Михаил Елизаров «Мультики»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Главный герой нового романа — советский подросток конца восьмидесятых. Место действия — окраина промышленного мегаполиса, где дворовая шпана зарабатывает деньги на показе «мультиков» зазевавшимся гражданам. Но «произведение о детстве» трансформируется в сюрреалистический кошмар. Реальность подменяет мистификация, пространство и время мутируют, нарисованный мир диафильма оживает, обнажая бездну…
Номинации на премии:
номинант |
Национальный бестселлер, 2011 | |
номинант |
Премия Горького / Premio Gorky, 2014 // Писатели (публикация на итальянском языке) |
- /языки:
- русский (3), итальянский (1)
- /тип:
- книги (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Маркуччи (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PeregaRrr, 1 октября 2024 г.
Мультики – третий роман Михаила Елизарова. К творчеству Михаила Юрьевича я отношусь с почтением и трепетом, а к самому автору с уважением. Он человечище! Гвоздей бы наделать из него!
Пишет Елизаров самобытно. Его текста – это и задорное хулиганство, и хладнокровное насилие, и жуткая ледяная метафизика, и озорной наполненный кровищей глум, и грязная порнография, и философия развалившейся страны и много чего ещё. В его романах и рассказах тесно переплетается и чёрный юмор, и изуверства, и внутренние душевные уродства и глубокие мысли.
Приступим к Мультикам. Много подробностей сюжета и СПОЙЛЕРЫ.
Роман написан сплошным текстом. Нету ни частей, ни глав. Читателю в голову заливают сплошной поток предложений и слов. Текст начинается, как лёгкое подростковое хулиганство, а заканчивается как липкий ночной кошмар. Но обо всё по порядку.
Роман неформально, но отчетливо можно разделить на 3 части.
Часть первая. Хулиганская:
Перед нами подростковые приключения и мытарства главного героя Германа Рымбаева. Родители переезжают в крупный город и берут с собой сына. Герман связывается с дурной компанией, забивает на учёбу, пробует алкоголь, девушек и из прилежного ученика Рымбаева превращается в шпану по прозвищу Рэмбо. Компания Германа дерётся, пьянствует, ошивается за гаражами и добывает себе деньги на веселье. Денег хочется много и однажды старшие дружки рассказывают им про мультики. Мультики – представление и способ заработка. Компания юнцов берет с собой на промысел девушку, та надевает на нагое, юное и желанное тело только шубу и идёт вечером по подворотням. На пути ей попадаются мужики, бегущие с работы домой, часто навеселе. Девушка распахивает шубку, напоказ выставляя свои прелести. Тут же подлетает Рэмбо с компанией и начинают окучивать работягу:
- Мультики видел? Плати за мультики!
И работяги платят. Кто больше и смеясь, кто запуган и отдаёт трясущимися руками последнее. Подростки начинают хорошо зарабатывать. Покупают себе небывалую роскошь – магнитофоны, шмотки. За неделю показа мультиков каждый сшибает среднюю месячную зарплату инженера.
И до поры до времени всё идёт хорошо. Но однажды Рэмбо и друзья попадают в засаду ментов. Погоня, бегство, гололёд, толстые усатые, неповоротливые и потные мусора. Все врассыпную. Кто куда. Убежали! Пронесло. УРА!! СВОБОДА!!!! Да не тут от было. Рэмбо сцапали. Везут в детскую комнату милиции. Он ведёт себя дерзко, гордо. Огрызается, юморит. Товарищей не сдаёт. Пронесёт. Выпустят! Куда они денутся мусора эти?
Первая часть мне напомнила Харьковскую трилогию Эдуарда Лимонова. Да и сам Михаил Юрьевич часто отсылается к его творчеству и всегда с уважением говорит о деде.
Часть вторая. Липкий ужас:
В детской комнате милиции начинают творится странные вещи. Вроде обычные советские менты, да ведут себя по чудному. То оговорятся, то намекнут на побег – мол спасайся, пацан, пока ещё можешь, то робеют менты, то с ноги на ногу переминаются, перечитывая по десятому разу старинные плакаты на стенах. Вообще текст во второй части начинает словно сбоить. По нему, словно по экрану, идут помеху. То фамилия чья-то перепутается, то спотыкнёшься об предложение и возвращаешься к его началу, то какая-то несостыковка ломает голову и не даёт покоя, то за тёмным окном должна быть стена, а до неё не дотянуться рукой… Елизаров рвёт ткань реальности, плавно погружая Рэмбо в ледяной кошмар предстоящей ночи.
Германа помещают в странную совсем детскую комнату. В ней детские обои, разноцветная скатерть на столе, мягкие игрушки. В комнату через некоторое время входит причудливый специалист-воспитатель Алексей Аркадьевич Разумовский. Он угловат, хотя старается быть любезным. Алексей Аркадьевич просит называть его Разумом Аркадьевичем или просто Разумом. Такое вот у него было погоняло в детстве. Разум кажется Рэмбо смешным. Он его не боится. Над ним хочется издеваться и подтрунивать. Он жалок.
Разум Аркадьевич начинает крутить Рэмбо диафильмы. Они же мультики. Диафильм-мультик представляет из себя рекурсию, в которой подросток совершает гадские преступления, попадает в детскую комнату милиции, к нему приходит педагог и показывает ему спасительные мультики, в которых новый подросток снова творит зверства и бесчинства, снова оказывается в странной детской комнате и очередной угловатый учитель крутит ему диафильмы. Подростки после просмотра диафильмов раскаиваются и посвящают свою жизнь педагогике. Хоть и творили они злодеяния по малолетке, но система их исправляет и даёт шанс на новую жизнь.
На экране проектора появляется и сам Герман Рэмбо и реальность совсем скомкивается, становится изломанной, как фольга. То ли на самом деле, то ли в диафильме Герман, полностью потеряв самообладание и контроль, сдаёт Разуму своих товарищей и подруг… Рэмбо сломлен. Рэмбо раздавлен. Он больше не Рэмбо. Он снова Рымбаев Герман….
Мультики написаны живо, мрачно, угнетающе и кинематографично. Очень любопытно было бы глянуть, как эту часть книги перенесли бы на экран.
Это отрезок книги мрачен, безумен, шершав. Он словно рвётся. Перед нами настоящий хоррор, наполненный и кровью, и расчленёнкой, и Разумом, который словно длиннолапый паук плетёт свой диафильм в детской комнате, полночью сжирая разум горе-подростка.
Часть третья. Перевоспитание:
Непрерывный поток текста без новых глав опрокидывает Германа в обморок, после которого он приходит в себя в больничной палате. Родители напуганы, но что-то не договаривают Герману. Никто не упоминает Разумовского. Никто не попрекает Германа в хулиганстве. С ним случился припадок. Отец и мать переживают – неужели это будет с ним на протяжении всей жизни?? Лечащий врач успокаивает – Это не страшно. С этим можно жить, нужно лишь соблюдать простые правила и количество приступов уменьшится или они совсем пропадут.
Герман в смятении. Неужели не было ни Разума, ни мультиков, ни детской комнаты милиции? Неужели это просто эпилепсия? Но реальность подкидывает ему зацепки и намеки. То по почте придёт маленький тубус с диафильмом, который Герман так и не решится посмотреть. То в случайной детской книге, он увидит на рисунке юного Разумовского и себя. То пьяный отец на празднике совершенно трезвеет от вопроса о детской комнате милиции и закрывается у себя… Герман пытается пообщаться со своими старыми товарищами. Он хочет объяснить им, что никого не предавал. Но они его либо избегают, либо покинули город. Младший братик одного их его друзей-хулиганов говорит Герману, что тот сегодня «смотрит мультики»…
Герман подтягивает оценки в школе и оканчивает её почти с медалью. Он поступает в педагогический институт. Был ли это припадок, или Разум действительно проник к нему в голову, Герман не понимает. Он боится ответов. Но одно ясно точно – он вырвался из порочной рекурсии бандитизма. Он освободился из колеса Сансары разврата. Его судьба и предназначение – перевоспитывать юные и потерявшиеся умы.
С одной стороны, Мультики – это роман-хоррор. Но это не просто страшилка на ночь. Елизаров поднимает в книге вопрос воспитания. И воспитанием этим должно заниматься государство в том числе. Не спроста половина действия романа происходит в детской комнате милиции. Методы воспитания кому-то могут показаться страшными. Кто-то завопит, что это живодёрство, что это людоедство! ЭТО ФИРМЕННОЕ БЕЗОБРАЗИЕ!!!! Детей надо любить и лелеять. Но Елизаров показывает другую сторону медали. Елизаров спрашивает, а может ли шок сильно повлиять на неокрепший, заплутавший ум.
Финал в романе открытый. Читатель сам решит для себя, достойны и приемлемы ли методы Разума Аркадьевича и был ли он вообще этот Разум?
Третий роман Елизарова отличается от двух предыдущих. Он тоже о сломе эпохи. Он о разваливающейся Великой стране, о потерянном поколении, о советской системе образования. Но эту книгу я не могу назвать хулиганской. Она серьёзная. Она страшная. Елизаров в Мультиках не паясничает и не глумится. Он размышляет. Он даёт размышлять своему читателю.
Очень хорошо! Оценка 8 из 10-ти.
П.С. По своей структуре роман Мультики мне сильно напомнил фильм Остров Проклятых с Ди Каприо. Конечно в них разные посылы и смыслы, но такой же открытый финал и так же перемешались безумие и реальность.
Любопытно, что и фильм и книга 2010-ого года.
lwiw, 11 марта 2024 г.
Крайне увлекательная книга с неожиданными сюжетными поворотами. Традиционно для Елизарова щедро пропитана иронией и юмором, не смотря на то, что события описываются и страшные, и неприятные. Присутствует даже мощный гуманистически-воспитательный посыл, который заставил всерьёз задуматься. Язык богат и красив. Главное достоинство, на мой взгляд — это сама история. История, от которой не хочется отрываться, которая притягивает и формой, и содержанием.
sklif, 28 сентября 2013 г.
Каюсь, по принуждению начал знакомство с творчеством писателя))) И начал именно с Мультиков...
Сперва было непривычно читать нечто родом из оттудава, из социализма. Помню еще маленьким, в начале -середине 90-х дотянулись руки до еще старых советских книжек: буквари, учебники, повести-романы. Вот все как там, как счас помню) Сколько ж автору лет, подумал? И вообще выпал в осадок... Как?!!! Как такое можно сегодня написать?!
К чему я?
К тому, что для меня Елизаров — открытие последней пятилетки! Так когда-то начал читать Стругацких, потом Дика, потом Никитина... Здесь же совсем иное. Это даже не разворот на 180 или 360 градусов. Это просто — иное... Яркий пример того, как можно и нужно писать сегодня что-то и глубокое, и увлекательное. Я уже не говорю, что это действительно ужастик. Не триллер, не мистика, а именно ужастик. Попробовал представить, кто бы мог это экранизировать... И кроме Линча никого адекватного на ум не пришло. Увы, у нас наверное не выросло еще такого режиссера, который бы эти мультики переложил на кинообразы.
Скажу только так: эффект погружения из одной матрешки реальности в другую — сносит мозг. К концу книги чувствуешь себя изнасилованным и опустошенным. Словно на самом деле побывал в шкуре ГГ. Нечто подобное бывает, когда переживаешь яркий и очень правдоподобный сон с более-менее логичным сюжетом. Вот просыпаешься и думаешь: на самом деле все это было, или только сон... Бррр...
Gorhla, 9 марта 2020 г.
Тяжёлая, давящая, я бы даже сказал, губительная книга.
Внешне безобидно начинающийся в жанре перестроечного лиризма роман стремительно подхватывает читателя, увлекая за собой в чернильно-чёрную тьму. А, казалось бы, как всё неплохо начиналось: дворы, распад Союза, гопники, фарца, понимание накатывающего непонимания и безнадёги будущего, на этом фоне молодая и свежая поросль циничных, кусачих, хватающихся за любую возможность выбиться из серой советской массы подростков. Жизненно, местами смешно, чаще грязно, быть может, несколько театрально, а больше обыденно и, главное, до жути, до запаха жвачки «турбо» и изрезанных поколениями школьников желтоватых советских парт — ностальгично. «Вонючая школа, драки, клей, так я становился сильней». «Школа» Козлова. Романтика распада.
Пока Герман не попадает в
И вот тут Елизаров на полную раскручивает маховик своего таланта. Оторваться от кошмара, в который залипаешь вместе с незадачливым Германом, невозможно физически. Проезжаешь остановки в метро, читаешь, шагая по бесконечным, залитым мертвенно-жёлтым светом коридорам переходов и продуваемым улицам города, ведущим из ниоткуда в никуда. В голове — мультики, бесконечная рекурсия психопатии, насилия и крови, крови, крови, бешеным серпантином скользящая в самый нижний круг ада, где нет ни света, ни тьмы — ничего, кроме шипящего вонючего проектора и калейдоскопа мерзостей, обозначающих, вроде бы, путь к спасению — но какой ценой?
Выхода нет, и, посмотрев «мультики» Алёшки-Разума один раз, читатель вместе с Германом обречён. С этой дорожки уже не сойти.
Елизаров мастерски влезает в голову. Был такой рассказ у Каганова, «Заклятие духов тела», где автор в предисловии безо всяких шуток предупреждал, что при написании им использованы какие-то там приёмы НЛП и впечатлительным читать рассказ не рекомендуется. Рассказ хороший, без дураков. Так вот, у Елизарова бездна, в которую он так ловко заставляет смотреть читателя, таращится в ответ настолько ... естественно... что Каганову, при всём его мастерстве и не снилось. Уже много кто сравнивал «Мультики» с «Заводным апельсином», это и правда схожие вещи, но если у Бёрджесса мы смотрим, как мучается Алекс, то у Елизарова мы мучаемся ВМЕСТЕ с Германом.
Елизаров всегда был мастером истончения реальности, это хорошо видно в его старых вещах, таких как «Сифилис» или «Госпиталь», но в «Мультиках» он достигает вершины своего шаманского дара; тем смешнее читать якобы беспомощные страхи лирического альтер-эго автора в рассказе «Берлин-трип». Какой там гашиш!.. попав в мозг автора, он должен был в панике распасться на атомы, ибо культивируемое Елизаровым безумие не снилось самым брутальным психоделикам. Елизарову не нужна химия, чтобы вскрывать допаминовые каналы — он взрезает их простыми чёрными буковками на белой бумаге.
А при чём тут «Мультики»? Да, в общем-то, ни при чём. Елизаров мог написать любую другую вещь с любым другим сюжетом, суть книги от этого бы не поменялась: ломовой двухсотстраничный кошмар без проблеска надежды.
Я подчёркнуто не касаюсь таких вещей, как слитая концовка, открытый финал, подвешенные немые ружья, клишированные персонажи. Они не имеют значения. «Мультики» — это не литературная еда и не десерт, это чёрная таблетка.
Одна из самых страшных книг, что мне доводилось брать в руки. Читать людям с неустойчивой психикой, склонным к беспокойству, тревоге или злоупотребляющим наркотиками СТРОГО не советую. Детям — ни в коем разе!
Впрочем, непонятно, кому вообще эту книгу можно посоветовать. Каждый должен открыть для себя её сам.
anpadov, 21 октября 2023 г.
Форма перевешивает содержание. Да, это полноценный хоррор, хоть сейчас иди и экранизируй. Написано четко, красиво. Сюжет захватывает. Но если честно, я в душе не представляю, что я могу подцепить из книги. О чем эта книга? Я не знаю, ни о чем. Какие можно сделать выводы из прочитанного?
Книга то крутая, но книги Елизарова походу не мое. Песни нравятся, а вот после книги — лишь душевная пустота и тревога.
Pupsjara, 14 марта 2011 г.
Второй и наверное последний прочитанный мной роман Елизарова. Как и «Библиотекарь» этот роман неоднозначен, его трудно назвать плохим романом, да и автора трудно назвать плохим писателем, но опять не сложилось. Роман состоит из 3 частей: затянувшегося на 100 страниц пролога, основной части-просмотра мультиков и эпилога. Пролог рассказывает о трудовых буднях так называемых трудных подростков, зарабатывающих себе тряской денег на вино и сигареты. Эта наиболее понравишаяся мне часть, приятно было окунуться в те времена, я как раз был тогда тоже школьником, особенно понравился трюк с мультиками, не слышал раньше об этом. Основная часть к сожалению для меня оказалась полным провалом, ничего не понравилось: ни персонажи, ни действие, ни сюжет, но подозреваю, что любители комиксов и психоделичного сюра могут найти для себя здесь что-то интересное. Финал тоже больше разочаровал, чем понравился, все-таки хотелось бы немного больше оптимизма и поменьше черных красок.
Вот такое впечатление осталось у меня от этого необычного романа, не буду его рекомендовать, поклонники автора его и так прочитают, другим трудно советовать, уж очень предсказуема полярная реакция на этот роман.
AlexSos, 9 ноября 2013 г.
Родись Филип Дик в Советском Союзе, звали бы его тогда… Конечно же, Михаил Елизаров. И писал бы он книги, подобные «Библиотекарю» и «Мультикам»… И мир бы тогда «советский Филип Дик» описывал хоть и через призму своего незаурядного воображения, но все-таки свой, родной, совковский. И даже стиль автору менять не пришлось бы!
Искренне рекомендую всем, кто любит крышесносящий сюр да и просто хорошую самобытную литературу.
Stout, 9 октября 2011 г.
Интересная идея, которую вполне можно было бы раскрутить на полноценный триллер с элементами хоррора. Однако замах на рубль породил лишь 15-копеечный удар (потому и 6 баллов). Причин тому, как мне кажется, две: чрезмерная затянутость второй части и отсутствие финала как такового. Действие обрывается, оставляя читателя с кучей вопросов и чувством недоумения и неудовлетворенного любопытства: мол, я честно вникал во весь этот бред и мерзость второй части, а автор свернул пространство без объяснений и свалил. Неуважительно! :) В самом деле, даже при превосходно прорисованной первой части на одной только интересной идее произведение не вытащить. Кстати, меня с начала второй части не покидало ощущение некоторого родства «Мультиков» и «Стража» Чарльза Маклина. Однако Елизаров, по сравнению с Маклиным, гораздо лучше владеет языком и поддерживает интерес читателя к происходящему более грамотно.
И последнее. Огромное спасибо Валерию Кухарешину, который озвучивал аудиокнигу! Пожалуй, в печатном варианте произведение смотрелось бы менее интересным. Потрясающее исполнение обеспечивает эффект почти полного погружения в атмосферу «Мультиков» и помогает лучше воспринимать события второй части.
volodihin, 7 мая 2022 г.
Книга «Мультики» — чёрная, страшная, наполняющая чувством безысходности, но, в то же время, с точки зрения стилистики, языка, прорисовки психологического профиля персонажей, — совершенная.
В сущности, Елизаров пишет о двух болезнях нашего общества. Когда-то, в стародавние времена, оно жило в «золотом веке», пребывая в мирном, нормальном состоянии. Эта ушедшая эпоха видна по первым страницам, по жизни главного героя в Краснославске. Затем оно тяжко урбанизировалось и утратило понимание того, есть ли у него смысл, ради которого стоит жить. Ну... разве что семья... да и то как-то размыто. Зато появилось обилие злой свободы, свободы творить пакости, пить, познавать девочек с малолетства, драться до увечий, заниматься гопничеством, убивать, иначе говоря, не сдерживать себя во зле, спокойно погружаться в юную, энергичную подлость. Лекарством от этого считается право государства на насилие, применяемое к тем, кто распорядился своей свободой во вред прочим: убивал, грабил, насиловал, гопничал и т.д. Но насилие, вместо того, чтобы честно играть роль лечебного средства, само превращается в болезнь. Когда древнее жало государства жалит очередного юного уголовника или хулигана, в этом акте проявляется нечто сатанинское, инфернальное. Душа ужаленного теряет право на свободу воли, дарованную Богом, душа раздавлена. Пусть отныне это примерный член общества, прилежный труженик, с течением времени способный стать педагогом, но изнутри он разрушен, его коснулось вечное зло, и он теперь до конца жизни в ужасе, больной, жалкий человек.
Ситуация без конца повторяется цикл за циклом. Больная свобода — плохо. Инфернальный деспотизм — еще хуже. Надо что-то третье, надо вернуться в Золотой век, в старые добрые времена, но... непонятно как. Откуда взяться третьему варианту, когда система на полном ходу, и она давит, давит, давит?!
Тупик. Мы в тупике, вот что сообщает читателям Михаил Елизаров.
Dunaewa, 6 мая 2017 г.
Лучший роман Елизарова.
Его можно рекомендовать как превосходный образец современного хоррора — если в большинстве произведений данного жанра вступительная часть, где описывается обыденный мир героя, еще не столкнувшегося с ужасным, навевает скуку, то в этом романе благодаря чудесному языку писателя оторваться от чтения попросту невозможно.
Мне очень понравилось постепенное нагнетание страха — смущающиеся милиционеры, меняющиеся машины, чудаковатые воспитатели — все это очень хорошо подготавливает читателя ко встрече с неизвестным.
Kobold-wizard, 22 октября 2016 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/795559.html
Второй на моем пути роман Елизарова. На этот раз я ограничился электронной копией, хотя обложка — зачетная.
Более-менее общим местом для произведений автора является прочное укоренение текста на советском массиве. В «Мультиках» все начинается в 1988ом, когда восьмиклассник Герман Рымбаев переезжает с родителями в большой город из родного Краснославска. Его прошлая жизнь предстает утопией советской детской литературы с теплым солнцем, верными друзьями и бабушкиными пирожками. Жизнь же на новом месте можно охарактеризовать заезженной фразой «связался с плохой компанией» — местная школа принимает его холодно, зато улица быстро берет в оборот Герку, накаченного на турнике и отнюдь не трусливого. Здесь сталкиваются по сути две ипостаси советского детства: та, которую помнить хотят, и та, о которой стараются умолчать. Через пару лет гопники времен Перестройки разведут беспредел по всей стране, но пока они оставались страхом таящимся в подворотнях. Хотя сцена мордобоя в видеосалоне, когда один из главарей пытался подмять предприятие под себя, тоже примечательна.
Заглавное слово всплывает далеко не сразу. Раньше я слышал про такую шутку под названием «показать чебурашку» — идущему по ночной улице мужчине предлагают показать чебурашку, и пока он не опомнился встречная девушка распахивает перед ним пальто, показывая сиськи, а затем соучастники девушки требуют с незадачливого зрителя деньги за просмотр. Разница между мультиками и конкретно чебурашкой, видимо, в размерах чебурашек. Такой относительно честный метод отъема денег у населения становится золотой жилой для банды Рымбаева. Тревожащих мыслей о противозаконности предприятия у него не возникает. Он инициирован в этой системе координат, свободно существующей параллельно с остальным миром. Этот поезд в огне и стремительно несется в приятном Настоящем, и еще до сих пор катится в триколорном Будущем.
Все обрывается на Детской комнате милиции №7, куда милиция привозит пойманного Рымбаева после очередного дела. Здесь его передают в руки Алексея Аркадьевича Разумовского, специалиста и педагога, работающего по оригинальной методике. Он показывает Герке диафильм, повествующий о его, Разумовского, жизни. Педагог в рассказе выступает маньяком, который в школьные годы убил и расчленил трех знакомых детей. От колонии его спасли все та же Детская комната милиции №7 и педагог Гребенюк со старинным фильмоскопом, показавший Алешке Разуму диафильм о своем преступном детстве... Получается конический рассказ, в котором основанием конуса выступает те самые преступные месяцы жизни Рымбаева. «Потом меня всего вздернуло, будто резко потянули невидимый линь. Я ощутил что-то вроде безболезненного крючка внутри головы, а затем меня поволокло наверх…» И конус, пройдя через вершину, начинает разворачиваться в обратную сторону — мальчику показывают, как вчерашние малолетние преступники превращаются в педагогов с проекторами. Кадр за кадром история повторяется, и в итоге Рымбаев видит на экране себя, кающегося в участии в мультиках. История попахивает безумием и чертовщиной — начиная с ареста, мальчик выхватывает абсурд реальности.
В третьей части версия безумия укрепляется — Герман просыпается в больнице, где врачи и родители говорят о случившемся приступе. Все молчат о Детской комнате милиции №7. Жизнь Германа серьезно меняется — теперь он считается больным, а потому больше замыкается в себе. Товарищи по чебурашкам куда-то исчезли, и если бы не оставшиеся следы былых похождений: деньги и магнитофон, то можно было бы думать, что ничего и не было. Разве что периодически, раз в пару лет, Герман получает напоминания о том времени — например, приходит коробочка с диафильмом «К новой жизни».
Первое, что приходит на ум при прочтении, это то, что Елизаров опять предлагает литературную порнографию с советской темой. Нет, здесь речь не о привычных теперь сиськах-письках, которыми полнится интернет, а о порнографии как отображении поведения, освобожденного от оков морали. Рассказ о детском бандитизме, включая кровавые дела Алешки Разума, Елизаров подает откровенно, с присущей ему мясистостью. Оно притягивает взгляд, как передачи НТВ притягивают взгляд пенсионерок к телевизору. Читатель тем самым становится подельником Рымбаева, чтобы с ним пройти через «очистительный свет».
Отсюда начинается второе откровенное сравнение — сцена с просмотром диафильма похожа на «Заводной апельсин» Берджесса. Только все ограничивается внешним сходством. Берджессовского Алекса ломали образами насилия до такой степени, что вызывали у него аллергию. Разумовский же выступает как нечто, переформатирующее саму реальность — Германа вырывают из плохой компании и награждают болезнью, которая с одной стороны спасает его от колонии, но с другой — лишает свободы выбора. Главный герой выходит на уготованную ему колею.
Мистика в романе подана в верном, хоть и крайне некомфортном ключе. Что-то вроде дьявольской хромоты Люцифера-Разумовского, считывается легко, но большая часть «странных» нестыковок реальности остается необъясненной. В 1989ом наша страна попадает практически в такой же круговорот, когда нельзя полностью осознать, что же в действительности произошло. Возможно, общество влипло в телевизионный мир, в котором прошлое и будущее может пересочиняться на раз-два-три, а быть может оно просто сошло с ума, и раз в пару лет происходят новые припадки. В последнем случае остается только последовать советам доктора Божко: бегать трусцой, вести более спокойную половую жизнь и поменьше смотреть телевизор и сидеть за компьютером. Уж с Люцифером-то Божко справится.
Итого: Виктор Топоров увидел в этой книге цепочку перерождения ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, Андрей Аствацатуров — идею украденной души, а некий Михаил Бойко — полную историю психического расстройства. Роман, дающий такое поле для трактовок, по-моему, достоен прочтения, но признаю, что елизаровская фантасмагория получилась трудной для анализа. Роман читается легко, хотя местами и обжигает мясными подробностями.
rustamblade, 12 сентября 2012 г.
Белой завистью завидую Елизарову, очень радует что у моего ровесника из под пера рождаются такие произведения. Еще с «Библиотекаря» замечаю что все детские воспоминания , советский быт, поведение тех людей пионерский энтузиазм все совпадает с моими ощющениями и воспоминаниями. Как ни странно это звучит, даже читая такой ужастик как «мультики» мысленно возвращаюсь в детство и разговор с представителем детской комнаты, после задержанием меня милицией. И тогда было страшно, и теперь читая мультики еще страшнее. Считаю, что мультики побили на всех фронтах полицейского из библиотеки. Рекомендую к прочтению, а «любителям» советского строя просьба не беспокоится.
Андрей Юрков, 12 мая 2023 г.
Из трех прочитанных романов автора (ещё Библиотекарь и Земля) этот произвёл на меня наибольшее впечатление. Хотя я бы скорее назвал это максимально развёрнутым рассказом, чем романом. Сам «мультик» написан действительно страшно, я при чтении чуть сам не свернулся в позу смотрящего мальчика. Очевидные вещи вроде вторичности по отношению к «Заводному апельсину», хромого Мефистофеля и преемственности спецслужб вроде бы упомянули. Все как обычно у Елизарова, мастерски написанный, наполненный отсылками, увлекательный и пустой внутри текст.
Эрик Дрейвен, 30 декабря 2022 г.
В этом романе нет никаких глав и «подглавков» — сплошной текст, тем не менее мысленно я его всё равно разбил на три части. Тот случай, когда резко рванувшая вперёд шикарная иномарка, прямо в процессе движения превратилась в скрипучую телегу, запряжённую замученной клячей.
Часть 1. Хулиганская.
Начиналось всё бодро и многообещающе. Парнишка по имени Герман Рымбаев («Нет, я не чурка! Я русский!!!») переезжает из маленького городка на окраину мегаполиса и попадает под влияние местной шпаны. И с «маленькой помощью» новых друзей, Герман быстро освоил обычные «шпанинские занятия» — бухать и курить за гаражами и время от времени промышлять отбором денег у менее борзых сверстников. Однажды ребятишки додумались до «мультиков» и вышли на «другой уровень». Суть такова — стали брать с собой на промысел девушку, одетую в одну лишь шубу. Девушка заприметив одиноко идущего мужика, подходила и на несколько секунд распахивала свой единственный предмет одежды. Тут же подгребали пацаны:
— Мультики видел? Раз видел, плати!
Мультипликационный бизнес шёл в гору, ребятишки даже нашли ещё одну девушку и разбились на две бригады — расширение фирмы так сказать, пока однажды удирая от ментов, «не чурка» Рыбмаев не поскользнулся ......
Часть 2. Мучительная.
Первая часть написана живо, убедительно и в какой-то момент даже напомнила мне собственные «весны моей златые дни», обещая хорошую криминальную драму в стиле «Бригады», но бесстыдно обманула. Ибо дальше начался полный сюрреализм (использую как ругательное слово) ..... лучше бы не начинался. Герман оказался в детской комнате милиции, которой нет и в воспитательных целях, неприятный дядька включил диапроектор и показал «мультик» о похождениях 12летнего потрошителя Алёшки Разума. Сначала было даже интересно и я почувствовал лёгкое дуновение хоррора ...... пока в «мультике» другой дядька не стал показывать Алёшке другой «мультик». А в другом «мультике» не появился ещё один дядька, угадайте с чем? Ага, тоже с «мультиком». Мультики внутри мультиков и даже внутри мультиков мультиков. Перед пыткой «мультиками» отдыхают и китайские пытки и пытка апельсинами из фильма «Спортлото 82». Мне хотелось выть в голос вместе с Германом, когда же это закончится.
Часть 3. Никакая.
Довольно долгая беседа Германа с врачём и непростое осознание, «что он уже никогда не будет прежним». Всё. Больше ничего не происходит ..... разве что мой вздох облегчения — «Мультик закончился. Слава Богу!». А ведь отличная могла бы получиться книга, без этого вот всего, сюрреализма.
Manowar76, 7 октября 2019 г.
Почему решил прочитать: давно собирался
В итоге: «Библиотекаря» я читал сразу после выхода. Потом прочёл шокирующий (куда там Паланику), но талантливый сборник ранних рассказов Елизарова «Красная плёнка». Спустя десять с лишним лет, в 2019-м, наткнулся на сборник эссе «Бураттини. Фашизм прошёл» и остался от него в полном восторге.
Решил прочитать «Мультики», самый свежий на данный момент роман автора.
Сознательно ограждал себя от рецензий.
Коротко про сюжет.
Первая треть — будни гопника в начале перестройки. Очень достоверно и натуралистично. Неспешно, хорошим слогом, со смачными чернушными, физиологическими подробностями, драками, пьянками и грязным сексом.
А потом бац, и, начинается фантасмогория тире мистика. С ещё более жуткими деталями.
Не раскрывая сюжета скажу, что рассматриваю роман, как качественный анамнез психического заболевания. Принимая эту точку зрения, в сюжете остаются небольшие нестыковки, но их меньше, чем если допустить, что весь сюр в «Детской комнате милиции» происходил с героем на самом деле.
По завершении романа почитал рецензии. Чего не вчитывают в роман. И Сорокин, и Кафка, и Кинг, и концептуализм и прочее, прочее, прочее.
Роман отличный! Вечером начал, на следующее утро закончил.