Александр Беляев «Мёртвая голова»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Латинская Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Робинзонада
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Профессор биологии погнался за редкой бабочкой и заблудился в южноамериканских джунглях. Теперь его лекции слушают макаки и баобабы. Его найдут, вконец одичавшего...
Впервые рассказ был опубликован в журнале «Вокруг света» (1928, № 17).
«Мертвая голова» — один из ранних научно-фантастических рассказов Беляева близких по жанру географическо-приключенческой литературе. Сюжет рассказа и на этот раз опирается на реальный факт — газетное сообщение о найденном где-то в дебрях Амазонии одичавшем человеке.
Название рассказа несет двойную нагрузку: с одной стороны, это наименование редкого вида южноамериканских бабочек — в погоне за одной из них и заблудился в джунглях герой рассказа, а с другой — это символ утраты человеком своей человеческой сущности в социальном безмолвии необитаемых лесов.
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1928'17», 1928 г.
— журнал «Вокруг света 1928'18», 1928 г.
— журнал «Вокруг света 1928'19», 1928 г.
— журнал «Вокруг света 1928'20», 1928 г.
— журнал «Вокруг света 1928'21», 1928 г.
— журнал «Вокруг света 1928'22», 1928 г.
— антологию «Невидимый свет», 1959 г.
— антологию «Библиотека приключений в пяти томах. Том 2», 1966 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 52
Активный словарный запас: средний (2746 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 21%, что гораздо ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (30), украинский (4)
- /тип:
- книги (27), периодика (6), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ф. Дынько (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Блофельд, 20 марта 2024 г.
Не характерный рассказ для Беляева. Фантастики здесь нет. В том, что человек одичал в джунглях Бразилии, вроде как нет ничего фантастического. Если что, мёртвая голова является реально существующей разновидностью бабочек, тут Беляев ничего не напридумывал. Не удивительно, что Морель разучился говорить за пятнадцать лет жизни в джунглях. Хотя удивительно, что он так быстро научился говорить заново.
Фалкон, 24 октября 2018 г.
Никакой фантастики. Рассказ значительного объема (он поделен на главы), лежащий за пределами классических интересов Беляева, являющийся традиционной робинзонадой.
ГГ теряется в джунглях Амазонки и выживает там. Что это робинзонада, кстати, читатель может догадаться уже в первой главе.
Однако даже и тут — хотя это и кажется невозможным — автор умудряется некую марксистско-ленинскую диалектику вставить в текст.
Вследствие того, что ГГ лишен человеческого общества, он, последовательно:
1. Дичает.
2. Забывает собственное имя.
3. Теряет речь.
Тем самым, вопрос коллективизма переходит из бытовой в идеологическую плоскость. Но и это еще не все.
Будучи энтомологом с мировым именем, ГГ, параллельно с собственным выживанием, продолжает заниматься научными изысканиями, коллекционируя, описывая и препарируя неизвестных насекомых (а попутно, и растения и т.д.). К чему это приводит? Забывая родную французскую речь, ГГ, тем не менее, продолжает помнить латынь, необходимую по его научной специализации (даже пишет на ней!), основы классификации видов и т.д. То есть, созидательный труд — это единственное, что не дает ему окончательно превратиться в дикого пещерного человека. Кто из вас считает, что это не марксизм — пусть первым бросит в меня камень.
Конец рассказа мрачен и пессимистичен; мне не понравился (хотя его можно предугадать заранее). Такое впечатление, что загнивание капитализма наблюдается не только на уровне социума, но и проникает в личности отдельных людей.
Беляев порадовал; робинзонады от него не ожидал; за минусом упаднического конца повествования — 9 баллов.
Тимолеонт, 10 июня 2019 г.
Очень круто и атмосферно получилось! Настоящий человек науки, Учёный оказывается в ситуации Робинзона, только нацелен не на спасение, а на продолжение научных изысканий любой ценой. Получилось одновременно и остроумно, и романтично, и грустно-печально моментами. Так или иначе, Беляев здесь изобразил пример настоящего человеческого упорства, целеустремлённости и приспосабливаемости. Искренне считаю «Мёртвую голову» одним из сильнейших рассказов автора.
garris1969, 30 мая 2015 г.
Читая, буквально погряз в сюжете. И пусть
SAG, 22 ноября 2012 г.
Что общего у профессора Жозефа Мореля и обнаруженного в лесу некоего Фессора? Оба знают латынь, носят очки и отлично разбираются в энтомологии. А что их различает? Морель стремится в джунгли, что бы найти новые виды пауков и других насекомых и стать светилой в науке. Фессора то же интересуют насекомые, но слава его уже мало волнует, у него навязчивая идея поймать бабочку «мертвая голова». И еще их различает 15 лет, те 15 лет, которые провел Морель в джунглях Амазонии и превратился в безмолвного, подверженного навязчивой идеи, но совершившего массу открытий, наблюдая жизнь насекомых и сумевшего выжить в джунглях Фессора.
Можно найти всякие доводы, что бы обвинить его в деградации и прочем. Но это обычное психологическое явление человека вырванного из общественной среды: вспомните дитей воспитанных животными, или узников казематов-одиночек. Яркий пример такого явления Айртон из книги « Таинственный остров». Но вернувшись в дружественную среду и Айртон вновь стал человеком, почему же это не возможно для Мореля, тем более, что после долгого молчания и вернув себе дар речи он замучил своими разговорами. Мне возразят, в последних строчках рассказа он подверженный своей идее в городском парке ловит ускользнувшую от него бабочку. Но что вы хотите, что-бы после 15-летнего затворничества он сразу вернулся к прежней жизни. На реабилитацию то же нужны годы. И я верю, такой человек, сумевший не только выжить, но еще и исследовать, и собрать уникальную коллекцию и найти применения в обыденной жизни секретов природы сможет в дальнейшем вернуть свою психику в нормальное состояние. А может у него как раз и нормальное состояние человека органически слившегося с природной средой, ведь даже пума стала на его защиту, а мы привыкшие только брать от природы не много не те.
mac_mac, 28 декабря 2014 г.
Хорошо.
Грустная история ученого-робинзона, всю жизнь потратившего на поиски редкой бабочки! Но все-таки остается надежда, что профессор постепенно вернется в нормальное состояние. Он ведь быстро вспомнил и восстановил речь, а именно мышление и речь отличают человека от животного. В данном случае пострадала речь, но ум ученого-исследователя не угас. Значит есть шанс!
Оценка: Хорошо.
Tonya2000, 25 апреля 2015 г.
Читала год назад, но помню,что понравилось) Когда брала книгу, то думала, что будет про голову, а в итоге про вид бабочки))))
shaman13, 13 декабря 2010 г.
Рассказ понравился. Такой себе отголосок «Робинзона Крузо», скажем, сокращенная версия с сюжетными отступами от оригинала. Отличная история написанная отличным языком и, что самое главное, — по реальным событиям. Что очень естественно для автора. Чем выделяются рассказы Беляева, так это тем, что довольно серьезная история написана таким легким слогом, что порой даже прерываешь чтение и думаешь: Ого! Не каждый так сможет! Она запоминается, долго не выходит из головы. Описания природы — это здоровенная часть рассказа, но она не утруждает, как в некоторых произведения других авторов. Здесь детализация настолько непринужденная, что кажется вполне естественной, более того — незаменимой частью повествования.
Да, рассказ не очень вписывается в ряд произведений автора, поскольку не является прямо фантастическим. Да и история не совсем уж и фантастика — разве мало людей блудили по джунглях Амазонки? Скорее приключенческая с обязательным хеппи-эндом. Но до жути интересная. Нет интриг, прыжков по сюжету, а все равно рассказ не отпускает до самого последнего слова.
Ну что я еще могу сказать? Браво!
aps, 13 октября 2008 г.
Отличный рассказ.
Главный герой, как и Робинзон Д. Дефо, был отрезан от человеческого общества. Только вместо океана воды его от цивилизации отделелило море деревьев. И, в отличии от классического Робинзона, у него не оказалось под рукой множества необходимых для выживания рукотворных предметов. Все ему заменили дары природы.
Автор показывает деградацию человвека отрезанного от общества. Это не регресс его ума. Умственные способности наоборот получили сильный толчок к развитию, так как он получил множество объектов для исследования по своей специальности, своему увлечению .Что дало богатую почву для развития профессионального, научного интелекта. Однако деградация коснулась его разума. Ведь разум это не только научный интелект, это что-то большее. То, что нас делает людьми. И, в не малой степени, на его развитие влияет общество. Но на разум главного героя наложило свой отпечаток одиночество и навязчивая идея поймать редкий вид бабочки «Мертвая голова». Погоня за «Мертвой головой» сделало в какой-то степени его голову «мертвой». Он потерял себя и неизвестно сможет ли в будущем он стать прежним и самое главное захочет ли.
Хоть этот рассказ написан в далеком 1928 году он и сегодня читается с интересом и на «одном дыхании».
god54, 29 ноября 2009 г.
Очень необычный рассказ для А. Беляева и, как я понимаю, единственный в своем роде. Вся его фантастичность заключается лишь в ситуации, но по этому принципу никто не относит «Робинзона Крузо» к фантастике. Приключения, Робинзона в новом виде — да. Наверное автор и хотел описать робинзонаду ученого на современный лад.