Фёдор Абрамов «Братья и сёстры»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В деревне Пекашино на берегу северной Пинеги мужиков почти не осталось — они ушли на войну. Вот и приходится трудится в колхозе бабам, старикам да малолеткам. А где ж такими силами поспеть засеяться, обиходить оставшуюся скотину, да ещё и за детьми присмотреть ?
Первая публ. в журн. «Нева», 1958 г.
Входит в:
— роман-эпопею «Пряслины»
— журнал «Роман-газета, 1959, № 12», 1959 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 14 октября 2024 г.
Как жили наши отцы и матери, деды и бабки, прадеды и прабабки? К сожалению, когда у человека появляется желание узнать об этом, расспрашивать, как правило, уже некого. Роман Фёдора Абрамова о жизни советских людей в далёком 1942 году даёт возможность ещё чуть-чуть узнать о том суровом и страшном времени. История колхоза, в котором из-за войны остались только бабы, старики и дети, но с которого никто не снимал план поставок, конечно тяжела, но читать об этом надо. Тем более, что она, кроме всего прочего, ещё и заставляет задуматься о том, как мало мы ценим то, в каких тепличных условиях сегодня живём. Да ещё, как правило, и недовольны :(.
Написано интересно, но, наверное, в этом случае так и должно быть — жизнь и человеческие отношения всегда оказываются интереснее выдуманных приключений. Написано и познавательно — даже человек вроде бы как много знающий о том времени обязательно найдёт в книге что-то новое для себя. И ещё одно большое достоинство романа — его герои: их образы не только абсолютно живые, но ещё и надолго запоминающиеся. Как, например, можно позабыть разбитную бабенку Варвару или вынужденного рано повзрослеть Мишку Пряслина, оказавшегося в свои четырнадцать лет опорой всей многодетной семьи.
racoonracoon, 9 октября 2021 г.
Ожидал большего (отчасти из-за того, что несколько лет назад видел спектакль БДТ по мотивам). Догадываюсь, что в развитии советской литературы, размывании соцреалистического канона «Братья и сестры» сыграли важную роль. Но вне этого контекста, по Гамбургскому счету, роман средний. И, к слову, с соцреалистической традицией он связан сильнее, чем можно было бы подумать (хотя, учитывая биографию Абрамова, с чего бы это — так думать?). Различим даже базовый сюжет (как он описан Катериной Кларк в «Советском романе») о переходе из состояния «стихийности» в состояние «сознательности» — колхозницы Анфисы, которая становится председателем колхоза и вступает в партию. Другое дело, что этот сюжет обрастает деталями, которые в его прокрустово ложе без остатка не укладываются. В особенности связанные с личными неудачами и разочарованиями (выходит, что общее и личное благо пусть через раз, но расходятся, вместо того чтобы слиться в финальном экстазе). Получается такой соцреализм с человеческим лицом. Возможно, в следующих частях тетралогии эта тенденция набирает обороты — но я до них пока не добрался.