Лев Толстой «Посмертные записки старца Федора Кузмича»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— антологию «Русская историческая повесть», 1988 г.
— антологию «Предания веков», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ashneur, 13 февраля 2025 г.
ПАРУ СЛОВ О ФЁДОРЕ КУЗЬМИЧЕ
Байка про этого старика ходила в 19 веке
не то, чтобы прям так уж широко,
будоража умы российских подданных,
но в некоторой степени была известна многим.
И надо же так было случиться,
что она так сильно западёт в сознание Льва Николаевича...
Придя к концу жизни к некоему пониманию гиперреализма бытия,
Толстой создал немало мощных произведений,
но его «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», —
это, безусловно, отдельный и небывалый случай.
Уверовав к тому времени, что, если и был в России
истинно гуманистический Самодержец, то, конечно же, —
это либерал и в тоже время набожный Александр I,
Лев Николаевич, буквально, создал Его образ в своём сознании,
связав судьбу Императора Александра Первого
со странным и загадочным Фёдором Кузьмичом.
Этот компилятивный персонаж (Александр-Фёдор Кузьмич)
стал практически живым и воплощённым
в умозрительном мире престарелого писателя настолько,
что он уже и сам уверовал в реальность этой истории.
Для него эта литературная реальность, изложенная в «Записках»,
была практически неотличима от Мира Сущего.
Надо понимать, что и сам Великий Толстой по ту пору
пребывал частично своим восприятием действительности
уже в каком-то гиперсюре,
и жизнь свою, к слову, закончил не вдургорядь,
а как некое сновидение, полное драматургии и трагизма.
Так что, при всей прежней непримиримости мэтра к «придумкам»,
это произведение не противоречит его убеждённости в том,
что писатель должен смотреть в суть Истины.
И здесь обнаруживается не только буквальная родственная связь
с блистательным Алексеем Константиновичем Толстым,
который создал свою драматургическую трилогию о Грозном и Смуте.
Только вот Алексей Толстой прямо, осознано и вызывающе бравировал тем,
что писатель создаёт «Свой Умозрительный Мир»,
и накладывал он с прибором на соответствие своих пьес исторической Правде...
А вот блаженный наш Лев Николаевич — ни-ни! —
Выдал свою историю про Кузьмича за чистую монету Истины
(без экивоков, объяснений, и прочих реверансов или даже безапелляционностей)...
Пожалуй, жизнь Фёдора Кузьмича в изложении Толстого —
это самая Величайшая махровая мистификация в нашей Истории.
Кстати, упоротые доморощенные псевдоисторики
уже отнесли повесть Толстого к «исторической документалистике».
Многие профаны даже в открытую,
ничтоже сумняшеся,
именуют старца «Святым»...
А в Википедии можно прочесть, что!.. —
По каким-то фантастическим обстоятельствам,
Толстой даже встречался со старцем
и из рук его самолично получил эти дневники!!!
Вот такие иронии случаются в нашей историографии,
когда легковерные читатели начинают верить и веровать
в чистой воды писательский вымысел...