Анджей Сапковский «Последнее желание»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Геральт с Лютиком случайно нашли и освободили джина. А тот, как известно, должен выполнить три желания освободившего его человека.
Входит в:
— цикл «Ведьмак Геральт» > сборник «Последнее желание», 1993 г.
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2012 // Переводной рассказ (Польша, 1993) |
- /языки:
- русский (19), английский (1), украинский (1), белорусский (1)
- /тип:
- книги (16), аудиокниги (6)
- /перевод:
- Е. Вайсброт (15), С. Легеза (1), Е. Матиевская (1), М. Рожнова (1), Д. Сток (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tolstyi1010, 5 сентября 2024 г.
«Деньги открывают любые двери»
Рассказ написанный Анджеем Сапковским в 1993 году и входящий в сборник «Последнее желание» цикла «Ведьмак».
Геральт и Лютик после рыболовной ловли оказываются владельцами загадочного кувшина с джинном.
Очередное (и последнее в сборнике) приключение ведьмака Геральта в котором мы знакомимся с Йеннифэр, в дальнейшем играющая одну из ключевых ролей цикла. Динамично написанное произведение, наполненное экшеном и юмором. Наравне с первым рассказом «Ведьмак» лучшее в сборнике.
Как итог. Один из лучших рассказов сборника «Последнее желание», персонажи которого в следующих произведениях цикла будут играть значительную роль. Советую ознакомится как фанатам цикла, так и просто любителям фэнтези.
SoonSun07, 21 июля 2024 г.
Профессиональный борец с нечистью — для многих он страшней и ненавистней тех, с кем борется, хотя он честно делает своё дело и даже более того.
Приходилось ему встречаться и с заколдованной принцессой, и с не менее заколдованным принцем, с красавицей вместе с влюблённым в неё чудовищем, с Белоснежкой и её семью гномами. Слыхал он и о Золушке — но это уже не его работа. Ведь то, что он делает, очень редко похоже на чудесную сказку.
Он — ведьмак. Он прошёл перерождение, и уже не вполне человек. Он выбран Предназначением. Куда оно ведёт его? В книге имеется любовная линия ведьмака и Йеннифэр. Юмор,баталии. Приключения партии в гвинт. Вечно тупящий Лютик. Книга в меру жестокая и в меру интересная. Интересно,что несмотря на то что это первая книга цикла про ведьмака читается она просто великолепно. Рекомендую к прочтению. Читать будете запоем.
Darth_Veter, 18 марта 2022 г.
Данная новелла, несомненно, лучшая в данном сборнике. И дело тут не только в более динамичном и захватывающем сюжете (хотя это тоже немаловажно), сколько в противостоянии двух сильных характеров, сошедшихся вместе, словно коса и камень. Второй, как вы поняли, — это «та самая» Йеннифэр, о которой предупреждала интерлюдия. Автор решил напоследок устроить настоящую встряску для нервов, включив в число действующих лиц ... джинна. Да-да, вы не ослышались! К славянской культуре это существо никакого отношения не имеет, но в мире Геральта отчего-то смотрится вполне прилично. Как и всегда, джинн обязан выполнить три желания своего спасителя. На этом и выстроен сюжет новеллы. Автор внес в него неожиданную интригу: до самого финала неясно, ЧЬИ именно желания исполняет это сказочное существо. А от этого многое зависит, потому как Йеннифэр решила поймать джинна в свои сети, как только он выполнит все порученные ему дела... Главное в этой истории, конечно же, — столкновение двух ключевых персонажей. Если каприз Йеннифеэр нам понятен сразу и во всех красках, то вот нежелание Геральта потворстовать ему понять значительно сложнее. Как и любой мужчина, Геральт — типичный прагматик. Его вовсе не прельщает перспектива владения джинном: что можно сделать всего тремя желаниями? А для женщины подобная возможность означает многое (если не всё). В итоге возникает конфликт, в котором Геральт вначале выглядит немного комично. Затем он с помощью мага-священника Креппа возвращает свой status quo и пытается обуздать непомерные аппетиты Йеннифэр. Несмотря на катастрофические последствия авантюры, история не выглядит трагичной, а, скорее, ироничной — под стать «женской логике» и капризам «второй половины». Как утверждает поговорка, взбесившуюся женщину укротить куда сложнее, чем извергающийся вулкан. Так что Геральту придется попотеть, чтобы спасти город от полного разгрома. Единственное, что мне так и не удалось понять, так это — в чем КОНКРЕТНО состояло это самое Последнее Желание? Общий смысл его понятен, а вот детали... Не совсем хорошо стыкуются они с интерлюдией, откуда явствует, что расстались ведьмак с волшебницей не совсем мирно. Косвенно это следует из вскользь брошенной Креппом фразы, что джинны исполняют заданные им желания весьма своеобразно.
------------
РЕЗЮМЕ: история, из которой следует, что некоторые женщины бывают порой опаснее разъяренного гения (т.е. джинна). Особенно, если у них в руках волшебная палочка.
Nikonorov, 21 марта 2022 г.
Накал этого рассказа на высоте, равно как и его исход. Знакомство Геральта и Йен, вытекающее в некую, хм, обреченную и тяжелую романтику, если так можно сказать.
Тут и эмоции, и экшен, и юмор, и непростой, колкий нрав Йеннифэр, и, как всегда у Сапковского, нечто большее и глубокое.
И всё тут ясно с последним желанием, и здесь можно только отметить честь и болезненную тягу Геральта к волшебнице.
Nihron, 11 августа 2021 г.
Так и не понял каким именно было это последнее желание. И в интернете вразумительной версии не нашёл. Самое простое и логичное:«Убирайся» или «Никого не трогай». Но что-то не похоже. Если что-нибудь типа «хочу чтоб мы с ней всегда были вместе», то уже в следующем произведении поссорились и расстались. Лично меня подобные загадки совсем не восхищают, наоборот раздражают. Халтура, брак, дурной тон. Мол, не могу придумать? Да пофиг, читатель сам домыслит.
Ishamael, 8 марта 2014 г.
В первой книге цикла о Ведьмаке, в сборнике рассказов, Анджей Сапковский не раз использует образы из сказок народов мира. Однако автор не стремится исказить или переписать на свой лад всем известные истории, а лишь использует их для создания нужной атмосферы, чтобы читатель вспомнил братьев Грим, Перро или легендарную Шахерезаду, да пораскинул мозгами. То есть сказочные герои, вернее отсылки на них, есть просто канва, на которой фантазией автора рождается законченная, цветастая работа.
В этот раз, в рассказе “Последнее желание”, в роли зачинателя истории выступил джин из бутылки. Что сказать, после первых страниц, вспоминая заглавие данное рассказу, все дальнейшие перипетии сюжета вырисовывались передо мной вполне ясно, и я думал что понял куда клонит автор. Ан нет, не все так просто у Сапковского. Обещанная встреча с Йеннифэр состоялась, но весьма неожиданным способом. Джин три желания исполнил, но как мастерски автор ими распорядился! Первым — нас посмешил, вторым придал должный эффект, дал толчок к развитию сюжета, третье же, последнее, стало определяющим для главного героя, явилось мостиком к следующим книгам, и отдано было любви.
Слог автора всю книгу оставался стабильно ярким и насыщенным, и последний рассказ не стал исключением. В тексте практически нет ненужных диалогов, разве что я бы хотел больше описательного элемента. Второстепенные персонажи были на редкость хороши. Наверное, лучшего в такой литературной форме как рассказ и желать нельзя. Обычно авторы, пишущие малые формы, выделяют лишь главного героя, другие же действующие лица остаются блеклыми, серыми. Поэтому после прочтения ощущаешь недосказанность, не хватает полноты картины. У Сапковского же яркими красками расцветают даже те лица, которым в повествовании отведено всего пара строк. Эффект погружения, причастности к происходящему вот что выделяет этот и другие рассказы поляка.
В конце поговорим о внутренней подоплеке рассказа, то бишь о морали. Ведь одна из сильных сторон этого сборника это побуждение нас к анализу и обдумыванию прочитанного. В чем же тут смысл? Как мне кажется, Сапковский хотел показать ценность порывов, а именно значимость желаний. Хотеть можно многого, но желать осознанно, по настоящему, полностью убедившись, поняв что без этого ты – не ты, желать искренно и пылко случается крайне редко. Ведь Геральт искренно прочувствовал, в полном смысле пожелал только в третий, последний раз.
Великолепный по всем параметрам рассказ.
i_am_sansanich, 24 января 2019 г.
Основные достоинства и недостатки, присущие предыдущим рассказам, имеются и в этом. По этому, остановлюсь на приятной мелочи, которая наличествует только здесь. Я, скорее бы, назвал рассказ «Первое желание», поскольку именно в нём есть интрига и юмор, а вот, за последнее желание женщины называют нас кобелями (шутка).
В чём интрига? А в том, что после второго «явного» желания, задумываешься — а каким же было первое, когда до тебя доходит, думаешь — а что оно означает. Двухуровневая интрига получается. Когда же на тебя выливают смысл первого желания, не улыбнуться просто не возможно. Причём это работает только в последовательности описанной автором, по скольку, посоветуй Геральт джину то же самое открытым текстом, было бы не весело и даже пошло.
Подведу итоги. Последнее желание было банальным, второе — простым, но ярким поворотным моментом, а вот за алгоритм преподнесения первого (здесь я делаю акцент на преподнесении, а не на самом желании) я ставлю этот рассказ на ступень выше предыдущих.
vam-1970, 31 мая 2018 г.
Рассказ из цикла «Ведьмак Геральт».
Внезапно вспыхнувшая любовь Геральта к волшебнице несколько перевернула его внутренний мир. И он решился на неординарное действие — произнёс последнее желание для джинна, последствия которого мы наблюдали, читая «Глас рассудка» как предисловие к отдельным рассказам. Почти через три года автор соизволил написать объяснение тяги Геральта к Йеннифер. Ну и что тут такого -ведьмак тоже человек и мужчина.
sanchezzzz, 15 января 2012 г.
Последний рассказ сборника вышел бОльшим по объёму, чем любой другой, и это неудивительно, ведь по количеству действия он также переплюнул остальные пять. Нашлось место и юмору, и экшену, и любовной лирике, и даже любовной «физике».
Геральту не надо чего-то доказывать, отвоёвывать, хотя «в драку» всё же влез по своей доброй воле, ну и … следуя за чувством. Да-да, наш ведьмак влюбился, да в кого – во вторую половину сапожной пары – в ведьму и колдунью (Йеннифер). Была у меня мысль, что всё это всего лишь результат колдовства, но нет, реально «втюрился». Почти совсем как человек… А вот меня Йеннифер не околдовала, не понравилась ни характером, ни поведением. Что до Геральта, то он в этой истории вёл себя и глупо, и самоотверженно. Несмотря на опасности, ринулся в портал спасать колдунью. Да и последнее желание: ведь он мог заказать всё что угодно, а пожелал… её. Так глупо, но так по-человечески.
В целом же, рассказ несколько отличается от предыдущих пяти в сборнике. В нём больше сцен с действием, но мало мысли, почти отсутствует нравственная подоплёка. И в нём гораздо больше магии, волшебных эффектов, колдовства, начиная с лампы с пленённым джинном и кончая порталами, нарисованными на полу магическими многогранниками, заклятьями, проклятьями и чарами. Не совсем мне это близко и интересно, веет от этого чем-то сказочным, несбыточным и далёким от реальности, хотя, безусловно, что в рассказе всё это волшебство очень органично вплетено, просто мой личный взгляд направлен немного в другую сторону.
Ещё мне показалось, что рассказ местами затянут, можно было обойтись без некоторых абзацев, повторений и излишних движений. И хоть рассказ называется «Последнее желание», как бы акцентируя внимание публики на этом и на будущих взаимоотношениях Йеннифер и Геральта, но всё равно память цепляется за первое желание. Бедный джинн… )))
Lector, 16 мая 2011 г.
Это первая книга из цикла о Ведьмаке. И, на мой взгляд, лучшая книга, наряду с «Меч Предназначения». Здесь еще нет глобальных политических интриг, основное внимание уделено именно ведьмаку, его другу-поэту и возлюбленной чародейке, а не Цири.
Идет ведьмак по стране, и видит странные вещи. Видит эльфов, враждующих в людьми. Видит глупых крестьян, спешащих нажиться друг на друге. Видит алчных градоначальников и подлых королей. Но ему до этого всего нет дела — он профессионал, наемный убийца за страшилищами. Его интересует только острота своего меча и верность своим принципам.
Именно в этой простоте и бесспристрастности мироощущения и заключена способность видеть вещи такими, какими они являются. В последующих частях цикла, без сомнения, тоже эпичных, ведьмак уже одержим идеей и теряет какую-то часть своего шарма...
Это лучшая фентези, которую я читал, и только сам Сапковский, возможно, когда-то сможет переплюнуть сам себя.
Александрович, 25 сентября 2013 г.
Безусловно рассказ «Последние желание» по праву дал своё название всему сборнику. Но о чём он?
О дружбе? Эта линия конечно играет важную роль в завязке, но в дальнейшем сходит на нет.
От том как опасно играть с высшими силами? Нет. Главные герои не только стремятся обладать ими, но и играючи их используют.
Об обворожительной стерве Йеннифэр и женском коварстве? Последние желание Геральта наводит совершенно иные мысли.
Это может показаться странным, но рассказ «Последние желание» повествует о важности изучения иностранных языков. Скольких бы проблему удалось избежать если бы Геральт знал значение того «экзорцизма», что однажды сказала ему знакомая жрица ...
Тимолеонт, 16 марта 2017 г.
Начало всей этой сантабарбары с Йеннифер... Их с Геральтом взаимоотношения — лучшее доказательство того, что Сапковский всегда ненавидел своё самое известное творение и хотел, чтобы ведьмак страдал. То, зачем Геральт загадал такое странное желание, всегда было для меня загадкой — скорей всего, это авторский произвол, по велению которого оказались неразрывно связаны два абсолютно несовместимых в романтическом плане персонажа. Это желание настолько нелепо, что один из самых приятных для меня моментов игры,
Но если отрешиться от моей личной антипатии к магичке, то история очень и очень хороша. Во всей красе проявляет себя Лютик, интересны попытки разобраться с грозящим разрушить целый город джинном, который на удивление мало отличается от наших сказочных аналогов. Это, кстати, удивило — прочие сказки в версии Сапковского искажаются чуть ли не до наоборот, а тут стереотип оставлен почти нетронутым.
dimon1979, 29 марта 2013 г.
Автор продолжает помогать читателям открывать Ведьмака Геральта с разных сторон. В этом рассказе впервые будут показаны яркие чувства, которым можно дать четкое определение — любовь. Может ли быть любовь между ведьмаком и колдуньей? На этот вопрос нет четкого ответа, так как отношения между этими двумя категориями людей ( или не совсем людей? ), довольно сложные. Сапковский придумал очень оригинальный способ построения отношений, подобного вы не найдете ни у одного из писателей, не только фантастов, но и даже самых тонких ценителей женской души.
Я долго думал, кого из сверхъестественного мира не хватает в историях о Геральте? Вроде бы есть все возможные и невозможные существа, о многих никто и не слышал ни разу, а вот представителей восточной мифологии не было. И в последнем рассказе сборника, автор решил сделать мне и всем любителям сказок, королевский подарок, в этой истории наконец-то появляется любимец Востока — джинн из бутылки. Конечно, это будет не милашка с бородой, как старик Хоттабыч, это будет абсолютно невиданный вид магических существ. Но желания он все-таки исполняет, хотя и несколько своеобразно.
Долго думал, какой из рассказов в сборнике назвать лучшим? Мне понравились абсолютно все, поэтому это сложный выбор. Но прочитав эту историю, я понял, что именно она и станет самой интересной.
tim1997, 30 мая 2013 г.
Как и «Предел возможного» из второго сборника, данный рассказ кажется мне одним из самых оригинальных, которые мне доводилось читать. Одной из особенностей произведений Сапковского является огромный ассортимент волшебных существ. Как я заметил в одном из отзывов, кто-то сетует на такое изобилие. Мне же это наоборот по душе — Сапковский не перебарщивает с существами — каждому рассказу какая-то частичка волшебства из мира Геральта.
Ну а плюсы... Что же, можно и перечислить (в какой уже раз): динамичный сюжет, неповторимые декорации (сцена из конца), а главное, яркие персонажи. Как эффектно, однако, появляется Йэннифер!
Сказочник, 8 февраля 2016 г.
Финальный аккорд первого сборника приключений Ведьмака Геральта вышел гениальным. Да есть отсутствие логики в действиях главгероя, в то время, как ранее он ей постоянно щеголял. Но думаю, что это сделано сознательно, чтобы показать, насколько Геральт все же человечен. Человеческого в нем больше, чем он сам думает. Полагаю, за это мы любим его еще больше. И да, естественно, любовь побеждает всё.