Лена Элтанг «Другие барабаны»
«Другие барабаны» Лены Элтанг — психологический детектив в духе Борхеса и Фаулза: грандиозное полотно, в котором криминальный сюжет соединился с мелодрамой, а личность преступника интригует сильнее, чем тайна преступления. Главный герой романа — Костас Кайрис — начинающий писатель, недоучившийся студент, которому предстоит влюбиться, оказаться замешанным в дело об убийстве, унаследовать фамильное состояние и попасть в лиссабонскую тюрьму. Костас живет в доме, который ему не принадлежит, скучает по другу детства, от которого всегда были одни неприятности, тоскует по отцу, который ни разу не показался ему на глаза, любит давно умершую красавицу-тетку и держит урну с ее пеплом в шляпной коробке. При этом он сидит в одиночке за преступление, которого не совершал, и пишет откровенные и страстные письма жене, которую последний раз видел так давно, что мог бы не узнать, приди она к нему на свидание.
Номинации на премии:
номинант |
Большая книга, 2012 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
spasibonam, 13 ноября 2011 г.
Знаете, странно-интересная книга. Никак не фантастика. Вообще ну никак, ни на один грамм не фантастика. Еще про нее пишут, мол, детектив, плутовской роман — нет, рекламный трюк, от детектива тут одна капля, от плутовского романа — полкапли. Назвать «интеллектуальной прозой» тоже язык не повернется, потому что под «интеллектуалов» гонят всякую туфту, а книга Элтанг самодостаточна. И женской прозой я бы не назвала — потому что ни грамма розовых соплей. Вот сижу и думаю, что это — что это за «проза». В любом случае написано хорошо. С любовью к русском языку и к своим героям, а главное — без выпендрежа.
Завязка простая: героя сажают в тюрьму за одно преступление, а он уверен, что за другое, которому он стал свидетелем, а вовсе не убийцей. Следователи уверены, что герой имитирует сумасшествие, герой уверен, что его пытаются запутать. Но это не главное — это некая структура сюжета, эта линия занимает в общем повествовании процентов от силы 20%. А вот 80% книги — это воспоминания и рассказы главного героя о своей жизни, своих родственниках, знакомых, вообще о жизни в разных городах. Герой с чисто писательским вниманием останавливается на говорящих деталях из жизни других людей, на их говорящих жестах и фразах. Был бы этот герой очень умный, если бы не был несколько тронут на голову и не был бы полон какой-то романтически-интеллигентской отстраненности от жизни.
Вообще книга путает. Это только кажется поначалу, что герой запутан и сбит с толку. Вовсе нет. Элтанг всех обманет. Обманет дважды. Наверно, она хотела показать, что жизни повторяется, что так или иначе, а ты столкнешься с преступлением (допустим) — в качестве палача, жертвы, свидетеля, но никуда тебе об судьбы не деться. Любителям густой русской прозы книга очень должна понравится. Еще в ней есть какие-то иммигрантские мотивчики и, мне почему-то показалось, что еврейские (но это, что называется, «моя бездоказательная фантазия»).