Александр Беляев «Человек, который не спит»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Об Иване Степановиче Вагнере ходили легенды — талантливый изобретатель и смелый экспериментатор. Он изобрел средство от усталости, а также средство против сна. Не нуждаясь в отдыхе и сне, мог работать почти двадцать четыре часа в сутки. Путем тренировки он выработал способность думать обеими половинками мозга независимо одна от другой. Его глаза двигались также независимо. Он мог писать одновременно правой и левой рукой...
Впервые рассказ был опубликован в авторском сборнике «Голова профессора Доуэля», выпущенном издательством «Земля и Фабрика» в 1926 году. Этим рассказом писатель открыл цикл произведений под общим названием «Изобретения профессора Вагнера».
Литературным первоисточником беляевского замысла могла послужить серия повестей и рассказов английского писателя Артура Конан Дойла (1859 — 1930) о приключениях и изобретениях профессора Челленджера. Сходство отдельных эпизодов разительно — например, путешествие профессора Вагнера через спящий Берлин и поездка профессора Челленджера и его друзей по спящему Лондону в повести «Отравленный пояс».
Входит в:
— сборник «Голова профессора Доуэля», 1926 г.
— антологию «Okno w nieskończoność», 1980 г.
— антологию «Klasyka radzieckiej fantastyki», 2022 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 43
Активный словарный запас: средний (2826 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (28), польский (2), болгарский (1)
- /тип:
- книги (30), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Иванов (1), Е. Качмарек (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 20 августа 2019 г.
Вагнер — этакий типичнейший сумрачный гений, полубезумный изобретатель с околонулевой ответственностью и способностью реализовать любую ахинею, прекрасно разбирающийся в науке, и абсолютно бестолковый в повседневной жизни. Такой типаж не был в новинку уже в 1920-ых, сейчас же это просто-таки популярный архитип из комиксов и мультсериалов. Здесь он представлен достаточно забавно, и если допустить, что это такая сатира, то получается вполне себе неплохо.
pava999, 2 июня 2013 г.
Честно говоря, Беляева никогда особо не любил. Во всех прочитанных мною произведениях била через край пропаганда. Мол, мы такие хорошие, а на западе одни капиталисты, они плохие, и, вообще, славься Отечество наше свободное и да здрайствует коммунизм (минимум этого дела в «Голове профессора Доуэля»). В этом рассказике идеологоия доходит до абсурда. Учёный крадёт у соседей собак и приводит над животными опыты, а его потом оправдывают (!), потому что он трудится для советской науки (!!). Потом его похищают злобные империалисты. От одного их заседания непонятно, что делать — смеяться или же плакать. Сбегая из плена профессор калечит кучу ни в чём не повинных людей (но они ведь буржуи, потому что у них есть деньги) и находит марксистски настроенных рабочих, которые только и ждут как бы построить советскую власть. Картина маслом, как говорил Давид Маркович Гоцман из «Ликвидации».
Но, благодаря своей крайней «заштампованности» рассказ получился довольно весёлым. Может быть, Александр Романович умело спародировал фантастику тех времён.
Доктор Вова, 21 мая 2010 г.
Этот рассказ в молодые годы произвел эффект взорвавшейся бомбы: я хотел научиться не спать, писать правой рукой (сам я- левша) одинаково с левой, а учитывая безудержную любовь к чтению, читать разные книги разными глазами. Как красиво и мастерски описано Автором стремление Вагнера принести больше пользы человечеству своими научными изысканиями. И что интересно, читая такие книги, хотелось быть ученым, хотелось быть полезным своей стране. И никакой личной выгоды. Где сейчас такие книги, где сейчас эти герои, беззаветно преданные делу науки? Увы, как и детские мечты они остались в прошлом!
Спасибо Автору, что хотя бы читая его произведения в юности, я был тем самым Вагнером, не смыкающим глаз до рассвета, или до последней страницы произведения!
Alexandre, 25 сентября 2009 г.
Прочитав это произведение, понял я, что уважаемый Sawwin не совсем прав — обыск и выемку документов в рассказе производил-таки участковый, т.е. представитель власти. Ну, а насчёт каких-либо прочих документов вроде ордера на обыск не говорится ничего, но может и порядки в те годы были несколько иные.
Вместе с тем, преступление главного героя обнаружено — похищенные и убитые собаки — налицо. По современным законам, наличия прибыли и вовсе не требуется. Но вообще весь рассказ проникнут неистребимой идеей о том, что цель оправдывает средства, так что «геройства» героев вполне в духе того времени — главное — повышение производительности труда, а сантименты несчатной хозяйки бедной Дэзи никого не волнуют.
Сам же профессор Вагнер — типичный пример увлечённого своей наукой бесчувственного человека, желающего непременно осчастливить человечество своими эпохальными открытиями и изобретениями.
В целом образ учёного настолько гротескный, что закрадывается подозрение — не специально ли автор подпустил некоторое количество юмора в описание своего явно положительного героя.
В целом же рассказ поражает своими достаточно интересными идеями, которые в самом деле неплохи для научно-фантастического произведения. Ну, и, разумеется, нехорошие капиталисты тоже есть — куда же без них — 1926-й год, чего же вы хотите. В итоге для современного читателя не особо занимательно. И по сравнению с более поздними вещами автора откровенно слабо. Но познакомиться интересно.
2480, 30 апреля 2011 г.
Впечатлило, когда было десять лет. Особо умных мыслей или философии не заложено, привлекает за счёт того, выберется ли Вагнер из плена. Тем не менее, вещь запоминается, так как дарит надежду на светлое будущее. Понятно, это было на тот момент продиктовано, но за возникающее чувство ненапрасности жизни спасибо. Приятно жить и чувствовать, что всё наладится, что всё замечательно, когда в реальности всё совсем не так.
god54, 24 ноября 2009 г.
Чувствуется, что это был первый рассказ о профессоре Вагнере и потому он был полон стандартов советской фантастики того периода: смесь боевика, фантастических идей и всемирной революции...
Sawwin, 13 ноября 2008 г.
Прочитав это произведение, я понял, что мы живём в почти правовом обществе. Домовой комитет, который может провести обыск на квартире у любого жильца и осуществить выемку документов. С другой стороны, профессор Вагнер считает себя вправе воровать собак у соседей. И одна только гражданка Шмеман оплакивает замученную Дези, которую профессор украл для опытов.
До какой степени начало повести Беляева перекликается с «Собачьим сердцем» Булгакова, и насколько проигрывает по всем параметрам!
Впрочем, сюжет повести немедленно совершает карамболь, вниманию читателя предлагается боевичок с похищениями, злобными буржуями и классовой борьбой.
Пару лет назад в одной из статей Кира Булычёва, я прочёл, что Сергей Беляев пишет куда интереснее своего однофамильца. Честно говоря, тогда я в это не поверил. Но теперь, прочитав ранние рассказы Александра Беляева, я понял, что имел в виду Кир Булычёв. Начало писательской карьеры Александра Беляева и впрямь оставляло желать лучшего.
beybak, 31 августа 2009 г.
Прочитав всю серию рассказов про Доктора Вагнера,могу сказать.что они все заслуживают внимания...
Deniz91, 1 марта 2009 г.
Очень крепкий рассказ!Идея о том,что сон это болезнь очень понравилась!:smile:
chupasov, 29 февраля 2008 г.
Понятно, что цикл создавался не на пустом литературном месте (см. примечание к аннотации), но вот интеграция Челленджера в советский быт очень недурна. Конечно, это не «Роковые яйца» или «Собачье сердце», но... Мне всегда, например, казалось, что Вагнер послужил толчком к созданию булычевского Минца (см. Гуслярский цикл).
Из деталей впечатлил эпизод, в котором через Вагнера-полупризрака несется поезд, и торс Вагнера, скользящий по полу вагона, приводит в смятение пассажиров (очень потом это было, кажется, в «Ghost» с Деми Мур и Суэйзи). В этом для меня весь Беляев: одно дело — придумать голову на подставке, а совсем другое — увидеть, что если задержать воздух, то голова соскочит с трубок, которые просто вставлены в сосуды... Это ж надо воображение! Тот же эпизод с Вагнером был бы вполне ожидаем в ситуации развитых кинематографических техник, но во времена написания повести кинематограф-то не изобиловал спецэффектами. И литература о призраках предлагала лишь банальные проходы через стены и разные истаивания.
mastino, 21 января 2008 г.
Рассказ, наглядно демонстрирующий мечты Беляева. Человек, не нуждающийся ни в сне, ни в отдыже, ни в свежем воздухе, но при этом готовый полностью посвятить себя науке...
stMentiroso, 14 сентября 2007 г.
наверное я лентяй... не пойму зачем себя лишать одного из удовольствий — спать и видеть сны
юнга Флинт, 6 ноября 2006 г.
Ну положим не рассказ, а вступление к «Творимым легендам и апокрифам». По крайней мере в той книжной версии, что есть у меня именно такой вывод выводится.