fantlab ru

Лев Толстой «Посмертные записки старца Федора Кузмича»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.39
Оценок:
23
Моя оценка:
-

подробнее

Посмертные записки старца Федора Кузмича

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6

Входит в:

— антологию «Русская историческая повесть», 1988 г.

— антологию «Предания веков», 1991 г.



Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12. Произведения 1895-1910
1959 г.
Смерть Ивана Ильича
1969 г.
Смерть Ивана Ильича. Повести и рассказы
1983 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11
1987 г.
Русская историческая повесть. Том 2
1988 г.
Предания веков. Русская историческая повесть XIX — XX веков. В двух томах. Том второй
1991 г.
После бала. Повести и рассказы
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

ПАРУ СЛОВ О ФЁДОРЕ КУЗЬМИЧЕ

Байка про этого старика ходила в 19 веке

не то, чтобы прям так уж широко,

будоража умы российских подданных,

но в некоторой степени была известна многим.

И надо же так было случиться,

что она так сильно западёт в сознание Льва Николаевича...

Придя к концу жизни к некоему пониманию гиперреализма бытия,

Толстой создал немало мощных произведений,

но его «Посмертные записки старца Фёдора Кузьмича», —

это, безусловно, отдельный и небывалый случай.

Уверовав к тому времени, что, если и был в России

истинно гуманистический Самодержец, то, конечно же, —

это либерал и в тоже время набожный Александр I,

Лев Николаевич, буквально, создал Его образ в своём сознании,

связав судьбу Императора Александра Первого

со странным и загадочным Фёдором Кузьмичом.

Этот компилятивный персонаж (Александр-Фёдор Кузьмич)

стал практически живым и воплощённым

в умозрительном мире престарелого писателя настолько,

что он уже и сам уверовал в реальность этой истории.

Для него эта литературная реальность, изложенная в «Записках»,

была практически неотличима от Мира Сущего.

Надо понимать, что и сам Великий Толстой по ту пору

пребывал частично своим восприятием действительности

уже в каком-то гиперсюре,

и жизнь свою, к слову, закончил не вдургорядь,

а как некое сновидение, полное драматургии и трагизма.

Так что, при всей прежней непримиримости мэтра к «придумкам»,

это произведение не противоречит его убеждённости в том,

что писатель должен смотреть в суть Истины.

И здесь обнаруживается не только буквальная родственная связь

с блистательным Алексеем Константиновичем Толстым,

который создал свою драматургическую трилогию о Грозном и Смуте.

Только вот Алексей Толстой прямо, осознано и вызывающе бравировал тем,

что писатель создаёт «Свой Умозрительный Мир»,

и накладывал он с прибором на соответствие своих пьес исторической Правде...

А вот блаженный наш Лев Николаевич — ни-ни! —

Выдал свою историю про Кузьмича за чистую монету Истины

(без экивоков, объяснений, и прочих реверансов или даже безапелляционностей)...

Пожалуй, жизнь Фёдора Кузьмича в изложении Толстого —

это самая Величайшая махровая мистификация в нашей Истории.

Кстати, упоротые доморощенные псевдоисторики

уже отнесли повесть Толстого к «исторической документалистике».

Многие профаны даже в открытую,

ничтоже сумняшеся,

именуют старца «Святым»...

А в Википедии можно прочесть, что!.. —

По каким-то фантастическим обстоятельствам,

Толстой даже встречался со старцем

и из рук его самолично получил эти дневники!!!

Вот такие иронии случаются в нашей историографии,

когда легковерные читатели начинают верить и веровать

в чистой воды писательский вымысел...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх