Зоран Живкович «Четвёртый круг»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 10-е место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kobold-wizard, 1 марта 2020 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/927674.html
Книга пытается казаться больше, чем она есть на самом деле. Она выглядит как пример к руководству «Как сделать персонажа, который умнее автора».
Автор, профессор литературы Белградского университета, хорошо знаком с классической НФ. Он написал две диссертации на эту тему, а также энциклопедию научной фантастики на сербском языке. Поэтому Живкович хорошо оперирует наукообразной стилистикой, которая должна дать ощущение интеллектуальной прозы. В «Четвертом круге» возникают вопросы устройства мира, математических абстракций, внеземного разума и контакта. Кубик к кубику да шарик по точной траектории.
Сюда же понюшку априорно умных персонажей: Архимед Сиракузский, Стивен Хокинг и даже Шерлок Холмс. Ну, ведь не могут такие умные люди ввязаться в какую-нибудь глупость. Всех их занимает проблема круга как идеальной фигуры. Решают они ее в присущей себе манере, сливаясь в мозговом штурме.
Полифония, умные персонажи, грандиозные темы, а на выходе пшик. Есть в книге некая тайна, которую все решают, но она имеет сугубо научный интерес как точка приложения интеллектуальных усилий. Наверно, в этом есть дух 70х, когда творили Кларк и Желязны. Сегодня такая наука ради науки уже не увлекает. Не в обиду покойному Стивену Хокингу. А вот жизни нет.
P.S.: У меня же была надежда, что в книге будет хоть какой-нибудь югославско-сербский привкус. Ситуация обратная: «Четвертый круг» — глобалистская книга с индусами, фламандцами, сицилийцами, британцами и т.д.
urgazov, 14 июня 2013 г.
От Пелевина в романе я обнаружил только упоминание о буддизме.
Вообще, смысл произведения ускользал меня на протяжении всего романа, но я упорно верил до последнего, что вот-вот всё разъяснится и каким-то образом соединится во что-то более-менее цельное, что придаст картине хоть немного законченный вид. Но мозаика не сложилась.
Если автор сам не смог соединить инопланетян (шарообразных и шестиконечных), мистические видения, оживших мертвецов, параллельные миры и литературных героев, то как это сделает за него читатель? Круг, который, по мнению автора, должен был это сделать, не справляется с задачей. Последний абзац не в счет. Круг остался просто КРУГОМ! А рассказы (истории) составляющие роман – незавершёнными кусками текста.
Написано очень неровно. Некоторые сюжеты вызвали интерес (А чем это может закончиться?), некоторые – недоумение (А зачем это здесь?) иногда переходящее в раздражение (Что же автор пытается тут сказать?) и заставляющее читателя искать скрытый эзотерический смысл там, где его может быть и нет.
Hell-lie, 20 октября 2011 г.
Интересная и достаточно оригинальная вещь, от чтения которой не хочется отрываться.
Стоит отметить, что в аннотации сказано, будто бы автор — «сербский Пелевин», с чем я, пожалуй, не соглашусь. У Живковича нет подобного психодела, укуренных мыслей и тэдэ и тэпэ. Это просто своеобразная фантастика.
Сюжет..по-началу вообще сложно понять, как отдельные части связаны между собой, что в свою очередь увлекает и заставляет читать дальше. Во главу угла поставлено число Пи, вокруг которого и закручено всё повествование, ведущееся от лица десятка персонажей. И если программист, подмастерье художника и даже Шерлок Холмс — это еще нормально, то главы от лица разумных шаров, сгустков энергии и беременного компьютера — это необычно. И это привлекает. С одной стороны, вроде бы абсурд, с другой — всё так логично описано, что думаешь «а почему бы такому и не быть?»
Герои хорошо прописаны, они непохожи друг на друга, и большую роль в этом играет язык-стиль повествования. Особенно выделяются главы о художнике библейских сюжетов (очень уж своеобразный язык) и о компьютере (сразу понятно, что женщина рассказывает, психология чисто женская)). Кстати, отдельное спасибо переводчику: достойно получилось.
Развязки я ждала другой. Ждала какого-то объяснения, будто бы надеялась, что автор посвятит-таки меня в тайну числа Пи. Ан-нет, Живкович пошел в другом направлении. Что, впрочем, не испортило впечатления от финала. И Круг, по которому ты ходил в течение всей книги, наконец замкнулся.