Роберт Л. Форвард «Яйцо Дракона»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Научно-популярное, познавательное | Производственное | Социальное | Приключенческое | Религиозное (Религия, придуманная автором )
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика | Изобретения и научные исследования | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Полмиллиона лет назад в 50 световых годах от Земли вспыхнула сверхновой звезда, что повлияло на развитии жизни на Земле, в частности гоминид. Из-за коротких выбросов струй плазмы её движение в Галактике изменилось и на момент обнаружения в 2020 году звезда находилась в 250 астрономических единицах от Солнца. В 2050 году к ней отправилась экспедиция и обнаружила на поверхности звезды особенную жизнь.
Более того исследователи обнаружили цивилизацию Чила — существ с кунжутное семя, думающих и живущих в миллион раз быстрее людей.
Входит в:
— цикл «Яйцо Дракона»
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1981 // Дебютный роман | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第14回 (1983) // Переводной роман | |
лауреат |
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2019 // Лучшая зарубежная книга (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Китайская премия Синъюнь («Туманность») / Xingyun Awards (Nebula Award), 2020 // 3арубежная книга (США) |
- /языки:
- русский (2), английский (1), финский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (2)
- /перевод:
- Voyual (2), В. Рекунен (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neli mustafina, 18 октября 2021 г.
Прочла книгу Яйцо Дракона. Конечно, людям далеким от физики, придется «продираться сквозь дебри» терминов и научных теорий. Тяжеловато непосвященным;-), однако и тем кто «силен» в физике, нужно знать все о гравитации, о распространении магнитных и световых волн, да ну и бог с ними, кто не желает учиться — есть же великолепно изложенная история жизни инопланетян — чила, размером с семя кунжута...которая читается легко...и странно...и невероятно.
Наверное есть к чему придраться биологам, возможно есть и другие погрешности ( ненароком вспомнился эпизод из трилогии Горькавого, когда Майкл решает отправиться в экспедицию к черной дыре, чтобы сохранить знания и опыт человечества, когда корабль будет находиться подле, не пересекая радиус Шварцшильда).
А вот Форвард при описании воздействия нейтронной звезды, подробно описывает и силу гравитации, когда она человека буквально растягивает, и вероятно последствия облучения (рак у девушки, благополучно излеченный чила)...
Не знаю, пока не читала Клемента Хола, где он тоже описывает путешествие к черной дыре, но вероятно жить рядом с такой штукой невозможно от слова совсем.
Другое дело — чила. Как говорится, жизнь всегда пробьется сквозь «невозможно».
Еще что хотела бы отметить, думаю как недочет ну или автор не хотел работать над этой темой — чила, в попытке контакта с людьми, освоили космос, приручили гравитацию, смастерили миниатюрные черные дыры, но так и не разобрались с собственным организмом? Явно недочет!
Причем при их командной системе, когда почти каждый член клана в подчинении у верховных чила, когда можно «пожертвовать» подчиненным для блага всей цивилизации...странно что они этого не сделали — ПЕРЕРОЖДЕНИЯ когда организм омолаживается. Впрочем, физик же не биолог, видно эта тема автора не интересовала.
Ставлю 10. И никак не меньше, а тем кому не нравится книга — берите учебник физики. Старших классов
Ну и немного стало грустно когда вначале книги Форвард отдает приоритет в освоении космоса СССР...
Точно так же ошибся Артур Кларк. А вот с Китаем Кларк оказался прав...
Или все-таки нагонят в шею журналиста из Роскосмоса?
mka, 13 октября 2023 г.
Идея романа интересна, но таинство открытия инопланетной цивилизации начисто убито ее примитивным описанием, которое мало чем отличается как если бы описывались туземцы с земли, не считая разницы в анатомических и биологических деталях и самого места обитания. Автор слишком увлекся описанием жизни своих червячков, которых примитивно втиснул в психологические рамки людей. Это как читать книгу про животных которые ведут себя и говорят как люди.
Понятно, что человеческим языком и используя человеческие термины описать «изнутри» жизнь столь не похожую на земную сложно. У автора это не получилось. Но хорошие примеры в то время уже были. Например в романе Азимова «Сами боги» для описания жизни существ из параллельной вселенной даже придуманы новые имена существительные, прилагательные и глаголы.
kinomoon, 26 июля 2024 г.
Для меня временами очень перегружено с точки зрения физических законов, все эти направления по тяжелой оси, и прочее. С другой стороне идея жизни разумных существ на другой планете, даже звезде в этом случае. Люди даже не могли представить себе наличие чего-либо живого в условиях такой большой гравитации. Яйцо размером в 20 км диаметром имеет массу лишь в два раза меньше солнечной. Забавные мелкие чила, которые развиваются в сотни раз быстрее человечества. Когда учитель становится учеником, которому еще рано знать все секреты вселенной.
kidd, 28 января 2022 г.
Просто шикарная НФ. Именно научная, с твердой основой и определенными фантастическими допущениями. Таких произведений и в прошлые времена было не так много, а сейчас кроме Игана даже и не знаю кого и назвать. Причем ни в отечественной, ни в зарубежной фантастике. Сейчас теоретическая физика не в моде для литераторов, чаще используются социальные фантдопущения или обыгрываются в очередной раз последствия тотального шествия информационных технологий в массы.
Яйцо дракона прочитал в первый раз и для меня это просто как глоток свежего воздуха, как возвращение в прошлое к потрёпанным книжкам Артура Кларка и к сумрачному уюту школьной библиотеки. Литературно не шедевр, но в целом для НФ — главное идея. Хотел поставить 9, но на эмоциях рука дрогнула и поэтому 10.
osipdark, 12 февраля 2022 г.
Не разделю в этот раз радости новым произведением, доставшимся широкой русскоязычной публике благодаря трудам неофициальных переводчиков.
Тем не менее, как и всегда, большое спасибо Voyual за кропотливый труд.
Все же, пусть это и звучит слишком шаблонно и историцистки, каждому стилю своя эпоха, каждому жанровому типу свое время. Так Хол Клемент — классик золотого века научной фантастики, когда как твердая, так и мягкая формы научно-фантастического жанра воспевали веру в прогресс наивно, но вместе с тем изящной простотой. «Экспедиция «Тяготение»» читается взахлест что тогда, что сейчас именно благодаря этому. Постигаемые ясным умом набор простых (относительно) фундаментальных правил позволяет решить самые, казалось бы, сложные и необычные загадки. В таком специфическом варианте приключенческой фантастики, где путешествие происходит не сквозь и благодаря сказочному, детскому воображению, а благодаря воображению интеллектуальному (если можно провести такое различие, очень условное) можно пренебречь сложностью сюжета или глубиной персонажей. И это не смотрится как слабость литератора. Наоборот, именно благодаря этому твердая научная фантастика и покоряла сердца, а точнее умы читателей. Автору твердой фантастики надо было просто придерживаться правил Фейнмана о простоте объяснения сложного. И поэтому любой ученый-естественник, который умел вселять подлинный интерес у детей и учеников своими речами, становился великолепным писателем. Именно таков, на мой взгляд, путь того же Хола Клемента.
Но это была середина прошедшего века. Жанры усложняются, литературные стратегии и моды меняются. Не только в науке, но и в литературе происходят свои революции. Для того, чтобы отправить ум в подобное Клементу путешествие, погрузить читателя в мир простых аксиом, которыми решаются сложнейшие загадки, требуется больше усилий. Ларри Нивен, которого автор «Яйца Дракона», Роберт Форвард, вспоминает в предисловии, для демонстрации потенциала астроинженерии создал сложных героев, имеющих свои интересы, развитие, взлеты, падения и столкновения. Сюжет состоит не только из классических путешествий и фантастического антуража, но и из детективных линий, тайн и неожиданных развязок. Для продвижение ядра твердой НФ стало не хватать простого ясно-говорения ученого. Потребовалась гибридизация твердой НФ с средствами и приемами, даже целеполаганиями НФ мягкой. Поэтому не даром Форвард хотел войти в соавторство с Нивеном или любым другим прежде всего литератором, а потом уже ученым. И не просто так Роберту пришлось по нескольку раз переписывать свой труд.
К сожалению, как порой хорошему литературу требуется хороший редактор (Стивен Кинг — ярчайший тому пример), так и хорошему ученому с отличным воображением все же требуется соавтор-литератор. «Яйцо Дракона» — именно такой пример. Людские персонажи здесь никакие от слова совсем. Полностью пустые, даже не тянущие на статус необходимых функций. Все главы с человеками можно было бы просто выкинуть и заменить на, допустим, повествование с автоматическим аппаратом с Земли. Контакт звездожителей с искусственным аппаратом занял бы и меньше страниц, и смотрелся бы в целом лучше. На счет проработанности расы звездожителей никаких «предъяв» от меня нет и быть не может. Форвард, как я уже сказал, ученый с большим воображением. История чила, их культура, ход с ускоренным временем, биология и т. д. — все это выполнено отлично. Но опять же герои-чила смотрятся блекло по сравнению с иным героем. Коллективным персонажем в виде их цивилизации как таковой. Опять же, например, «Кодекс Творца» Хогана в плане что проработанности героев-людей, что персонажей с Титана, что набора сложных отношений, интересов и конфликтов между ними смотрится на несколько голов выше «Яйца...». Не смотря на уровень большей «твердости» и научности именно у последнего. Отдаленно напомнили некоторые линии романа Форварда повествование в «Глубине в небе» Винджа. Не смотря на то, что по биологии чила гораздо более инаковые, нежели чем пауки, последние по интересу читательскому побеждают. Во-первых, идея «перевода» на человеческий терминов пауков, во-вторых цивилизация, построенная на регулярных «спячках», делают минимальную чуждость максимальной. Сегодня для передачи твердо-научного ядра требуются иные средства и инструменты. Их показывает Иган, создавая сверхсложные романы, которые провоцируют читателя на узнавание нового и разгадывания глубинных хардкор-сциентистских жестов автора. Или повествование от третьего лица в виде псевдодокументалистски (или квазиэнциклопедии) в виде произведений Немо Рамджета с привлечением визуальных эффектов. Такой вот своеобразный твердый НФ комикс.
Но все равно роман прочтения достоин. Это необычное событие в НФ, некий странно возникший реликт, отголосок старой-доброй ретро-НФ. На самом деле именно сам факт непреднамеренной старины стиля и форм прибавляет этому произведению шарма. Но для ностальгии по временам, которым я никогда не был современников, предпочту самого Клемента, нежели Форварда. Концовка «Яйца Дракона» как ода человеческому прогрессу и стремлению к самостоятельному развитию, наверное, самая наивно-ретроградная часть книги. Но тем этот финал и хорош.
FixedGrin, 7 апреля 2012 г.
Сверхтвердая НФ в лучших традициях Клемента. Подробно, с поражающей воображение дотошностью (хотя и не на уровне Игана или Нивена с Пурнеллом) описана и специфицирована инозвездная (именно так) цивилизация, средний период жизни представителя которой составляет 40 земных минут, а естественной средой обитания является поверхность нейтронной звезды в созвездии Дракона. Попутно Форвард прошелся по гипотезам гамма-всплескового Апокалипсиса.
Уникальная особенность романа — идея биохимии (и вообще химии), построенной на сильном взаимодействии вместо электромагнитного (в том числе водородного и вандерваальсова). Аналогом атомов на Яйце Дракона становятся экзотические барионно-кварковые комплексы.