Александра Маринина «Фантом памяти»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив ) | Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: 21 век | Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Вложенный
- Возраст читателя: Для взрослых
Почти два напряженных и плодотворных года жизни выпали из памяти преуспевающего писателя Андрея Корина. Считается, что это последствия автокатастрофы. Но чем энергичнее пытается Андрей восстановить утраченное время, тем очевиднее — причина гораздо глубже. Словно в зеркало, вглядывается он в окружающих, по крохам собирая свое прошлое. И все чаще взгляд его обращается на самого себя, ибо именно в нем таится причина этой странной амнезии. Какой поступок в прошлом заставил сознание Андрея вытеснить из памяти кусок жизни? Кто вокруг — друзья или враги? Откуда исходит опасность — ведь на него дважды покушались? И что откроется взору, когда его память внезапно прозреет?..
Входит в:
— условный цикл «Преступления правильной жизни»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Каролина Мира, 25 апреля 2023 г.
Для меня “Фантом памяти” относится к произведениям “другой Марининой”. В последние годы ее книги вне цикла про Петровку нравятся все больше. Видимо, мне уже не нужна “старшая подруга” в лице Насти Каменской, научилась жить своим умом, соглашаясь и не соглашаясь даже с любимым автором. А тут психологический детектив и моя любимая тема потери памяти: для человека с амнезией ничего не стоит создать “альтернативную реальность”, любую. Недаром об этом снимаются фильмы, пишутся книги. Жизни, которой вроде как нет, можно создать любой “посмертный образ”. И это пугает. Меня испугало с первых строк. Не зря.
Хорошо, что книга мне попала в руки вовремя: раньше я бы ее в себя не “вместила”, свое поведение с поведением главного героя книги, писателя Андрея Корина, потерявшего память, не связала бы. Решила бы “при чем тут я”. А была “при чем”. Закомплексованные люди это ходячий караул, и чем больше они стараются быть для всех хорошими, “золотыми червонцами” — тем больше это приводит к противоположному эффекту, тем вероятнее ими будут пользоваться, а не любить. И тем вероятнее они будут пользоваться другими, судить по функциональности, придумывать за других мотивацию. У зрелой Марининой красной нитью идет идея, что человек любит не реального человека, а тот образ, который ему близок и понятен. Хотя Андрей на фоне глубочайших комплексов родом из детства имеет несомненные достоинства в виде живого образного мышления, работоспособности, умения работать с материалом.
Окружение главного героя, конечно, из серии “врагу не пожелаешь”, но он сам “прикормил” их и сделал их такими. Только сын-подросток не играет никаких ролей и не демонстрирует отцу того, чего нет — привязанности. Остальные — мастера создания альтернативного мира, не имеющего к миру Андрея Корина ни малейшего отношения. А ведь он почти поверил, что он такой, о каком рассказывают жена, мать и литагент. Близким же виднее, какой он на самом деле, что он мог, а чего не мог… Горький финал героя естественен: глупо трясти тополь и кричать “Хочу бананов!”
Отдельно отметила для себя друга Андрея Бориса. От таких людей нужно избавляться, причем чем раньше — тем лучше, в детстве! Как бы хорошо они ни учились, какие бы ни были успехи в спорте, это не те поступки, которые формируют отношения. Если такой друг нравится маме — пусть мама его и усыновляет, холит и лелеет, пока он не начнет требовать невозможного и забирать себе самое дорогое.
“Роман в романе”, который начал писать Корин на лечении, меня не затронул. Я с осторожностью, мягко говоря, отношусь к размышлениям в Боге людей, далеких от Бога. Да, такое будут читать, но я не буду. Мировоззрения у нас с Мариной Анатольевной разные, что не мешают мне называть ее любимым автором. Но то, кем оказались дети Анны, меня поразило — в таком ключе я никогда не думала.
Вердикт: “другая Маринина” узнаваема, за что и люблю. Даже размышлениями о том, что никто никому ничего не должен. Но насчет убийства или другого явно деструктивного поступка как части жизненного пути не уверена. Есть явные ошибки и явные неправильные выборы. Зачем тогда Настя, ее команда и ее последователи ищут убийц? Если убить — часть чьей-то жизненной программы? Тогда и отсидеть тоже. В остальном — умело закрученный сюжет, медленное, поэтапное распутывание клубка, самое острое и болезненное — под конец и “человек-плюсик”, обладающий сверхспособностью. А за близкими мне приключениями Жизни и Смерти я обращусь к К.-С. Льюису или А. Десницкому.
Ouroboros_8, 19 декабря 2021 г.
? ОБЕЗЬЯНА С ГРАНАТОЙ, или ЗОЛОТОЙ ЧЕРВОНЕЦ В ВЫГРЕБНОЙ ЯМЕ ?
ЦИТАТА:
«Бог создал смерть единственно для того, чтобы люди научились любить и ценить жизнь».
(Александра Маринина. «Фантом памяти». 2002)
Память … Если бы можно было управлять ею по своему усмотрению: помнить счастливые моменты, которые хочется не забывать никогда, и забыть всё, что мучит тебя и не даёт покоя…
Во второй книге цикла «Преступления правильной жизни» – «Фантом памяти» (2002) Александры Марининой память и совесть – два краеугольных камня, на которых строится фабула и развивается сюжет романа.
Что лучше, вспомнить всё, что украла у тебя амнезия, или наоборот – никогда не вспоминать? Ты этого не узнаешь, пока не вспомнишь …
Александра Маринина когда-то полюбилась по серии детективно-приключенческих романов о Насте Каменской. Но постепенно она «вырастала» из Настиных «пелёнок»: её романы становились значительно глубже и содержательней.
Вот и «Фантом памяти» растревожил душу, заставил заглянуть вглубь себя, своей памяти и пристальней приглядеться к окружающим людям. Разбуженные чувства – разве не это признак настоящей литературы? А когда после прочтения ты ощущаешь покалывание в кончиках пальцев и не можешь заснуть, прокручивая в голове прочитанное, – это магия литературы.
Андрей Михайлович Корин – известный писатель не только у себя в стране, но и за рубежом, в 44 года попал в аварию; очнулся в больнице и из памяти выпали 1 год, 9 месяцев и 10 дней – с 18.07.99 г. Почти два года – срок приличный. На бессознательном уровне он не хочет вспоминать, что было в его жизни за это время. Такая амнезия называется диссоциативной.
Корин избежал ретроградной амнезии: он помнит свою жизнь – жену, детей от первого и второго брака, мать, погибшую сестру, друга детства – Борьку… и других людей своего окружения. Вот это-то окружение и играет важную роль в развитии сюжета романа.
Любопытство – не единственный мотив, способный разбудить уснувшую память: что же могло произойти в эти неполных два года, что он богатый, состоятельный человек почему-то отказал дать денег дочери от первого брака – Светке, 22-летней девушке, сменившей к тому времени двух сожителей? Он никогда ей не отказывал в деньгах …
Дальше всё начинает раскручиваться по нарастающей: повествование становится всё напряжённей, всё интересней. Содержание раскрывать не будем: не положено – интрига должна сохраняться.
По структуре «Фантом памяти» – это роман в романе. Этот приём органично вписывается в повествование, тем более, что главный герой – писатель. «Внутренний» роман Корина – фантастическая мистическая повесть, очень интересная сама по себе.
А вот люди … А что люди? Люди, как люди … Но только ли «квартирный вопрос их испортил»? Есть ещё кое-что. Гадкое. Неистребимое. Че-ло-ве-че-ское. Это желание манипулировать другими людьми, возвышаться над ними, подтрунивая, разыгрывая, унижая. И что характерно, такое вот желание запускает механизм цепной реакции: ты так со мной, а я с тобой вот так … И не важно сколько времени отделяет одно событие от другого: в памяти всё живо и в нужный момент всегда может быть поднято с самого глубокого дна. Закон Мироздания – Закон бумеранга! Иногда кажется, что всё свершается без твоего участия. Но это только на первый взгляд так кажется: всё закономерно.
Память формирует характер. Неправильное воспитание – детские травмы, полученные от родителей, не просто застревают в памяти – они «делают» тебя. Не потому ли в фантастической повести Андрея Корина детям Анны разрешено всё? Они даже посещают бар, где собираются взрослые люди… Напоминает воспитание детей в Японии: им до 5-летнего возраста разрешается делать всё, что хочется (Всеволод Овчинников, «Ветка сакуры») …
Дети и родители. Всегда интересная, животрепещущая тема. Она в «Фантоме памяти» – главная. Автор посягает на самое святое, говоря о том, что почему ВСЕ родители обязаны любить детей? Есть те, кто любит детей, но есть и те, кто детей своих не любит. Разве это не правда? Правда. Как и то, что есть те, кто любит чужих ребят, как своих. Не просто всё это …
***
Я благодарна случаю в выборе романа (хотя всё случайное – не случайно) и автору – Александре Борисовне Марининой за глубокую, содержательную книгу: чтение для души. Время, проведённое с такой книгой, прожито не зря.
Fiametta, 17 июля 2014 г.
Мне нравится, когда человек пытается вырваться из предписанной ему роли. Мне понравилась не сама мистика от Марининой, а тот факт, что Маринина не стала писать очередной роман о Каменской, а попыталась написать мистику. Увы, мистическая часть мне показалась довольно слабой и очень вторичной.
Детективная часть гораздо сильнее. Развязка непредсказуема (и опирается, как я понимаю, на подлинную обстановку в МВД), а одна фраза в начале оказалась «чеховским ружьем в конце» (
Роман — история человека, который слишком боялся конфликтов, слишком долго хотел быть хорошим, слишком долго терпел унижения