fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Прекрасное далёко»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.95
Оценок:
1204
Моя оценка:
-

подробнее

Прекрасное далёко

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 114
Аннотация:

Цикл рассказов о нашем «светлом» будущем. Что-то тут есть от «Полдня» Стругацких, но больше, гораздо больше — от самого Сергея Лукьяненко. «Светлое будущее с червоточинкой».

Примечание:

Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:

цитата С.Лукьяненко
Каждый текст – это сотворение мира. Иногда – совершенно нового; в этом сборнике немало таких миров. А иногда миру становится тесно в рамках одного, пусть даже большого, рассказа. Он начинает расти, возникать в других рассказах, прорываться в повести и романы. Даже не знаю, удача это или беда. Но когда я поставил точку в рассказе «Дорога на Веллесберг», то уже понимал, что мир отпустит меня не скоро. Возникла даже мысль объединить все рассказы в единый цикл, взяв названием цитату из известной песни – «Прекрасное далеко». Повесть или даже роман в рассказах… На тот момент идея представлялась мне достаточно оригинальной. Мир жил, я видел его. Мир был интересен.

И все таки я не смог этого сделать. Романы или повести более поддаются организации труда. У рассказов свои законы. Рассказ – порождение мгновения. Луч солнца в окне, глоток горячего кофе, обрывок чужой фразы – никогда не знаешь, что станет толчком, что заставит сесть за клавиатуру. Лишь сейчас, спустя почти десять лет после того, как был начат этот маленький цикл, я рискнул объединить его под одним названием – как и планировалось изначально…

«Дорога на Веллесберг» был моим первым прикосновением к миру «Прекрасного далека». Затем был написан «Мой папа – антибиотик», рассказ с другими героями, связанный с «Дорогой» довольно тонкой нитью, и все таки – необходимая часть этого мира. Потом была «Почти весна», рассказ, писавшийся долго, болезненно, и, может быть, поэтому очень мне дорог. И совсем уже недавно я написал «Запах свободы». Меня почему то не прекращала преследовать сцена знакомства героев «Дороги», вставали перед глазами пустой ночной вокзал, светящиеся вывески над безлюдным перроном, шум моря и какие то навязчивые, грустные, тихие мелодии. Выхода не было – пришлось вернуться к давным давно оставленному миру.

Если же попытаться составить хронологическую последовательность событий, то она совсем иная. «Мой папа – антибиотик» станет первым рассказом цикла, «Запах свободы» следующим, лишь затем происходят события «Дороги на Веллесберг», и завершает цикл (на данный момент) рассказ «Почти весна». Читатель, любящий хронологию, может попробовать прочитать рассказы именно в этом порядке. И все таки… все таки я бы советовал придерживаться той последовательности, в которой рассказы идут в сборнике. Порядок написания в данном случае важнее, ведь именно так я открывал для себя мир «Прекрасного далека».

Не знаю, вернусь ли я к нему еще. Все может быть. Когда то он прорвался даже в роман «Стеклянное море», хотя первоначально этого никак не планировалось…

И самый странный, для меня во всяком случае, вопрос – хороший ли это мир? Добрый ли он? Хотел бы я в нем жить или нет? Ведь это действительно мир победившего благополучия, сытая и благоустроенная планета Земля, где «в прошлом войны, вонь и рак…». Мир, где можно спокойно гулять вечерами, где каждому гарантирован кусок хлеба, крыша над головой и бесплатные штаны. Почти утопия.

Но почему-то так трудно придумать утопию, где совсем нет боли…



Содержание цикла:


7.71 (1550)
-
31 отз.
7.82 (2002)
-
49 отз.
7.86 (1353)
-
41 отз.
7.63 (1270)
-
21 отз.

Похожие произведения:

 

 


Лорд с планеты Земля
1994 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Дверь во Тьму
1997 г.
«Л» — значит люди
1999 г.
«Л» — значит люди
2002 г.

2005 г.
Проводник отсюда
2006 г.
Прекрасное далеко
2006 г.
Конец легенды
2007 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Именем Земли
2015 г.
Именем Земли
2022 г.

Периодика:

Простор 1990'10
1990 г.
Фантакрим MEGA 1992'4
1992 г.
Миры/Worlds 01’1995
1995 г.
Если № 3, март 1999
1999 г.

Самиздат и фэнзины:

Прозрачные витражи
2024 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Рассказы
2003 г.
Рассказы
2005 г.
Рассказы
2005 г.
Конец легенды
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Red Star Tales: A Century of Russian and Soviet Science Fiction
2015 г.
(английский)
对望的恒星
2023 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший мир. Будущее, которого действительно хотелось бы.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот именно эта четвёрка — просто класс (ну, за исключением «Дороги...», хотя и оная Дорога — тоже, при определённой натяжке...).

Тут — чистая «восьмёрка», а среднестатистическая оценка всех рассказов Автора — чуть выше «6». При этом в данном конкретном случае мои личные оценки до единиц процентов совпадают с интегральными оценками всей аудитории сайта.

Если же говорить о личных супер-пупер предпочтениях, то я выделил бы «папу-антибиотика», конечно же. Хотя и оставшиеся два — тоже, безусловно, на высоте

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначный цикл, как в плане включённых произведений, так и в плане их сочетаемости друг с другом. Также под вопросом и последовательность вещей в цикле. Так, первая вещь итожит последнюю, и, читая в предложенном автором порядке, как это делал я, послевкусие остаётся весьма странное, как-будто идёт деградация заложенных идей. Про сам мир особо писать не буду, но замечу, что достойные ознакомления мысли в цикле присутствуют, а от первого рассказа и вовсе веет, я бы сказал, какой-то даже мудростью, пусть мне и стыдно употреблять данное слово, так как называя что-то мудрым я тем самым претендую на понимание мудрого и мною самим. Но от первого рассказа я что-то такое вот почувствовал.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люди всегда останутся людьми. Одни будут искать лёгких путей, другие — тех, что потяжелей, третьих не устроят никакие из предложенных.

Это не утопия. Мир действительно может стать таким. Будет достаточно еды и жилья для всех, можно будет работать или нет — зависит от того, что захочется человеку. Удивительно, что я верю в возможность такого будущего? Но я правда убеждён, что стоит человечеству по-настоящему захотеть этого, и оно будет достигнуто. Пусть не сразу. Со временем. Надо только захотеть.

Но это не утопия. Даже такое будущее не принесёт счастья. Нет, лучше так скажу — не принесёт счастья всем. Может, людей, могущих назвать себя счастливыми, будет побольше, чем в наше время, но что это за счастье? Счастье набитого желудка? Счастье тела, которому ничего не грозит, которого не беспокоят излишние мысли? Счастье бревна, плывущего по течению?

Это совсем не утопия. Мир, описанный в цикле, может повернуться к нам и другой стороной — там с оружием в руках в борьбе за идеалы, которых у человечества было, есть и будет всегда достаточно, гибнут дети. Кто виноват? Убившие их, или пославшие на смерть? А кто виноват в таких случаях в нашем мире?

В мире «Далёка» люди платят за ошибки. Иногда — свои собственные, иногда — чужие. Платят новыми ошибками. Теряя надежду. Теряя любовь. Платят своей судьбой, которую кто-то предопределил раньше, чем человек появился на свет. Даже если не хотят этого, всё равно — платят.

Вот поэтому я верю, что такое будущее — возможно. В утопию — не верю, а в такое — да.

Цикл рассказов «Прекрасное далёко «, как и ещё несколько произведений автора, связан сюжетно с романом «Лорд с планеты Земля». И если в других случаях такая связь не принципиальна, то здесь начинаешь смотреть на оба произведения немножко под другим углом. Понимаешь, кто они — роддеры, и почему появились. С другой стороны одна из наиболее чувственных сцен «Лорда» становится ярче и выразительней.

Я бы посоветовал этот цикл читать перед «Лордом». Тогда вы поймёте, что у Лукьяненко даже космоопера — не просто квест. Никогда у него не бывает «просто»...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безусловно навеяно произведениями Стругацких. Светлый мир будущего. Мир благоденствия и процветания, равенства возможностей и удовлетворенных потребностей. Но и в таком мире человек остается человеком. И человеческие слабости и пороки никуда не делись, как и человеческие амбиции и стремления. И вероятность того, что в противостоянии личное благо — общее благо, благо Родины (Земли) — блага конкретных людей, человек (человечество) предпочтет личное (человеческое) благо весьма и весьма вероятно. Верю, ибо если бы было по другому, мы бы давно уже жили в мире светлого настоящего.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

МИр будущего. На первый взгляд — довольно приятный. Нет проблем с едой, жильем, досугом. При достижении определенного психологического состояния любой может получить статус персональной ответственности и весь мир ляжет у его ног. Хочешь — работай, хочешь — учись, хочешь — ничего не делай. Вообще, при чтении чувствуется равнение на мир Полудня Стругацких. Но, соглашусь с автором, жить в таком мире я бы не хотел.

Если присмотреться внимательно, то проступят многие вещи, портящие впечатление. Во-первых, всеобщий достаток. Да, производство автоматизировано, много еды, одежды, любой неработающий имеет необходимый минимум, и, я скажу, в наше время не каждый работающий имеет такое. Отсюда вытекает одна из основных проблем данного общества — чтобы подвигнуть человека на поступок, в таком обществе нужна очень сильная мотивация, а ее нет. Зачем что-то делать, если все, что нужно (ну почти) можно получить и так. Правильно сказал один из героев: в наше время хорошо сильным личностям — они могут достичь любых вершин, а большинству в таких условиях очень трудно найти свой путь. Во-вторых, политические проблемы. Оказывается в мире Далека, не все гладко — постоянно вспыхивают мятежи в колониях, причем так, что приходится содержать (и постоянно использовать) спецчасти быстрого реагирования. Будущее, в котором на войне гибнут дети, это не то будущее, в котором я хотел бы жить. И в-третьих, что поразило меня — это генетический контроль браков. Когда два человека, объединенных светлым чувством, могут получить запрет иметь детей, а то и подвергнуться стерилизации, когда родители, решив наделить своего будущего ребенка сверхспособностями, дают согласие на генное изменение эмбриона, а потом, когда он вырастет, люди просто будут шарахаться от него — у меня просто нет слов, чтобы это описать.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общество, показанное в этом цикле вовсе не утопия, хотя сначала можно так подумать. У этого общества есть проблемы и серьезные. Оно расплачивается за свои ошибки, сделанные ранее, но методы его также не совсем хорошие, поскольку счастья особого не доставляют людям. Иначе бы подростки не хотели жить самостоятельно, отдельно от родителей; влюбленные бы не пытались изменить прошлое, чтобы быть вместе; не презирали бы мутантов. Это проблемы «прекрасного» будущего. Но тем не менее написано о нем красиво...

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Что-то тут есть от «Полдня» Стругацких, но больше, гораздо больше — от самого Сергея Лукьяненко.» Я бы сказал с точностью до наоборот, очень много от Стругацких, некоторым образом пародия написанная всерьез.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный цикл. Небольшой, состоящий всего из четырех рассказов. Время написания первого и последнего разделяет почти десять лет. Что его отличает от прочих? Прежде всего — настроение, которое остается после чтения. Немного грустное и задумчивое. Приключений тела тут можно не искать, а вот — духа, пожалуй, да. Эти легкие, стильные, почти «невесомые» истории мало кого оставят равнодушными. Не оставили они и меня...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень нравиться «Запах свободы». Идейка хорошая.... и постоянно перед глазами бетон из цветной мозаики:confused: а еще монор(кстати, это же транспортное средство фигурирует в романе «Геном» этого автора). Здорово описано восприятие Миши.. Игорь — яркий образ не только в этом цикле, но и вообще в литературе. Он свободный, даже в таком регламентированном обществе. Даже не смотря на ваши отзывы про мрачный мир, у меня только светлые воспоминания об этом цикле...запомнила только самое положительное и доброе, чего в «Прекрасное далеко» в достатке...

P.S.«Ветра в лицо, роддер!» Не ищите легких путей!!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зажрались!!! Общество сытое, а толк в этом видят не все. В таком обществе хорошо только полным лентяям. А что касается людей, которые не любят имитацию работы? Получите почву для депрессий. Книга лишний раз доказывает, то что если хочется по-настоящему порадоваться, иногда надо по-настоящему пострадать. И никакая имитация не поможет. Трудоголикам там было бы туго. :smile: И не надо нам по сути никакая утопия. Мир! Труд! Май! :)

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак – история будущего от Сергея Лукьяненко. Не похоже, что С.Л. когда либо планировал написать что-то вроде [work=17792]«Мира Полудня»[/work] или [work=2811]«Хейнского цикла»[/work], [work=7087]«Основания»[/work] или [autor=560]«Челанксийской федерации»[/autor]. Но так уж вышло, что «дорога на Велленсберг» завела Лукьяненко достаточно далеко. В порой притягательный, порой отталкивающий, но очень органичный и, возможно, самый честный из авторских миров.

В предисловии к сборнику [work=1939]«Проводник отсюда»[/work] С.Л. писал:

... иногда миру становится тесно в рамках одного, пусть даже большого, рассказа. Он начинает расти, возникать в других рассказах, прорываться в повести и романы. […] Но когда я поставил точку в рассказе «Дорога на Веллесберг», то уже понимал, что мир отпустит меня не скоро... […] Когда-то он прорвался даже в роман [work=1232]«Стеклянное море»[/work], хотя первоначально этого никак не планировалось…

Лукьяненко ещё вернулся к этому миру, пусть спустя очень многие и многие лета. Сложно не узнать его в [work=1216]«Танцах на снегу»[/work] и [work=1259]«Геноме»[/work].

А собственно цикл «прекрасное далёко» — это четыре рассказа-зарисовки из XXII века. Лукьяненко советует читать их в порядке времени написания, но если вы уже знакомы с описываемым в них мирам, хотя бы по «Стеклянному морю», я бы посоветовал читать их в соответствии с внутренней хронологией:

* [work=1937]Мой папа – антибиотик[/work]

* [work=1937]Запах свободы[/work]

* [work=1218]Дорога на Веллесберг[/work]

* [work=1230]Почти Весна. [/work]

Это история такого непростого взросления Михаила Кобрина. Мишки Чингачгука. Он — нюхач. Один из первых спецов. Лучший друг Игоря Пригородского – «роддера №1» (мы встретимся с обоими, когда им обоим будет уже за сто в [work=1232]«Стеклянном Море»[/work]). Это стоит читать.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будущее... Казалось бы, действительно «прекрасное далеко»... У людей есть все что нужно для счастья: еда, кров, а самое главное — свобода, если сумеешь доказать, что способен принимать самостоятельно решения...

Но за всем этим скрывается такая масса подводный камней, что просто волосы встают дыбом... Родители меняют генный код ребенка, люди с Земли контролиркуют чужие планеты... Двое молодых людей не могут создать семью... И невольно задаешь себе вопрос: а счатливы ли люди там живущие? Почему то мне кажется, что нет... Точней не всегда...

Как верно заметил автор: «трудно написать утопию, где совсем нет боли»...

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Цикл в целом очень хороший и заставляет задуматься хотели бы мы такое будущее и какое будущее мы построили если нам дали бы такую карту на руки.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Больше всего понравилась «Дорога на Веллесберг», но вообще рассказы как-то не очень. Слишком уж все мрачно. Такое ощущение, что автор пытался доказать, что все люди сволочи. особенно он это показал в «Мой папа — антибиотик».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх