Константин Константинович Сергиенко «Дни поздней осени»
Это повесть о таинственной и чистой любви, которую пришлось пережить школьнице Маше Молчановой. Лето, респектабельная дача, размеренная жизнь состоятельных людей, ухоженный поселок. Только за соседним забором какой-то странный запущенный дом. Маша и её сестра Аня называют дом «чёрной дачей». И вот однажды на чёрной даче появляется странный человек. Любовь будущей десятиклассницы и неприкаянного героя развивается страмительно, непредсказуемо. Тут и эмоциональный подъем, и вспышки отчаянья, и муки неразгаданной тайны.
Повесть выдержана в классическом жанре любовного романа, однако в ней есть свои особенности вплоть до элементов фантастики.
Входит в:
— сборник «Самый счастливый день», 1990 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 143
Активный словарный запас: низкий (2574 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 38 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 14 октября 2020 г.
В этом небольшом романе Константин Сергиенко собрал все активно работающие клише советской подростковой литературы о первой любви, причём вывел на передний план то, что у В.Алексеева, А.Алексина, В.Киселева, Ю.Слепухина были примаскировано, прикрыто, убрано в подтекст. В «Днях поздней осени» подтекстов нет — все существенные мотивы выпячены напоказ, буквально до пародийности. Наверно, только Сергей Иванов был столь же откровенен, как Константин Сергеенко.
Томная девочка с томиком Пушкина, непонятая ни сверстниками ни родителями, взрослый мужчина, в которого она влюбляется (в 90% советских книжек про первую любовь девочка-лоли влюбляется в папика), семейные тайны, лирический фон угасания советской империи... Всё представлено, всё подчёркнуто, как положено. Плюс — и это немаловажно для 1983 года — в роман введена тема мистики, которая именно в начале 80-х было остромодной, именно в тот период практически все более-менее популярные книги, от демонстративно китчевого «Альтиста Данилова» Орлова до псевдоинтеллектуальной «Белки» Кима, строились на теме проникновения мистики в распадающийся советский быт.
Сергиенко при написании романа просчитал всё точно, к тому же одушевил текст личным отношением — вставил в роман свои собственные мечты и фантазии о красивых и тонких старшеклассницах. Однако что-то не сложилось.
То есть, роман был обречён на успех — на головокружительный мегауспех! — и, тем не менее, почему-то прошёл почти незамеченным. Обидно, да.
LinaSaks, 10 мая 2020 г.
В душе моей одни сомнения.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
<...>
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи...
А.С. Пушкин
Книга небольшая, но с такой удивительной мелодикой, что хочется читать ее долго, растягивать это удивительно звучание, переданное словами и чувствами.
Казалось бы, обычная история первой любви, обычной девочки, которая как во многих историях пытается выбрать кого же ей любить, как любить, что такое любовь. Но книга сложнее, она маленький период времени человека, который пытается себя познать. И все что рядом с ней помогает ей в этом. Человечек, познавая себя с удивлением открывает для себя мир вне. Заново видит родителей, сестру, дедушку. Все что было прочитано предстает в новом виде, герои становятся другими.
Книга хороша именно рассуждениями, то как главная героиня начинает разбирать себя, свои чувства и эмоции, наконец-то мы видим что-то больше плотского удовольствия в таких историях, наконец-то мы видим рассуждения, как возникают отношения, как возникает привязанность.
Местами это еще что-то детское, не до конца понятое, разобранное, видны слова взрослых, которые ты берешь себе не понимая полностью значения слов, выражений, самой сути сказанного.
«Откуда во мне все это? Наверное, воспитание виновато, благополучная жизнь. Недаром некоторые в школе считают меня высокомерной. Но я совсем не высокомерная, просто не умею разговаривать о пустяках, а если пытаюсь, это выглядит вымученным. Наверное, слишком большие у меня запросы. А что сама собой представляю? Избалованная девочка из хорошей семьи, в сущности, легкомысленная.»
Заметны и действия, что взяты от взрослых, возможно это еще не суть будущего человека, но это образец поведения взятый со взрослых людей, которые рядом. Их победная модель, которую забираешь себе. Ты еще не в состоянии ее объяснить так, чтобы перестать замечать, но уже пользуешься, как своим собственным методом.
«Могу ли быть до конца откровенной? Наверное, нет. Вот и тебе, мой дневник, не все говорю, нет, не все. И даже не потому, что кто-то может прочесть. Просто боюсь этих слов на бумаге. Стыдно. А сколько такого сокрытого у других людей, особенно взрослых? Целые тома невысказанного, запрятанного навек.»
Эта книга преображение девочки, в чуть более взрослое существо, которая сталкивается скорее не с неизвестностью, а с ответственностью за то, что говорит и что делает. За свою жизнь. Пусть мы видим будущее через других людей, но они как пример того, что будет с тобой, если ты не будешь отвечать за то, что делаешь. И одновременно книга — это удивительное сплетение снов и мечтаний. То, что бродит в пятнадцатилетних подростках, они одновременно могут быть и рациональны, и романтичны, и точно знать, чего хотят, и вдруг осознают смерть, как что-то неизбежное, разрушающее их планы. Они одновременно знают уже немало и очень много им предстоит открыть. Они не могут подобрать слов к своим чувствам, но уже готовы рассуждать про любовь. Они бунтуют, но по-детски, не дольше своей парты. Они осознают, казнятся, ищут выход и продолжают витать в облаках.
Очень трогательная, местами ранимая книга, но так прекрасна в том, как раскрывается душа, которая задумываясь о смысле жизни с удивлением спрашивает: «Неужели я живу/родилась только ради любви?»
Это, конечно не Каверин и его распахнутые «святая святых» из книги «Перед зеркалом». Но не менее вывернутая наизнанку душа подростка.
osservato, 17 марта 2015 г.
Эту книгу можно любить как хорошо знакомого тебе человека — знаешь все его недостатки, но он все равно тебе дорог. Меня «втянуло» в нее пару лет назад, этой осенью в очередной раз перечитывала. Это осенняя книга: нервная, тревожная, лиричная. Лихорадочная, я бы сказала. Удивительный для девочковой книжки сюжет: герой Машиного романа приходит неизвестно откуда, чтобы исчезнуть неизвестно куда, прошлое мешается с будущим, на лице одного человека проступают черты другого. Маша — просто хорошая романтическая барышня из интеллигентной семьи, ожидающая чего-то, Алексей — несколько невнятно прописанный персонаж, потрепанный жизнью и несчастливый молодой — ему нет тридцати — писатель (автор намекает на себя?). История, которая не может завершиться, точнее, должна завершиться по-другому и не сейчас — такую головоломку я встречала только у классических фантастов:) Невзирая на некоторую наивность, очень трогает.