Уильям Тенн «Люди в стенах»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Человек больше не был властелином всего мира. Чтобы Человечество могло есть вдоволь, иметь оружие и жить, как подобает Человечеству, его мужчины раз за разом идут на территорию Чудовищ и совершают там кражи. Только совершивший свою первую удачную кражу может называться мужчиной. Эрик Единственный вызвался совершить кражу третьей категории и принести Человечеству сувенир Чудовищ...
Входит в:
— журнал «Galaxy, October 1963», 1963 г.
— роман «Обитатели стен», 1968 г.
— антологию «Monsters», 1988 г.
- /языки:
- русский (1), английский (3)
- /тип:
- книги (3), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Любимова (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergu, 5 февраля 2018 г.
«Человечество состояло из ста двадцати восьми человек. Такая огромная толпа народа давным-давно заполнила более дюжины убежищ.» Так начинается повесть Уильяма Тенна. Судя по зачину, нас ожидает комедийная история, отданная таланту и перу мастера пародийного антуража и балагура фантастического образа. В полном соответствии с требуемыми желаниями мы получаем великолепное произведение, к тому же с глубоким философским подтекстом.
Вследствие большой Трагедии — захвата Земли Чудовищами — проигравшее человечество деградировало, потеряло свой облик и теперь вынуждено вести жизнь жалких «таракашек» внутри жилищных стен этих самых Чудовищ. Благо размеры Чудовищ и их строений позволяют это — по сравнению с ними человек всего лишь мелкая букашка. Лучше скажем «таракан» — в самую точку.
Однако, поменяв местами человека и таракана, автор, вопреки комичности приёма, создал очень грустное и серьёзное произведение. Он совершенно натурально и убедительно показал мир с точки зрения тараканов и прежде всего их отношение к человеку, в глазах которых он самое настоящее Чудовище.
Человечество пожинает плоды своего поражения, изредка делая вылазки в стан врага — с целью похищения продуктов питания (как самый настоящий таракан); и единственное, что осталось для него важным — это тщеславное желание мести, вынашиваемое с незапамятного времени. И ещё другое вынашивание — потомства, т. е. продолжение своего рода, дабы эту месть воплотить в будущем. Пускай и необозримом, но главное — месть! И наибольшим почётом пользуются те семьи, у которых приплод побольше, а статус женщины в немалой степени определяется числом помёта — по шесть младенцев за одни роды! Ну чем не тараканы!
Однако это всё, на что способно великое человечество. В действительности же — так это грызться с чужаками — себе подобными, но из других родов и групп. А месть Чудовищам так и осталась лишь идеей фикс, духовной потребностью, превратившейся со временем в новую религию — религию Науки предков. И не дай бог кто-то рискнёт посягнуть на эту святая святых, сразу станет самым страшным врагом человечества, более ненавистным, чем сами Чудовища. О, как сладка тогда месть над ними. И с каким наслаждениям вымещают её люди на отступнике, возведя этот акт в ранг всё той же религии, которая и есть на самом деле главным поработителем человечества (а не Чудовища, как можно было бы подумать). Только освободившись от её пут, можно найти дорогу к другому освобождению — настоящему, от Чудовищ. Это интуитивно понимают отдельные приверженцы Науки Чудовищ, но и они, как оказывается, стремятся, сбросив одни узы, навязать другие — свои. Власть правит бал на драме человечества. И только отщепенцы, изгои, выброшенные за порог обременяющего «закона» и, стало быть, свободные от каких-либо «цепей» и залогов Власти, способны по-настоящему постичь проблему деградировавшего человечества, его бессилия и упадка. Такие, как Эрик Единственный, Эрик Глаз.
Автор захватывающе изобразил полную драматизма жизнь главного героя, его взросление, становление и желание служить человечеству. И понимание им главной трагедии человечества — его разобщённости и удовлетворения собственных «я». Динамичность, увлекательность, грустный юмор, а порой и злой сарказм (вспомним цель восстания Капканолома) придают этому произведению неповторимый флёр Тенновского мастерства. И как рефрен постоянно звучат умозримые мысли: это ж как ненавидят нас тараканы? И какую месть уготовили они нам в будущем?
Позднее Тенн превратил повесть в роман, дописав к ней вторую и третью части. Поставив тем самым заключительную точку. Но это, как говорится, уже другая история... Тем более, что и в таком варианте имеем качество, равное по цене количеству.
asb, 4 ноября 2008 г.
В рассказе просматривается завязка нехилой саги о жизни Эрика, его борьбе со всем окружающим миром.
Но люди в этом произведении почему-то стойко ассоциируются с крысами:(((