Анджей Сапковский «Край света»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа (Эльфы )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ведьмак Геральт из Ривии постоянно путешествует в поисках работы. В этот раз его, вместе с поэтом Лютиком занесло в Дол Блатанна, или, на людской манер, Долину Цветов. И работа для ведьмака нашлась — в окрестностях деревни Нижний Посад завелся диавол.
Входит в:
— цикл «Ведьмак Геральт» > сборник «Последнее желание», 1993 г.
- /языки:
- русский (18), английский (1), украинский (1), белорусский (1)
- /тип:
- книги (15), аудиокниги (6)
- /перевод:
- Е. Вайсброт (14), С. Легеза (1), Е. Матиевская (1), Д. Сток (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tolstyi1010, 5 сентября 2024 г.
«Чего глаз не видит, того сердцу не жаль»
Рассказ написанный Анджеем Сапковским в 1990 году и входящий в сборник «Последнее желание» цикла «Ведьмак».
Геральт и Лютик оказываются на «краю света», где в одной деревни ведьмака попросили изгнать дьявола.
Очередное приключение ведьмака Геральта в котором нам все лучше раскрывают мир, в котором происходят события цикла. Здесь например мы познакомимся с Лютиком, который является трубадуром и по совместительству большим другом Геральта. Это неунывающий, оптимистично настроенный молодой человек, который однако очень дорожит дружбой с Геральтом. Также мы впервые увидим эльфов, которые совсем не такие как они обычно изображаются в классическом фэнтези.
Как итог. Еще один интересный рассказ про Геральта все больше раскрывающий мир цикла «Ведьмак». Советую ознакомится как фанатам цикла, так и просто любителям фэнтези.
Darth_Veter, 18 марта 2022 г.
Данный эпизод вполне можно было назвать «Умные в стране тупых». Умные — это, конечно же, Геральт с Лютиком, а тупые — селяне из Дол Блатанна (Долины цветов). Когда-то давно последние выгнали из этих мест бывших хозяев, эльфов, и теперь усиленно обживают их земли. На нечисть особого внимания не обращают, т.к. не осознают ее опасности. И только у солтыса Нижнего Посада появилась настоятельная потребность изгнать со своих полей одного настырного беса. Но, как оказалось на самом деле, проблема у поселян была куда более серьезная — Геральту с Лютиком пришлось испытать ее на собственной шкуре... Мир меняется, сказала в предисловии к данному эпизоду настоятельница Нэннеке, и меняется в худшую сторону. Некоторые растения уже не могут расти на открытом грунте, становясь живой экзотикой в храмовых теплицах. А среди живых существ всё больше преобладают всякие мерзкие твари типа троллей и вурдалаков. Кое-какие правители начинают даже защищать последних от «истребителей нечисти», чтобы тем самым сохранить свое влияние на народ. Великое равновесие природы нарушено и, скорее всего, уже не восстановится, несмотря на все старания ведьмаков и прочих волшебников. Кстати, отношение людей к ним также меняется в худшую сторону. Поэтому Геральт и решает отправиться на юг, где еще не так сказывается влияние «цивилизации». Только вот выполнит это простое, но странное дело — изгнание беса. Но здесь сюжет делает резкий поворот, и повестование вновь становится серьезным, как во всех предыдущих новеллах.
------------
РЕЗЮМЕ: размышление об изменениях в сказочном мире, которые в прямом смысле убивают прошлое и силой насаждают настоящее. Я бы сказал, некая аналогия с экологией реального мира Земли.
i_am_sansanich, 17 января 2019 г.
Сказки на новый лад продолжаются. На сей раз полностью не соглашусь с мнением большинства, но сделаю это не из-за духа бунтарства, которого во мне практически нет, а по причине наличия собственного мнения.
Автор сделал весьма удачный ход, назвав белое чёрным и наоборот. Оказалось достаточным сделать эльфов грабителями-террористами а диавола гуманистом и все в восторге от прочитанного, и эльфов им совсем не жалко и диавол просто душка какая-то.
Другой верный ход — показать Ведьмака не таким уж непобедимым, давшим спеленать себя кучке эльфов. Но вышло немного не то — рассказ принял форму цепи случайных событий. Королева Полей явилась точно вовремя, как-будто рояль из кустов выкатился.
Касаемо скрытых идей, их по прежнему нет, ведь автор, как оратор с трибуны, прокричал их на всю вселенную. Читателю не нужно размышлять, ведь автор всё разжевал и выдал мораль басни открытым текстом.
Социально-философские проблемы, как заметили многие рецензенты, автор затрагивает чуть ли ни в каждом рассказе. Но посмотрите с какой точки зрения. Здесь, Геральт чуть ли не кричит эльфам, изгнанным со своих земель, — смиритесь, выберите меньшее зло, договоритесь с агрессором, и будете жить. Но это ведь чистой воды рабская философия. А ведь в одном из предыдущих рассказов он наотрез отказался делить зло на большее и меньшее.
Королева Полей отнеслась к проблеме справедливости весьма избирательно. Допустив изгнание эльфов, теперь, помогает людям удержать позиции. Надеюсь, в следующих произведениях, автор разъяснит чем так плохи эльфы для природы.
Кто-то из рецензентов назвал данный рассказ чуть ли не учебником жизни. Какой жизни? Спрашиваю я Вас. Агрессивной, как у людей? Рабской, которая предложена эльфам? Или, может быть, панской, как у Королевы Полей, чтобы принимать решения и распределять блага?
В остальном всё замечательно. Слог автора по прежнему хорош, новые герои не подводят, а юмор заставляет улыбнуться. Так что, читаю дальше...
Nikonorov, 9 ноября 2021 г.
В мир «Ведьмака» пришли эльфы и упоминания иных рас. Это плюс. Лютик проявился четче после предшествующего «Гласа рассудка» — тоже плюс.
На сегодняшний день уже стандартная фишка — проявить тех, кто, вроде, злой, человечным, а типичный стереотип выкрутить, создав вау-эффект. Но тогда, думаю, такой ход был посвежее и ярче. Я не в укор.
На мой взгляд, многовато топорной философии и диалогов, сочащихся нравоучительностью и порицанием. Несмотря на разность рас, вышло, тем не менее, чуть более искусственно и чуждо, чем должно бы.
igor_pantyuhov, 14 августа 2013 г.
Больше всего этот рассказ врезается в память, из-за двух вещей. Первая вещь. Образ эльфов. В большинстве фентезийных произведений, мы привыкли, что эльфы существа благородные. Им чужды насилия и конфликты. Однако, здесь дело обстоит совсем не так. Здесь эльфы предстают перед ннами — ленивые, озлобленные, склонные к насилию существа. В противовес эльфам ставится «диавол». Сначала, он предстает перед нами — обычным разбойником и оборванцем, а так же большим любителем похулиганить, с примитивным умом, и отсутствием каких-либо моральных принципов. Однако, первое впечатление бывает обманчивым. Уже в конце рассказа, черт предстает перед нами существом куда более справедливым и благородным, нежели скажем эльфы. Еще одним несомненным достоинством рассказа, является конечно юмор, присутствующий здесь в избытке. Оценка 9.
Александрович, 25 сентября 2013 г.
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны»...
Эти строки из «Евгения Онегина» как нельзя лучше отражают суть этого рассказа. Что может быть общего между такими разными личностями как Лютик и Геральт? Первый балагур, пьяница и бабник. который вечно попадает в неприятности. Второй закалённый жизнью и сражениями воин, который охотится на чудовищ всех форм и размеров. Однако, как это часто бывает, легкомыслие Лютика и серьёзность Геральта прекрасно дополняют друг друга. да и общего у них не так уж и мало. оба любят хорошо пошутить, выпить, провести время с девицами, и зарабатывают на жизнь путешествуя по свету.
И где же сойтись их дорогам как не на краю света? Там, где гордые, спесивые и озлобленные эльфы, почему-то напоминающие мне польскую шляхту, пытаются всеми средствами вести борьбу с людьми, выгнавшими их в бесплодные горы. Эльфы обречены на смерть, но их совсем не жаль. Они не в состоянии осознать свои ошибки и сделать выводы. Такой взгляд на остроухих мне очень импонирует. Конечно кхметы не лишены недостатков, но по сравнению с эльфами они просто ангелы.
Самое интересное, что в этом сюжете Сапковский, случайно или намеренно, затронул тему взаимодействия и противостояния верховой и низовой культур. Первая возвышена и величественна. Она смотрит с высоты пройденного пути на весь мир. Вторая грубовата и приземиста, сосредоточена на локальных проблемах. Но полноценно жить и развиваться они могут лишь во взаимодействии. И как здесь вновь не вспомнить Пушкина?
Оценка — Высший бал.
sanchezzzz, 7 января 2012 г.
В отличие от других рассказов сборника, когда вся коллизия строилась на противостоянии, на противоречиях и столкновениях сторон, здесь всё предельно ясно и однозначно. Есть человечество, покорившее мир, потому что это в том числе и естественный процесс, от которого не уйти. И есть вымирающая, озлобленная раса эльфов, потерявшая свои земли, свои Долины Цветов, оттеснённая в безжизненные и голодные горы. Им не осталось ничего, потеряна былая гордость и величие, и их удел теперь – заключить сделку с дьяволом, красть зерно и выуживать знания. Нелицеприятное настоящее и ещё более безнадёжное будущее. Вот как ни странно, мне их ничуть не жаль. Высоколобые и спесивые, они оказались много хуже дьявола, чёрта – козерога. Его образ поразил и порадовал. От начальных «ук-ук» при знакомстве, ближе к концу истории он преобразился в философа, и вообще, человека (ой!), существо думающее. Снова Сапковский вложил в не такого уж и важного (для всего в целом) персонажа житейскую мудрость, мораль, чувство справедливости, остроумие, сделав его одной из центральных фигур в рассказе.
Лютик тоже хорош, его всё больше в повествовании; временами он немного… нет, не раздражал, но слегка докучал. Болтливость, помноженная на самохвальство и скабрезность давала шикарный букет и повод, чтобы иной раз и чертыхнуться. Но его роль весома и он прежде всего оттеняет самого Геральта – спокойного, рассудительного и бесстрашного.
В целом, рассказ получился очень разноплановым. Здесь и юмор (даже Геральт острил), и мораль, и внутренняя мысль. Есть наивные, глуповатые жители деревни и есть эльфы, доведенные до отчаяния, но ещё такие гордые. Есть осознание того, что для первых всё останется по-прежнему, и даже лучше, ведь им больше не будет докучать и озорничать диавол и есть понимание обреченности для вторых. Это как предсказание, как обещание: вот они ушли сейчас, но они вернутся на последний бой, по их понятиям за свою землю, за свою Долину Цветов. И снова прольётся кровь. А пока что, не считая нескольких ссадин, обошлось. Первый (единственный?) рассказ, в котором Геральту не пришлось убивать…
Шикарно выписанная история, обволакивающая таким шармом, что сейчас, пожалуй, перечитаю её ещё на раз…
dimon1979, 28 марта 2013 г.
Каждый новый рассказ Анджея Сапковского все больше и больше погружает читателя в мир Ведьмака Геральта. Это мир, который населяют всевозможные существа, многие из них — настоящие монстры, но есть и исключения. Именно об одном из таких существ и будет эта история. Путешествуя по разным местам, Геральт пытается найти для себя работу, но сделать это становится все труднее. Тролль под мостом — местная достопримечательность, о которой заботится вся деревня. Небольшой дракон, ворующий у селян баранов и овец — любимец дочки местного барона, поэтому его ни в коем случае нельзя трогать. И таких случаев Геральту встречается все больше. Поэтому странная просьба жителей одной из деревень, заинтересовала Ведьмака. Случай очень необычный, на местном поле появился говорящий козел, который ворует урожай и пугает женщин. Убивать его нельзя, нужно прогнать его из этих мест.
Этот рассказ станет настоящим украшением сборника. Ведьмак попадет в сложное положение, из которого нет выхода, можно только умереть достойно. Его убийцами станут эльфы, которые пытаются спасти остатки своего народа от голодной смерти. Если вы ждете обычных остроухих жителей леса, то могу вас разочаровать, подобных существ ни у кого не было. Жестокие, злые, коварные, ненавидящие людей и все людское. Но у них для этого есть все основания. Люди изгнали их из обжитых мест, лишили их привычной среды обитания, поэтому народ эльфов постепенно умирает. Изюминкой рассказа станут диалоги между героями. В меру остроумные, в какой-то степени философские, так что интересно будет каждому.
Тимолеонт, 11 марта 2017 г.
И ещё одна неотъемлемая тема «Ведьмака» получает здесь своё начало. Кто прав? Кто виноват? Люди, которые получили эволюционное преимущество над старшими расами и либо загнали их в резервации, либо заставили принять свои условия? Или несчастные, некогда развитые «индейцы»,
В любом случае, вопрос ксенофобии и отношения к малым народностям уже здесь ставится без стеснения (со всех сторон), и во всей красе. Мой личный ответ — правых и виноватых здесь нет. Всё просто идёт своим чередом, согласно законам исторического процесса.
Но это так. Абстрактные рассуждения. По факту же мы имеем прекрасный рассказ с крайне серьёзной тематикой, которая идеально оттеняется сразу двумя клоунами. Есть где посмеяться, есть где и задуматься над вечным.
vam-1970, 30 мая 2018 г.
Рассказ из цикла «Ведьмак Геральт».
Автор впервые затронул философскую тему и социальную -как жить расам, которые вынуждены в силу конкуренции сойти со сцены?Здесь в качестве уходящих — эльфы.
Прекрасный получился рассказ. С упором на непротивление силой. Как бы красиво не звучали призывы к уничтожению других рас, но это всё же смерти и много. Автор напирает на гуманистическое решение проблемы сосуществования. Привлекая даже в качестве арбитра ещё более авторитетную силу -покровительницу Долины Цветов, где и разворачиваются все события.
nickolos, 22 ноября 2010 г.
Я в восторге! Причем нет, не в глобальном каком то восторге, а в теплом, приятном и уютном восторге от этого рассказа.
Автору так мастерски удалось создать атмосферу и передать картину происходящего, что я читая рассказ в хмурый пасмурный вечер, явно видел перед глазами солнечную теплую деревушку, летние поля. Сцены с дьяволом особенно порадовали. С парочки моментов я просто неудержимо взрывался хохотом:lol:. И как замечательно прописан характер этого персонажа! Так приятно читать в рассказах про Ведьмака некие отголоски, а порой очень заметные, Нашей мифологии.
Ну и рассказ о Ведьмаке не был бы рассказом о Ведьмаке, если бы понятие добра и зла не перевернулись с головы на голову к концу, прийдя к замечательным формулам Сапковского в стиле Меньшего зла.
Бесподобно:smile:!
Сказочник, 31 октября 2017 г.
Лютик... Да... Этакое альтер эго Афросамурая, если вы понимаете, о чем я. Эльфы, философия и даже сам чёрт вплетены в рассказ настолько органично, насколько человек вообще способен это воплотить на бумаге. Хорошо подан именно контраст беззаботности трубадура и тупая обреченность, жестокость и озлобленность эльфов. Истинным жемчужинам цикла рассказ уступает, но совсем немного.
shaman13, 25 октября 2010 г.
Прекрасно! Браво! Аплодирую стоя!:appl::appl::appl:
Более всего завлекает атмосфера! Такая добрая, солнечная, сказочная. Как раз для Края Света!
Интересный персонаж оказался этот Диавол))) И добренький такой, но и отпор незваным гостям тоже мог дать!
Рассказ (как и все у Сапковского) необычайно философский. Имеет множество зацепок для размышления о жизни. Кто на самом деле чудовища? Эльфы которые портят людям жизнь? Или люди эти, которые сами до такого довели? Что такое гордость — спуститься с гор и умереть от клинка в бою за жизнь, а не от голода в постели? Да и еще много каких! Разве можно пройти мимо такого произведения? Это практически учебник жизни! Но в такой необычной форме, как фэнтезийная сказка.
Один из моих любимых. Сюжет захватывает, немного приобщает к атмосфере и появление божества в концовке повести.
Красиво и интересно! Оценка — отлично!
lord_lex, 13 сентября 2010 г.
Ещё один отличный рассказ из сборника. И опять автор за юмором прячет самые серьёзные проблемы. Сапковский сказал: «Я — фантаст, но живу в реальном мире и пишу о реальных проблемах, которые тревожат людей. Можно избежать политических намеков, но люди их все равно найдут. Так я лучше введу их сознательно.» Так и здесь у нас имеется очень серьёзная проблема — проблема эльфов. Известно, что автор, в отличии от других, не выделяет эльфов, как чистую, великую и красивую расу. Конечно эльфы и здесь очень горды и непреклонны, но такова их натура, эльфов не переделать — ведьмак из понимает, да что там, чёрт, понимает, он и сам такой как эти обиженные и обездоленные существа. Ведьмак такой же, но он переломил себя и старается жить с людьми, хотя и выделяется, и обособлен, и все его боятся(вспомним строки из книги кметов). Геральт сказал, что ему жалко эльфов, и эльфы это, в конце концов, поняли, они поняли.
Но нельзя не упомянуть и о тех персонажах, которые скрасили всю атмосферу. Лютик — бард, шутник и охотник за юбками, и Диавол — козерог с металлическими шариками. Недостатка в здравом юморе нет, но даже эти персонажи проявляют себя героически.
Ещё один рассказ от Сапковского на отлично!
Malody, 25 июня 2014 г.
Очень понравился рассказ, «борьба» с диаволом, веселит и смешит, юмор великолепен!