Альбер Камю «Чума»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Северная Африка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Становление/взросление героя | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
«Чума» Альбера Камю — это роман-притча. В город приходит страшная болезнь — и люди начинают умирать. Отцы города, скрывая правду, делают жителей заложниками эпидемии. И каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью. Многие литературные критики «прочитывают» в романе события во Франции в период фашистской оккупации.
- /языки:
- русский (24), французский (1)
- /тип:
- книги (24), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Н. Жаркова (23)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lucie Morton, 30 июля 2023 г.
Второе произведение Камю, которое я прочитала. Оно в полтора раза толще «Постороннего» и — вот уж сюрприз! — происходящее рассматривается с нескольких точек зрения и гораздо более наполненное различными интересными рассуждениями, удачно вписавшимися в канву повествования.
В городе Оран в 194* году местный доктор Бернар Риэ с утра наткнулся в подъезде на мёртвую крысу. В скором времени люди стали находить массово умирающих или уже мёртвых грызунов буквально по всему городу. О нашествии крыс даже в газетах написали. Это могло бы стать темой для досужих сплетен ещё на долгое время, но вдруг поток грызунов взял и иссяк. Вместо него в городе началось кое-что пострашнее — эпидемия чумы. Той самой, которая выкашивала народы в былые времена...
Город закрывается. Отныне его нельзя покинуть и в него нельзя попасть. На горожан, которые проводили в дальний путь своих любимых или родственников, это подействовало даже более удручающе, чем угроза болезни. А тем временем доктор Бернар и несколько его помощников на добровольных началах, забыв о сне и покое, пытаются противостоять эпидемии. Под лазареты и кладбища отдаются всё новые и новые территории. Облик Орана и образ жизни его жителей меняются до неузнаваемости. Среднее арифметическое мыслей и рассуждений героев — «как сохранить собственный разум и человечность в условиях, когда это почти невозможно» и подобные дилеммы социального, морального и религиозного характера.
...
Эпидемия кончилась почти так же внезапно, как и началась. Напоследок болезнь забрала жизнь Жана Тарру, одного из самых активных помощников доктора и уж точно самого словоохотливого. Он прожил жизнь, и ему было чем поделиться. Вся его жизнь была борьбой — с людьми, с самим собой, с чумой... Несмотря на то, что он привык бороться, причин желать успокоиться навеки у него было предостаточно... В конечном счёте, люди неидеальны. И рано или поздно затихшие угрозы, про которые никто и думать не думает, напомнят им об этом. Снова.
Книга, возможно, самая неразвлекательная, которую только можно вообразить. Но прочесть её нужно, чтобы яснее осознать ценности отдельно взятой человеческой жизни и всего человечества, аспекты оной, мотивы счастья и горя и прочую причинно-следственную связь.
flying_kitten, 26 июня 2023 г.
Я прочитал эту книгу не так давно, уже после COVID-19, что, несомненно, повлияло на её восприятие. Понятно, что не всё так просто и прямолинейно, что Камю закладывал в эту книгу не только прямые смыслы об эпидемии, но всё же после всемирной пандемии на многие вещи смотришь немного иначе.
Сюжет произведения прост — в некоем небольшом городке вспыхивает эпидемия опасной неизвестной доселе болезни и городок закрывается от внешнего мира. Знакомо, правда? Автор пишет не только и не столько о самой эпидемии, а в первую очередь о людях, об их поведении в экстремальной ситуации, о тех выборах которые они делают, о бегстве и взаимопомощи, о трусости и чувстве долга. Книга несколько нудновата, сопровождается многократным повторением одних и тех же мыслей, что слегка напрягает, но, в общем и целом, заставляет подумать.
Классическое произведение, которое несомненно стоит прочитать, но которое совершенно не идёт в качестве развлекательного чтения.
Kalibree_say, 27 февраля 2023 г.
К прочтению книги я приступил в сентябре 2020 года. С того момента я часто откладывал его в виду того, что местами, для меня, текст казался затянутым, а объективность в повествовании главного героя меня часто раздражала: доктор Риэ был очень невозмутим даже перед лицом смерти, а ведь занимаясь лечением горожан он подвергал себя опасности заразиться. Позже я переборол это в себе, но вскоре у меня возникли другие проблемы: борьба с нарастающим алкоголизмом, депрессией, чувством бессмысленности во всём, тоски и печали. Ко мне пришло довольно тяжёлое время какого-то глубокого отчаяния и скорби (weltschmerz?), от чего я, как бы через линзу вышеуказанных чувств, погружался в самобичевание. Найдя, спустя время, какие-то нотки радости, я осилил роман. Это далось мне также нелегко, т.к. в сюжете «Чумы» я находил параллели с реальным миром и с тем, что происходит сейчас (я читал его в период пандемии COVID-19).
Я заметил, что Камю часто называют самым депрессивным писателем; многие даже думают, что в жизни, описанной в его работах, нет никакой надежды, нет ничего светлого и что все наши старания и труд безрезультатны — всё бессмысленно и абсурдно. Но, как по мне, люди не видят очевидного в его работах, как к этому нужно относиться: моральный долг человека, его убеждения не должны приводить его к отчаянию, он всегда должен «спускаться» с улыбкой, несмотря на беспомощность. Да, твоя работа возможно не имеет результата, но она нужна и от неё никуда не деться. И герои Камю, тот же доктор Риэ, следуют долгу, несмотря ни на что, продолжает выполнять свои обязанности врача. Ему в этом помогают персонажи Рамбер, Тарру и Гран. Единое горе объединяет людей, заставляя идти плечом к плечу несмотря ни на что. Британская писательница и историк Марина Сара Уорнер отмечала в «Чуме» его более крупные философские темы «вовлечённости», «ничтожества и великодушия», «малого героизма и большой трусости» и «всевозможных глубоко гуманистических проблем, таких как любовь и доброта, счастье и взаимная связь».
Я ставлю 10 цветов, «которые можно было найти в Оране», из 12. Да. Отчасти роман Камю и депрессивен, но он заставляет открыть глаза на самое главное, как я считаю: нужно жить этой жизнью пока она есть и поступать согласно моральным, чисто человеческим устоям. Жизнь даётся только раз, и если у человека её отнять, то у него ничего не останется. Датский религиозный философ и основоположник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор считал, что всему кошмару окружающего тебя мира нужно противопоставить частичку красоты, свой моральный долг — «всю тотальность своего Я». И может быть этого Я и немного: я один и навряд ли смогу что-то изменить. Но это нужно делать. Ибо в этом долге как раз и пробуждается красота, что заставляет как-то двигаться в этом мире.
…и я верю в это
Yarowind, 24 августа 2023 г.
Книга из списка типа “100 книг, которые должен прочесть каждый”. Видимо, я не каждый, потому как книгу я не осилил. Первые пару десятков страниц было интересно, а потом что-то все скучнее и скучнее… После этого я прочитал, что книга является метафоричной, и чума это не та чума, от которой мёрли в средневековье. Кстати, выражение “коричневая чума” не от этой книги ли пошло? Но, к сожалению, знание факта того, что книгу нельзя понимать буквально, не сделало ее интереснее. Раньше я старался дочитывать книги, но последнее время стало жалко время. Не пошло, короче.
NIKItoS1989, 26 июля 2020 г.
Я держу данное самому себе слово и продолжаю раз в квартал знакомится с признанной классикой прошлых веков. На этот раз я выбрал для себя актуальную, в свете последних собитый, книгу — о чуме.
Мы отправляемся в Оран в Алжире, действительно существующий город в 194...-й год, почему-то автор не уточняет конкретно, было это после войны или нет, но думаю станет ясно позднее. Хотя в принципе можно считать за 1947 — год написания романа.
Нам приводят описание города и его климата, а я как человек, побывавший в соседнем от Алжира — Тунисе — прекрасно представляю это все... Прям сразу навевает этой жарой и сухостью ветра, принесённого воздух пустыни на побережье...
История доктора Бернара Риэ начинается с обнаружения дохлой крысы в своем доме. Крысы словно являются предвестником беды, их трупов все больше и больше, но пока кажется, что людей эта беда не касается. Доктор отправляет жену на лечение в горы, в какой-то санаторий, а сам ждет мать, которая поможет по дому в отсутствии жены.
Мы начинаем понимать, что болезнь обуяла не только крыс — теперь и привратник тоже болен, но масштаб проблемы еще неочевиден, быть может все обойдётся...
Нас знакомят с неким господином Жаном Тарру, живущим на широкую ногу в дорогом отеле на денежные средства, полученные неизвестным способом. И вообще о нём мало что известно. Но сам он пристально изучает проблему мертвых крыс. Приводятся его заметки о наблюдениях за жителями и событиями, с ними связанными. Даже СМИ начинает писать лишь об одном, все прочие инфоповоды отходят на второй план... (прямо как в наши дни, вы не находите?)
И никто по началу не хочет признавать, что же пришло в их город... кажется не приличным, что у них, в Западном цивилизованном мире и такое... но все-таки да, это именно оно...
Ну и не о каком карантине речь, естественно, не идёт — ведь что же будет с городом, как же будет паника... но все это, до поры до времени...
Дальше, надеюсь не сочтёте за спойлер — на столько это очевидно, мы оказываемся в закрытом периметре города под кордоном, захлопнувшим заражённый город на замок. В отличии от наших с вами условий карантина — это люди лешены сервисов видеосвязи, мессенджеров, соцсетей... и даже доступный им телефон — и тот у них отбирают, во избежание перегрузок сети им остается лишь телеграф. Люди становятся заключенными в собственном городе, начинают ценить близких и человеческое общение... Прям знакомо, просто до боли... Закрываются магазины, ограничивается движение транспорта, люди становятся как-бы и не безработными, но при этом не работают... Народ начинает сильно бухать от этого всего... Чёрт побери — это точно 1947й, а не 2020й? А этот слоган, написанный на кафе — «чем больше пьёшь — тем скорее микроба убьёшь» — да наши сограждане точно его где-то услышали! Ну а скупать продукты в нереальных количествах впрок... это автор еще про туалетную бумагу писать постеснялся. Да тут даже нечто вроде паспорта здоровья упоминается. Волонтерство, разработка вакцины, попытки вырваться из карантина, выход из района по пропуску только для работы, пропуск на кладбище.
Произошла та самая секьюритизация медицины, которой нас сейчас предупреждают эксперты. Мы видим врачей с нарядами полиции, входящих к инфицированным и принудительно вводящими карантин.
Ещё нам показывают как слабо лекарство, как оно часто неэффективно, как дети умирают на глазах у врачей и сделать нельзя ничего совершенно. Религия пытается поддержать людей в эпидемии, но из этого в итоге ничего ее выходит...
Спекулянты, продающие жизненно важные товары втридорого — всё это мы видели, это есть и у Камю.
Ну и о том, как люди начинают ценить прежде потерянное.
Здесь дружба и любовь, здесь есть делема выбора, здесь есть жизнь и смерть, второго, безусловно, гораздо больше...
Но это книга и о людях, прежде всего о них, о конкретных личностях в частности и о народе города в целом и в нём есть нечто жизнеутверждающее, несмотря на ужас эпидемии... Так же как в нашем лете и просыпающемся от самоизоляции теплом городе. Этот несчастливый и счастливый конец одновременно — как бы там ни было — книга замечательна! И если вы её не читали ранее, то наше странное время — пожалуй, что подходит для этого лучше всего.
Господин Камю совершенно заслуженно входит в пантеон классиков 20го века, его язык прекрасен, хотя и довольно лёгок — истинный талант!
lex_art, 26 февраля 2020 г.
Когда видишь роман с названием «Чума», то прежде всего представляешь текст о страданиях людей от эпидемии. Или о том, на какие скотства способен человек в условиях кризиса и паники, что есть та же самая тема. Но я не угадал. Роман даже не про чуму. Жертвы вроде бы измеряются десятками и сотнями, но все это, за одним единственным исключением, какие-то безымянные бедняки, которые присутствуют в романе только в виде сухих цифр статистики. Книга вышла про точку зрения автора на природу подобных бедствий. Как утверждает сам автор: «Человек никогда не будет свободным, пока существуют бедствия».
Повседневность как антоним бедствия- тема произведения. Именно поэтому в тексте можно видеть протяженные описания характеров второстепенных персонажей, которые на первый взгляд выглядят неуместными в романе с названием «Чума». Эти описания и прочие множественные авторские отступления нужны именно для того, чтобы противопоставить разрушающей стихии будничную рутину, которая рождает чувство уверенности. Бедствия перерабатываются повседневностью. Если нужно пересказать идею тремя словами, то я остановлюсь на таких.
Худшее, что может случиться, это нерешительность в тех ситуациях, когда нужно всего лишь делать что должно. Про это в романе тоже есть.
Шербетун, 4 декабря 2014 г.
«Чума» — потрясающая философская притча-хроника, о значимости человеческих ценностей, о смысле существования и о сопротивлении злу, являющемся частью мирового порядка. Эпидемия болезни-чумы в романе воспринимается как «коричневая чума» – фашизм, да и чумная изоляция весьма похожа на атмосферу оккупации, в которой жители остаются наедине со смертью. Не может быть ничего страшнее чумы, поразившей человеческий разум.
«Каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы».
С чумой, как со стихией, считает Камю, необходимо бороться, даже если нет шансов. Ведь «стихийное бедствие не по мерке человеку, потому-то и считается, что бедствие – это нечто ирреальное, что оно-де дурной сон, который скоро пройдет. Но не сон кончается, а от одного дурного сна к другому кончаются люди, и в первую очередь гуманисты, потому что они пренебрегают мерами предосторожности».
Посему и нужно сражаться, а главное — отстаивать свои ценности, идеалы, поскольку чума – та же жизнь, только в другом обличье, пусть и абсурдном.
«Стыдно быть счастливым в одиночку» — произносит один из героев романа, и в этой фразе сквозит одна из главных идей произведения – только коллективное «мы» способно одолеть болезнь общества.
«Никто никогда не будет свободен, пока существуют бедствия», и долг, работа каждого — стать частью этого «мы», делать свое, зачастую, рутинное, и вроде бы, незначительное дело в борьбе с чумой.
Конечно, вирус заразы невозможно истребить полностью, он останется, вот только общность, духовное единство людей в этой бесконечной битве может заставить его впасть в спячку, а значит, не так уж и напрасен адский сизифов труд.
Чума уже просыпается, остается только верить, что человек снова сделает правильный выбор…
Massdar, 6 января 2018 г.
Чтение «Чумы» стало для меня подобием занятия глубоководным плаваньем где-то под Новороссийском без костюма и акваланга. Вроде и глубина есть, и красивые места попадаются, и вроде освежает, но...м-м-м...но постоянно выталкивает на поверхность. Весьма занимательные моменты сменяются незанимательными (для меня) и мой суетливый разум, скомпрометированный скучным описанием переходящих событий, пускается в философские размышления о делах насущных, а не о сюжетной составляющей «Чумы». Взяв за привычку обдумывать прочитанное, по завершению данной книги я надумал вот что:
- Раз. В принципе, в целом роман затрагивает достаточно болезненные темы разноплановых проявлений сущности человека и человеческого общества во время тяжёлых испытаний, и Альбер Камю в значительной степени раскрывает эту тему. В этом ценность романа. Два. Персонажи хорошо открыты и притягательны. Три. По мне, автор пускается в излишнее философствование, подкреплённое монотонное манерой повествования. Результат, много слов, усыпляющих внимание.
Gytha Ogg, 12 июня 2017 г.
“Чума” – книга, от которой ждёшь одного, но получаешь совершенно иное: и в повествовании, и в ощущениях. Разве что французское повествование всегда и во всём остаётся французским. И «чума» не является исключением. Вся история пронизана лёгким, немного надменным прононсом. Что ж, когда читаешь французские романы, понимаешь, что они французские, даже если вдруг забудешь, кто именно является автором истории.
Камю в притче «чума» описывает даже не саму эпидемию, а людей и город, которые из бытовой рутины, пережив вспышку первого страха, погружаются в рутину неспокойного времени. Привычка, определяющая существование всех жителей, вот на что обращает внимание автор в самом начале истории. Люди Орана привыкли жить так, как привыкли. И они достаточно быстро привыкают к чуме. Никаких особых потрясений Камю в романе не описывает. Несколько попыток прорыва из закрытого на карантин зачумлённого города не в счёт. Даже главные герои не изменяют своим привычкам. Наблюдатель Тарру, мечтатель Гран и трудоголик Риэ не меняются вовсе, разве что уделяют среди своих забот время чуме. Изменения, которые несёт в себе эпидемия, касаются разве что Коттара. То есть как-то меняется только тот, кто и до чумы жил в постоянном стрессе и на острие незнания, что именно принесёт следующий день.
Автор предпочитает делать акцент на поведении людей и описании самого города, заставляя читателя ощущать послевкусие от прочитанного скорее в виде скрипящего на зубах песка южного города. Зловоние чумы растворяется в людской повседневной суете.
Само же решение Рамбера остаться в зачумлённом городе прекрасно описывает заботу о благе общества во благо каждого из людей.
На мой взгляд, несколько надуманно выглядит философия любви, которая хоть как-то помогает городу держаться и в то же время пробуждает в жителях Орана желание стремиться из города, чтобы воссоединиться с любимыми. Весьма спорное утверждение. Философия, который обычно пользовался один из персонажей Пратчетта, приблизительно звучит так: не важно, куда бежать, важно, от чего. Именно эта философия и проявляется в людях, которые, увидев признаки болезни у своих близких, не стремились вызывать врачей.
«Чума» неоднозначное произведение. Стоит ли её читать? Я считаю, что да, безусловно, стоит. Однако в том-то и соль, что нужно ли знакомиться с данным произведение или нет, можно решить, лишь прочитав его: слишком много скрыто между строк этой притчи.
UnrealQW, 20 декабря 2013 г.
6/10 Альбер Камю «Чума» -- роман в жанре философская драма. Сюжет довольно прост: некий город, охваченный чумой, изолируется от прочего мира; показывается жизнь отдельных людей во время вялотекущего господства заразной болезни. В общем то, история нужна лишь для того чтобы показать поведение людей с различными мировоззрениями перед лицом смерти. Сейчас бы этот роман был написан в виде антиутопии с ожесточенной борьбой за последние банки тушенки, канистры бензина и патроны, но Камю не поп-автор, он -- философ, желающий выразить свои идеи миру. Потому история медленная, неповоротливая, насыщенная разговорами и рассуждениями. И, по-моему, эта затянутость вредит роману -- многие мысли повторяются по многу раз; точные, но поверхностные психологические портреты персонажей интересны, но позволяют интересу читателя постепенно угасать. Я считаю, философский посыл Камю не пострадал бы при уменьшении объема произведения раза в два. Книга развлекает и заставляет думать, но ей не хватает «крючка», который бы приковывал внимание. Литературный язык несколько архаичный и сухой. Эмоции и цели персонажей кажутся несколько вымученными, фальшивыми, но это может быть связано с тем, что сюжет романа топчется на месте и мысли персонажей часто не реализуются, оставаясь умозрительными конструкциями.
Резюме: неплохой, хотя и перегруженный подробностями философский роман
FEDOSSS, 26 декабря 2011 г.
Начало, про крыс, меня зацепило конкретно.Я ожидал большего от романа, больше ярких действий.Рассказ про людей, оказавшихся в городе-карантине.Статистика умерших людей за день шокирует.Были интересны факты про чуму средневековья — волосы дыбом встают.Я ждал именно такого романа.
Если хотите поразмыслить над жизнью и смертью с главными героями, то книга придется по душе.