Станислав Лем «Лунная ночь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Луна )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Два человека на лунной станции. Авария. Воздуха хватит только для одного. Но кто должен пожертвовать собой? И кто всё время обманывает, зная, что каждое произнесенное слово записывается специальной аппаратурой?
Радиопьеса, использующая все возможности этого специфического жанра.
Входит в:
- /языки:
- русский (9), польский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- К. Душенко (8)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 3 января 2025 г.
Лунная ночь. 1976 год.
В безмолвии космоса два человека остаются один на один с собой. Их дом — лунная станция, где каждый звук может стать последним. Кислород на исходе, связь с Землёй разорвана, и вся их жизнь зависит от горстки решений, принятых в прошлом.
Лунная станция — не просто обитель исследователей, но и место, где космос обнажает человеческую природу до её основы. Станислав Лем превращает каждый шорох, каждое слово героев в нечто большее, чем просто детали. В этой истории гул радиоволн становится напоминанием о хрупкости жизни, а паузы в диалогах звучат громче криков. «Лунная ночь» — это пьеса, где драматизм обостряется до предела, а молчание говорит больше, чем любой монолог.
Как вести себя, когда границы разума размываются страхом? Лем исследует этот вопрос так пристально, что так и ощущаешь холод космической пустоты. Столкновение разума и инстинкта — главная линия пьесы. Один неверный шаг, одно забытое действие — и жизнь висит на волоске. История героев напоминает, что в критических ситуациях малейшая оплошность становится роковой, словно песчинка, запустившая лавину.
Изоляция — не только физическая, но и эмоциональная — разрывает связь героев с Землёй и самими собой. И именно в этой пропасти, где надежда едва теплится, Лем заставляет нас задаться вопросом: что сильнее — воля к жизни или человеческий облик?
Язык Лема точен, как бортовой компьютер. Каждый диалог острый, напряжённый, выверенный до мельчайших деталей. Звуки станции — от шипения компрессора до щелчков радиоприёмника — создают атмосферу, которая проникает под кожу. Фразы короткие, на гране эмоций, а каждая пауза наполнена затаённым смыслом.
Особенно впечатляют моменты, когда герои пытаются общаться, несмотря на нарастающее напряжение. Их реплики похожи на искры в темноте — короткие, яркие, могущие сразу потухнуть или же превратится в бушующее пламя.
Доктор Миллс и доктор Блопп воплощают два противоположных подхода к жизни и выживанию. Миллс — это хладнокровие, дисциплина и методичность, за которыми скрывается тихая усталость и ощущение обречённости. Блопп, напротив, — воплощение эмоций, импульсивности и упорной надежды, которая не позволяет ему сдаться даже перед лицом очевидной бессмысленности. Вместе они не только коллеги, но и зеркала друг друга. Их взаимодействие — это битва подходов: расчёт против чувства, метод против интуиции. И ни один из них не оказывается победителем.
Однако, иногда действия героев кажутся необоснованными. Почему о баллонах вспоминают так поздно? Почему их реакция на критические ситуации не всегда последовательна? Эти моменты слегка снижают напряжение, которое могло бы быть нестерпимым. Однако такие шероховатости не отнимают главного — ощущение подлинности их борьбы.
Лем показывает, как в тяжелых условиях обнажаются человеческие натуры. Его пьеса —напоминание о том, что мы неразрывно связаны с нашими страхами. 8 из 10.
wolobuev, 20 мая 2021 г.
Лем, ты — чёртов гений! Взять избитый сюжет и так его вывернуть!
Конечно, экстремальная ситуация, когда приходится выбирать, кому жить — тема не новая. Ну так и контакт с инопланетным разумом — тоже старая тема. Но «Пикник на обочине» от этого не становится хуже.
Так и здесь. Дело не в экстремальной ситуации, а в сюжетной находке Лема. Аппаратура записывает только звук, а значит, можно обмануть тех, кто будет её слушать. А дальше уже начинаются психологические упражнения, в которых Лем — мастер. То, что эта вещь писалась для радио, подчёркивает изобретательную нестандартность Лема. Вместо того, чтобы накропать обычный фантастический рассказик, он решил поиграть со слушателями в кошки-мышки, использовав специфику радио. Пусть-ка слушатели сами решают, кому верить! Ну кому ещё могла прийти в голову такая мысль?
Ну и, конечно, техническая сторона на высоте. Лем не был бы собой, если б не продумал все тонкости.
Galgafenyanin, 15 марта 2019 г.
Очень жизненный рассказ. Ты можешь год прожить и проработать с человеком спина к спине, быть лучшими друзьями, и реально узнать друга когда столкнетесь с бедой. Людьми управляют инстинкты, и о ирония, Истерика, жажда выжить любыми целями, затмевает глаза здравому смыслу и убивают.
Кропус, 20 июля 2018 г.
Единственный момент, невозможно поверить, что обоих дураков не ознакомили с инструкцией
по чрезвычайной ситуации заранее. А так же с устройством станции. А то они просто не знают, что на этом случай есть. Но если принять это как данность, то дальше всё логично, по крайней мере ситуация вполне могла развиваться и так. Каждый хочет выжить за счёт другого, не думая как спастись обоим, а ведь средство у них под носом.
god54, 1 августа 2016 г.
И тема и сюжет достаточно вторичны: космическая станция на Луне, два исследователя, нехватка кислорода, критическое положение, но может спастись один... Хотя, если это было написано для радио и прозвучало там, то текст вполне неплохой и разок вполне можно послушать, а если еще артисты читают текст с выражением, то можно даже увлечься. А вот концовка вполне оригинальная и нравоучительная.
bladerunner, 17 июня 2013 г.
Объективности ради следует отметить, что даже такой Человечище как Станислав Лем написал изрядное количество произведений вторичных, на избитые темы. И не только вначале творческого пути.
«Кислорода хватит только одному» — довольно-таки заезженная тема в англо-американской фантастике, по которой очень критично, с особой скрупулезностью когда-то прошелся Лем в своих литературных исследованиях. Достаточно вспомнить хотя бы рассказ А.Кларка «Двое в космосе», который был написан значительно раньше и , на мой взгляд, интереснее как и по построению сюжета, так и с точки зрения психологии героев.
И хотя пьеса как для радиоспектакля слушается с интересом, однако, как говорится «Сократ мне друг, но...»
Beksultan, 24 апреля 2009 г.
Замечательная пьеса! У нее очень тяжелый конец. Жестокий и ироничный. Прочтите, чтобы узнать в чем там дело. Мораль — надо всегда ознакомиться с инструкцией ПОЛНОСТЬЮ! Говорят, что на протяжении всей своей космической программы американцы тренировали астронавтов по сценариям аварийных ситуаций, которые брали из научно-фантастических произведений. Почти уверен, что «Лунная ночь» была в их числе. Кстати, действительно автор очень умело использовал все особенности радиопостановки.
CheRurg, 28 мая 2011 г.
Итак, есть два человека на лунной станции, есть кислород, достаточный только одному и есть звукозаписывающая лента. Как только выясняется, что случилась аварийная ситуация, сразу становится ясно, что один из членов лунного экипажа должен пожертвовать своей жизнью. И тут показываются их истинные характеры, причем один из них или сразу оба пытаются обмануть звукозаписывающую ленту, свалив всю вину на другого.
Произведение представляет собой очень жестокую насмешку над отрицательными людскими качествами. Хоть это и первая радиопостановка, которую я прослушал, могу сказать, что запись произведена очень качественно и оставляет только положительные впечатления.
dvh2000, 15 января 2012 г.
В радиопьесе отлично продемонстрирована рефлексивная игра двух субъектов-противников. О как это часто встречается в политической жизни общества! :smile:
Вертер де Гёте, 2 ноября 2007 г.
Когда воздуха остаётся только на одного,сразу появляются очень веские причины для того,что бы этим единственным стал именно ты.Осталось только убедить в этом звукозапись. Любой ценой. Ситуация становится почти сюрреалистичной: любой шорох используется как доказательство, а правду трудно отличить от лжи.