Кристофер Прист «Архипелаг Грёз»
В 2009 г. сборник был переиздан в новой редакции, с добавлением рассказа «Его след» и повести «Дезертир».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Архипелаг Грёз»
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Авторский сборник года | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги: Самая долгожданная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
scafandr, 10 февраля 2022 г.
Этот сборник рассказов напрямую связан с циклом «Архипелаг грез», поэтому начинать с него не рекомендуется. За моими плечами прочитан роман «Лотерея», из которого мы узнаем о существовании альтернативного мира Архипелаг грез, за границами которого проходит война. И только на островах, поддерживающих нейтралитет, жизнь течет своим чередом. Рассказы нам дают представление об этом мире — о чем люди думают, чем живут, чего боятся, о чем мечтают.
Большая часть рассказов связана с военными. Кто-то не хочет воевать, кто-то вернулся с войны, у кого-то из семьи забрали на передовую, кто-то уже на передовой. Красная линия сборника — зачем вообще нужна война? Учитывая, когда были написаны рассказы, становится понятно, что Прист переживает о бессмысленности военных операций, которые могут привести к полной разрухе, вместо того, чтобы жить на островах и получать удовольствие от жизни.
Местами Приста уносит в легкий хоррор, триллер, любовные перипетии и достаточно обильное количество секса.
В целом все рассказы умеренные по развитию сюжета. Все как обычно — какие-то рассказы более удачные, какие-то менее. Будет интересно почитать тем, кого зацепила «Лотерея» или «Островитяне». Для нейтрального читателя сборник проходной. Единственное, хочу отметить один замечательный рассказ «Груда камней», который удивил меня неожиданным сюжетным поворотом (если вы не страдаете гомофобией только).
vam-1970, 2 ноября 2019 г.
Пересмотренное и расширенное издание. Впервые опубликованная во Франции в 1981 году (Éditions Lattès), а затем и в других странах, эта книга не появлялась на английском языке до 1999 года (Earthlight; твердый переплет и мягкая обложка). Издание Gollancz включает в себя небольшие изменения в первых шести историях, а также две новые истории.
Тысячи островов, которые являются архипелагом, томящимся в экваториальных морях, составляют огромную нейтральную зону в мире в состоянии войны. Как таковые, они представляют собой постоянную приманку для молодых мужчин и женщин по обе стороны конфликта: отказники по соображениям совести, мужчины-переводчики, оппортунисты, авантюристы, беглецы от военного гнета. Это книга о сексуальных навязчивых идеях, моральных двусмысленностях, нервных отклонениях.(из сайта автора).
И от себя — Сборник великолепен, тема его великолепна, замысел автора великолепен. Но пока всё не прочитаешь, трудно понять замысел автора.
На моё мнение — у каждого человека есть мечта -съехать от проблем куда нибудь в райское место и хотя бы отдышаться. Прист придумал для этого некую планету , где идет война уже 3000 лет, но Архипелаг Грез по статусу между воюющими сторонами поддерживает нейтралитет. То есть по идее можно сюда сбежать и жить, наслаждаясь, но ни в одном рассказе никому это не удаётся! Пляжи, пальмы,море и всё равно проблемы у героев разного плана, даже смертельные. Прист намекает — что нет, не убежите от самих себя, судьба всегда догоняет.
Трудно выделить какой -либо рассказ, все великолепны.
Avex, 1 сентября 2016 г.
Отличный, хорошо сбалансированный сборник — не столько фантастика, сколько магреализм — литература с зыбкой границей реальности, вся фантастичность которой зачастую заключается в том, что действие происходит в придуманном мире, имеющем лишь отдалённую схожесть с нашей реальностью, даром что в нём имеется католицизм или знакомые технологии, «Архипелаг» — это яркая цветная мозаика, сон вверх тормашками, собрание разножанровых и непохожих друг на друга новелл, с уклоном в ужасы или мягкую эротику. Собранные воедино, они создают впечатление удивительной цельности и узнаваемости, переводят повествование на качественно иной уровень, свойственный настоящей литературе, добавляют новые измерения, краски, когда каждая новая новелла высвечивает новую грань этого кристалла.
Напомню особенности мира К. Приста: война между двумя полярными континентами идёт почти три тысячелетия, не затронута только цепь нейтральных экваториальных островов, где могут встретиться и отдохнуть от войны люди с обоих сторон — какие-то острова оставляют впечатление тропического рая со своими странными обычаями, где-то чувствуется шотландское захолустье, Италия, Греция или Кипр. Иногда возникает тревожное нагнетание обстановки: к примеру, представьте себе шоссе, заблудиться на котором — раз плюнуть, особенно, если пользоваться имеющейся у вас картой, кругом руины, останки древних башен, возле которых местное население не рискует показываться после наступления темноты, в тёмном отеле вы могли бы оказаться единственным постояльцем, если бы не приставленная к вам женщина-полицейский, после прихода ночи открывающая себя с новой стороны (это, впрочем, не самый сильный, хотя и хороший поначалу рассказ)...
В некоторых местах враждующие стороны могут встречаться, разделённые, точно железным занавесом, бетонной стеной — и тогда вспоминаешь о Берлинской стене, холодной войне (этому способствует и описываемое время года — холод, зима).
Читать про снег в тридцатиградусную жару было приятно, читать про тропики, когда за окном моросил прохладный долгожданный дождь, было особенно упоительно. И хорошо, что в нашем мире существуют такие яркие и узнаваемые книги.
Многие жанровые рассказы выглядят теперь не столь уж фантастическими. К примеру, читая — в наш век видеорегистраторов и веб-камер — о микроскопических подглядывающих и подслушивающих «жучках», не сразу улавливаешь, в чём же состоит неправильность изображаемого мира. Читая К. Приста, сразу понимаешь, что речь здесь идёт о нашем мире — и неважно, с кем ведётся эта нескончаемая война — с террористами или с потенциально реальным или воображаемым противником: узнаёшь себя живущим на одном из этих островков Архипелага, хотя очевидно, что это спокойствие лишь кажущееся.
Самые удачные новеллы размещены в начале, но и завершающий аккорд неплох (амплитуда оценок: 7-8-6-7-7-7-6-7).
Написано достаточно просто, образно и поэтично, с узнаваемым отсылом — под впечатлением похорон, воспоминании о первом сексуальном опыте или комплексах при посещении проститутки — но тонко, красочно, сжато и психологично. Первая новелла, практически бессюжетная, даже оставила после себя впечатление короткой поэмы. Событий — ноль: только острова и полёт, серые стальные небеса и мягкая обволакивающая меланхолия. Никакой интриги, никаких внешних эффектов: но задаётся настрой. И уже во второй новелле обнаруживаются следы «Лотереи». Можете быть уверены, что имеются они и в «Островитянах» (бегло полистал этот своеобразный путеводитель, но покамест решил сделать небольшой перерыв: судя по всему, время для этой книги не губительно).
Это реальность. Прочее — сон.
Нортон Коммандер, 7 сентября 2018 г.
Мир Архипелага Грёз был придуман Питером Синклером, главным героем романа «Лотерея», который в конце концов запутался в том, где вымышленный мир, а где реальный. Казалось, что мир Архипелага во многом лучше нашего, недаром Синклер норовил туда сбежать — там даже война романтизирована, а на островах можно найти любовь и счастье. Но полнее ознакомившись с этим миром в сборнике «Архипелаг Грёз» мы увидим, что там не всё идеально, а местами даже страшно.
Сюрреализм Прист использует дозированно и со вкусом, а вот секса в этих новеллах действительно излишне много. Понятно, что это литература новой волны, но всё равно этой теме здесь уделено чрезмерно большое внимание.
Сборник создан из новелл, написанных в конце 70-х, к которым добавлен рассказ-вступление и ещё два произведения начала 2000-х.
«Экваториальный момент». Тот самый рассказ-вступление без особого сюжета, но настраивающий на определённый лад. 7 баллов.
«Отрицание». Один из лучших рассказов сборника. Действие происходит не на Архипелаге, а на северном материке. 8 баллов.
«Шлюхи». Эротический хоррор. 6 баллов.
«Его след». Ничем особенным не выделяется, просто ещё одна зарисовка из мира Архипелага. 7 баллов.
«Груда камней». В этой повести Прист изобретательно разыгрывает читателя. В какой-то момент, ближе к концу, невольно восклицаешь «Как это так?!» и начинаешь перечитывать предыдущие моменты. 8 баллов.
«Кремация». Рассказ держит в напряжении и не позволяет оторваться от себя до самого конца. Поэтому 9 баллов.
«Под колпаком». Практически полноценная научная этнографическая фантастика в духе Урсулы Ле Гуин, но с сумбурной концовкой. 8 баллов.
«Дезертир». Тут всё более-менее типично для Архипелага Грёз — война, секс, искусство и сюрреализм. 7 баллов.
igor_pantyuhov, 20 декабря 2017 г.
Да бросьте.. Конечно это фантастика. Само название сборника говорит за себя. Причем название очень удачно выбрано. Ведь на фоне войны на континенте, о которой нам рассказывают — большая часть архипелага живет хорошо. Рассказы и повести мне преимущественно все понравились. Только одно «но» Автор часто перебарщивает с темой секса. Порой это смотрится неуместно. 8/10
слОГ, 5 сентября 2017 г.
Это не фантастика. Это психологический триллер местами переходящий в хоррор. Я на этом сборнике впервые осознал, что Прист мастер эпатажа, он может мастерски смутить читателя, может напугать, а мир Архипелага этому весьма способствует. Весьма неприятный мир, в котором лично я не хотел бы побывать даже проездом — как-то там все слишком бесперспективно. Лучше прочитать ;).