано всё, но сказанного — достаточно.
Несколько слов о романе в общем? Попробуем. Прежде всего необходимо отметить, что в APtCoH уместились все «плюсы» и «минусы» ИУ в целом. В этом разрезе продолжаю удивляться умению Кука выдерживать стиль/дух и прочее цикла. Через столько лет написать роман так, чтобы неосведомлённый читатель мог подумать, что перерыва в написании и не было — это надо уметь. Да, «Империя Ужаса», наверное, самый противоречивый сериал мэтра, и его оценки разнятся сильнее всего. И у Кука был выбор, сделать принципиальный шаг в сторону или остаться в канве. Но мне кажется, что второй вариант был выбран оправданно — всё же во многом роман, это реверанс поклонникам, которые ждали именно ИУ. Они его получили.
Плюсы/минусы, ну, давайте тогда с главного. С персонажей. Даже у меня, нежно любящего творчество Кука, часто от обращения с героями в ИУ начинали ныть зубы, как от резкого перехода с горячего на холодное. Он их плодит, сталкивает, разбрасывает, забывает — ну её богу, как малыш с солдатиками в песочнице. Здесь у нас всё в таком же ключе — добавляются новые люди, часть из них начинает играть чуть не ключевую роль в сюжете, часть отрабатывает номер, часть вообще непонятно зачем, но занятно введена. То же касается и самой проработки их образов. В ИУ Кук может задвинуть героя в дальний ящик, потом использовать в какой-то схеме как функцию/манекен, а уже через пару десятков страниц вытащить его на первый план. Причём порядок этих манипуляций часто кажется произвольным. С другой стороны, это всё работает, даже критики цикла не могут отрицать, что такой подборкой колоритных персонажей может похвастаться не так много произведений. Метода, по которой в одном месте герои могут быть показаны небрежной зарисовкой, а в другом нам являются чуть не рентгеновские снимки их душ, придаёт им необычайный объём.
В APtCoH ситуация чуть смягчается — Кук старательно залезает внутрь почти всем своим «детям». Да, это делается урывками, и не показывает нам цельную личность каждого из них, зато в этой старательной череде «без внимания не останется никто» почти у каждого приоткрывается частичка внутреннего мира — человеками получились все. Более того, автор постарался подвести личные отношения каждого из героев к какому-то промежуточному итогу. Просто для иллюстрации:
Вторая ключевая порция плюсоминусов: сюжетные линии. Ситуация, как вы знаете, аналогичная персонажам — линий много, они сплетены в такую паучью сеть, что не то, что читатели, автор-то с трудом из неё выбирается. Здесь у нас это аспект усугублён, потому что линии надо было сводить и завершать. Кук весь роман тщательно сматывал то, что осталось от клубка, после того, как с ним поигрался ну очень игривый кот или Звёздный Всадник. Часть ниток так и осталась лежать на полу, часть затерялась рядом с более толстыми и цветастыми вервиями. Но в итоге, как ни странно (особенно в свете помянутого множества многоточий) вышло вполне симпатичное макраме.
Остальное в книге тоже вполне в ключе всей «Империи», да и во многом творчества Кука в целом: рваность темпа; неожиданная работа с фокусом, когда казалось бы незначимые вещи показываются крупным планом, а важные — упоминаются вскользь; отличные диалоги; своеобразная образность и чёткость формулировок; замороченность (да, да, та самая, которая позволяет некоторым переводчикам прожёвывать целые страницы) — всё это есть и всего этого вдосталь. Это новый роман старого доброго Глена Кука, если вам нравятся предыдущие — вам понравится и этот.
Личное: И пусть
всё равно, мне понравилось, как Кук это сделал — ведь одна из фоновых тем ИУ, это то, что планы редко реализуются, как по маслу, что при коллизиях интересов многих групп и отдельных людей, результаты могут быть непредсказуемыми, что дурацкая случайность может как помочь, так и испортить всё для великих мира сего в той же мере, что и для простых смертных. В общем жизненность ИУ, за которую я её ценю никуда не делась.
Резюме: Рад ли я, что Кук смог завершить «Империю Ужаса»? Да. Понравилось ли мне, как он это сделал? Да. Хотел бы я, чтобы у него была возможность сделать это по-другому, в соответствии с изначальными задумками? Тоже, да.
viny, 3 июля 2022 г.
Те, кто ждал «Танцев с драконами» 6 лет ничего не знают о том, как ждать «Путь к холодному сердцу» 20 лет. Последний роман из серии ИУ мной был прочитан примерно в 2002 году, в серии «Век дракона»... Цикл этот для меня, возможно, слишком ностальгический, так как именно с него началось моё погружение в мир фэнтези и фантастики в далёком 1999 году. Много воды утекло. Итак, ближе к делу.
Долгожданный роман прочитан на одном дыхании. Да, при всей сбивчивости повествования, да, и при непонятных сюжетных ходах, да, при слабой линии кого-либо из главных героев прошлых произведений. Но при всём этом — роман, на мой взгляд, достойный.
Порадовал перевод, держит читателя за живое страницу за страницей. С новых ракурсов предстают персонажи, на которых у автора раньше, возможно, не было акцента.
Ну и как же без вопросов. Конечно же, они остались. И остались они в основном по концовке, откуда я понял, что вряд ли Кук хотел поставить точку в ИУ.
Не до конца понятна роль Сахманнан, Этриана в развязке. Ну где же их долгожданная встреча?
Я так и не понял, остался ли жив Звёздный Всадник. По всей видимости, да. Интересно было бы узнать его историю подробнее.
Ещё осталась под вопросом роль Великого — он всё же живёт в порталах, и по всей видимости, автор его не собирался списывать со счетов, может быть ему припасена ещё одна роль.
Судьба Хаммад-аль-Накира — одни вопросы. Что там, почему, как, при действующих героях.
Будем надеяться, что всё же данный роман не последний, а автор явно замышляет что-то интересное.
Надеюсь, что мир всё-таки увидит продолжение Империи Ужаса, и оно будет в лучших традициях Глена Чарльза.
igor_pantyuhov, 7 декабря 2022 г.
Подобно Глену Куку, я вернулся к этому циклу некоторое время спустя, после того, как прочел предпоследний роман. (кажется прошел год) И надо сказать, что я правильно поступил что сделал перерыв. Так как, я считаю что этот роман надо читать после большого перерыва. Иначе он грозит наскучить. Роман здоровый, и тут не так чтобы много действия. В основном все интригуют, стараясь завалить Звездного всадника. В общем, мне повезло. Этот перерыв пошел на пользу, так как я получил удовольствие от чтения данного романа. Кажется этто лучший роман из последнего, что написал Кук. Такой же как и во времена расцвета писателя. Как я уже говорил, роман здоровый но читается быстро. Сюжетные линии все сведены воедино, все выстрелило там где надо. Есть конечно некий задел на продолжение. Но лучше не надо. Главное чтобы все оставалось так как есть сейчас. Ни убавить ни прибавить
malin, 10 августа 2021 г.
А что? Отличный маркетинговый ход. Утерянная, сожжённая ,забытая в трамвае, (нужное подчеркнуть)наконец просто похищенная конкурентами (уж не Аберкромби ли? пардон, этот парнишка молод ещё тогда был) рукопись. Может восстановить? Да полноте, столько дел, столько дел...Тут Гаррет пошёл, там Тёмной войной заняться, да и в лучах славы Чёрного отряда неплохо бы погреться. Успеется! И наконец, спустя четверть века, уступив настойчивым требованиям читающей публики( мистер Дойл, Ваш пример заразителен) воссоздать утраченное. Красивая легенда. Главное подпустить турусы, туману побольше. И сразу убиваем двух зайцев. Понравилась книга? Значит большой мастер писал, другой бы на его месте и сюжет забыл, и идею из головы выкинул, а этот вон ты поди ж ты. А не понравилась? Ну а вы что хотели, столько лет минуло, а там столько сюжетных линий, столько героев, сам чёрт ногу сломит. А я, перевернув последнюю страницу финального тома с грустью констатирую-ясность не наступила. Впрочем, ясность-это одна из форм полного тумана, как метко высказывался Мюллер.