Константин Бальмонт «Чёлн томленья»
Стихотворение, целиком построенное на аллитерациях, рифмы в котором играют лишь вспомогательную роль. Чёлн томленья олицетворяет тщету человеческих попыток противостоять жизненной буре.
Входит в:
— антологию «Поэзия Серебряного века», 2007 г.
— антологию «Серебряный век», 2009 г.
— антологию «Серебряный век. Символизм», 2018 г.
— антологию «Поэзия Серебряного века», 2021 г.
— антологию «Серебряный век. Стихотворения», 2024 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 13 марта 2017 г.
Наконец стихи, наконец поэзия. Замечательная игра на аллитерациях, создающая прямо-таки физическое ощущение вздымающихся валов. Разумеется, здесь, как и у большинства символистов видим томление и тщету борьбы, но пессимизм, тем не менее, на захлёстывает через край. Стихотворение построено чрезвычайно гармонично, употребление слов, начинающихся на одну букву (Бросил берег, бьётся с бурей) не является самоцелью, а используется ровно настолько, как это нужно для музыки стиха.
И первая строка: «Вечере. Взморье. Вздохи ветра.» Ох, как это напомнило мне другого, более позднего символиста: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Так через поэзию начинаешь видеть связь времён.
Йожъ ва Фракке, 12 мая 2015 г.
Альтернативная версия «Паруса» Лермонтова?
Челн —
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн
В «Парусе» светлый пейзаж: туман, солнце, «струя светлей лазури». В «Челне томленья» наоборот: чёрные краски (сам челн, вечер, перерастающий в ночь), грустный месяц, вечер — умер, море — ропщет и вообще всё плохо.
Парус —
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Челн — «Чуждый чистым чарам счастья»
Парус — «А он, мятежный, просит бури»
Челн — «Бросил берег, бьется с бурей»
У Паруса есть всё, чтобы быть счастливым, но он ищет бурь. Челн пытается от бури спастись, назвать счастливым его нельзя.
Парус — «мятежный»
Челн — «Отдаваясь воле волн»
Парус хочет бурь, сопротивляется спокойной жизни, на плаву. Челн — бьётся в берег, но потом «мчится взморьем, мчится морем», вынужденный бороться с бурей.