Александр Островский «Последняя жертва»
Опубликована впервые в журнале «Отечественные записки», 1878, № 1, январь, стр. 5-120.
Входит в:
— «Театр FM», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Шербетун, 13 августа 2014 г.
Отлично раскрыта основная идея комедии «любовь и деньги, на что может пойти человек ради них»? Интриги выписаны мастерски, весьма достоверно. Это и комедия, и трагедия, и детектив, и притча в одном флаконе
Для меня главным героем комедии не смогли стать ни унижаемая и благородная в своих порывах вдова Тугина, ни живущий за ее счет и мечтающий о богатой жене хищник-альфонс, красавчик Вадим Дульчин, который ради достижения цели готов вытереть ноги о любящую его женщину. Центральное место для меня в пьесе занимает Прибытков.
Купец Флор Федулыч Прибытков олицетворяет многогранный житейский образ современного Островскому купца – человека новой формации, европеизированного дельца, работающего по-крупному, фабриканта, умного дальновидного «капиталиста». Данный купец перерос патриархальное российское купечество, вырвался из закоснелых рамок класса, он занимается меценатством (естественно, не без дальнейшей выгоды для себя), готов к партнерству. Он светский человек, держащий руку на пульсе событий, театрал, завсегдатай выставок, концертов. Его время расписано по минутам. Флор Федулыч безукоризненно корректен к людям любого сословия, верен своему слову. Но отчасти это маска – выгоды своей купец не упустит, он просто трансформируется под развивающийся окружающий мир, да и грешков за ним водится немало. Талант обстряпывать дела позволяет ему ловко обвести вокруг пальцев всех (при этом выглядит это со стороны весьма «благородно»), достичь цели — жениться на молодой привлекательной вдове, для которой он стал благодетелем и защитником.
Главная героиня – вдова Юлия Павловна Тугина называет Прибыткова, приходящегося ей родственником по мужу, «почтенным стариком», ибо именно такой образ он себе создал. Тугина же — весьма противоречивый образ влюбленной женщины. Она одновременно умна и глупа, доверчива и без меры и подозрительна, права и виновата – как будто кто-то переключает в ней маленький рычажок, превращая ее в колышущийся на ветру лист. Тугина живет уединенно и, потому весьма не искушена в опасностях светской жизни. Все ее интересы – дом, молитва и Дульчин, устройство быта и удобства которого беспокоит ее больше собственного благосостояния. Она абсолютна равнодушна к окружающему миру, живет в своей ракушке и покидает ее лишь для решения проблем Дульчина, спасения его от долговой ямы, ради него она готова на коленях умолять о займе. Единственной счастье для нее – любить, жертвовать ради любимого всем.
И жертва ее замечена, но не любимым человеком, а тем самым стариком-купцом, готовым на многое, чтобы заполучить в жены обедневшую, но душевно богатую Тугину.
Замужество — ее последняя жертва. Прибытков же дарит ей ту любовь, на которую способен и покровительство.
Дульчин же остается у разбитого корыта — и без женщины которая его любила несмотря ни на что, и без невесты с миллионным приданым (приданое лопнуло как мыльный пузырь), и вернуться назад не в его силах, как бы он этого не хотел.
Финал достаточно сентиментален — всем воздается по заслугам. Пусть концовка и нереалистична в чем-то, но это уже не так важно. Основную мысль автор донес до читателя.
Итак, все что ни делается – все к лучшему!