Марик Лернер «Мусульманская Русь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Историческая проза
- Общие характеристики: Экономическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ) | Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: 20 век | Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Спорт, культура и досуг | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В жизни каждого конкретного человека бывают краеугольные события, которые бесповоротно меняют его будущую жизнь. В истории государств такие даты тоже бывают. Для Руси, одним из таких исторических решений стало принятие христианства, как государственной религии. Тяжело и кроваво это происходило для людей, не желавших забывать старых богов. Великий князь Владимир крестил Русь огнём и мечом. Но давайте на миг представим, что Владимир выбрал для своего государства не крест, а полумесяц и зелёное знамя пророка. Что случилось бы тогда с Мусульманской Русью? И какой бы она предстала нам к началу 40-х годов 20 века глазами известного русского журналиста, потомка знатного рода, который на всё имеет своё мнение и взгляд?
Входит в:
— цикл «Мусульманская Русь»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
БорЧ, 2 ноября 2012 г.
В целом — очень интересная и не сильно «заезженная» фантастами тема. Что в книге ценно — чувствуется, что автор достаточно хорошо, а не понаслышке знаком с этой одной из мировых религий. И, подозреваю, что отнюдь не только с ней. Как бы изменился менталитет русского этноса при принятии мусульманства ещё в Х веке? Интересно было бы провести некие аналогии с веком XVIII и принятием ислама вайнахами, которые в те времена ещё считали себя христианами. Но автор решил, что в случае с Русью — «отечественная ментальность» явно «забьёт» все новые «вводные», а ислам будет развивать только лучшие стороны «национального менталитета».
Вот в итоге книга и получилась более похожей на некие «сказки Шахразады», утверждающей, что какую бы религию не выбрал князь Владимир — даже через 1000 лет, заложенное на «генном уровне» варягами-рус в кровь полян, древлян, кривичей и иже с ними, из менталитета никуда не денется ни при каких внешних обстоятельствах. А русский человек, обогнав в развитии своего психо-профиля «сонный Восток», только ещё дальше «отойдёт» от «загнивающего Запада» в готовности не задумываясь бросать раз за разом на весы войны свою единственную жизнь.
Ну, не знаю — нужно ли для этого было бы ещё в Х веке становиться мусульманами, история ХХ века вполне ясно говорит о несколько другом уровне бережения собственных жизней многими русскими (здесь читается именно как прилагательное, а не существительное) в отличии от придания ей «высшей ценности в любом её исполнении» «цивилизованным Западом».
Доктор Вова, 23 ноября 2011 г.
Очень неоднозначное вречатление оставила эта книга. Более ранние произведения этого автора я уже читал и в целом они мне понравились. Поэтому, как только появилась эта книга, тут же решил прочитать. Тем более, что название заинтриговало. Ни для кого не секрет, что святой, равноапостольный князь Владимир долгое время размышлял о том, какую государственную религию избрать для зарождающегося Русского государства. И остановился на христианстве. Поэтому интрига, заложенная в самом названии книги, уже была для меня лучше любой приманки (т.к. я и сам не раз задумывался о том, что было бы, если бы выбор пал на другую религию). Но к моему великому сожалению, книга не смогла задеть меня за живое, увы. Я ожидал совсем иных событий, а не пересказа практически всей истории, только на новый лад. Обычно прочитанную книгу закрываю с лёгким чувством сожаления от того, что она закончилась и с ожиданием продолжения. В данном случае я испытал иные чувства: Удовольствие, что дочитал (не от содержания) и надежду на то, что продолжения не будет. Хотя, именно в 20-м веке хоть какие-то намётки на самостоятельное развитие сюжета появились (в отличии от почти полной параллельности и идентичности того, что было с 11-го по начало 20 века). Я не разочарован, а скорее опечален. Поэтому оценка больше как дань уважения за другие произведения (1-2 балла добавил).
Шалашов, 2 апреля 2013 г.
Книга необычна. Правда, не особо уловил «мусульманскость» Руси. Разве — в фамилиях главных героев. Не увидел ни особой набожности, ни религиозных обычаев. Более интересным показалась идея «солдатских детей».
Впрочем, прочел с удовольствием.
Халвомёт, 17 марта 2013 г.
Читал, читал... Помнится в студенческую пору тоже размышлял, а если бы Русь (в лице князя) выбрала не православие, а другую религию. Правда я больше склонялся к католицизму, но мусульманство не чуждо русскому человеку (например — женщина почти полностью подчинена мужчине, к тому же женщин может быть несколько, вполне на законных основаниях:))
Книга Лернера «Мусульманская Русь» — одно из немногих, на сегодняшний день, произведений в жанре альтернативно-исторической фантастики, на мой взгляд, практически полностью отвечающее требованиям жанра. Альтернативность — относительная оригинальность избранной автором исторической развилки, в результате которой господствующей религией на Руси (в России) на века становится ислам.
Эту картину не портит даже осовремененный язык героев «романа в романе», поскольку читаются описываемые в «семейной хронике» события с точки зрения главного героя, действующего как «самостоятельная» личность.
Но все же книга, как бы это сказать... трудновата и скучновата для чтения. Рекомендуется любителям «серьезной» альтернативной фантастики.