Эдуард Скобелев «В Стране зеленохвостых»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Маленький провинциальный городок встревожен: в последнее время прямо на улице стали исчезать маленькие дети. Друзья Арбузик и Бебешка принимают решение разыскать пропавших и отправляются в путешествие, полное опасностей и приключений...
Входит в:
Экранизации:
— «Полёт в страну чудовищ» 1987, СССР, реж. Владимир Бычков
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 12 июня 2021 г.
Как непосредственный участник процесса. свидетельствую, что в середине восьмидесятых в Беларуси среди школьников среднего возраста был читательский бум на дилогию Скобелева про приключения Арбузика и Бебешки. Не меньший, чем спустя поколения на сагу об Игоре Гончарове, то есть Гарри Поттере. О чем, в принципе, и свидетельствуеь тираж — сначала 250 тысяч, затем еще 125 тысяч экземпляров. В локациях Беларуси это весьма солидные цифры. И книги в магазинах не залеживались.
И, надо заметить, у не очень детского писателя Скобелева получилась хорошая сказка. Читая сейчас взрослым взглядом, видишь, конечно, стрательное упрощение подачи материала, но в школьные годы прокатывало на ура. Провинциальный городок, дети младшего пионерского возраста, приключения, ходячие (и летающие) крокодилы, свободу — попугаям. Развитие сюжета — наше все.
Теперь больше замечаешь аллюзии на государственный строй. От незаметной критики социализма (и все побежали ремонтировать запруду) до откровенного стеба про узурпаторов, держащихся синими пальцами за власть. И забавны моральные наказы детям, якобы растворенные в тексте — от «не разговаривайте с незнакомцами» до профилактики вирусных заболеваний.
Небольшие детали, правда, вызывали удивление. Вы уверены, что папа Мухоморов всегда будет звать своего сына Мухоморчиком, а мама Бебешкина сына Бебешкой? И всех-всех детей строго по кличкам — производным от фамилий? Например, так и непонятно, какие имена были у главных героев. Некоторые сюжетные ходы весьма странны — у матери пропал сын, поэтому она будет жить у соседа, у которого тоже пропал сын.
Ну, и значение «бога из машины» Чиха было куда больше, чем полагается даже в детских сказках.
Но читается с интересом, вовсе не основанном только на ностальгии (а таких примеров, к сожалению, много). К сожалению, понятие «маркетинг» в Беларуси отсутствует и пихать будут, скорее, Таню Гроттер, нежели, действительно стоящие работы. Таков менталитет. Продолжение дилогии, кстати, вышло снустя 20 лет после написания. Тиражом аж в 1000 экземпляров. Сказке конец. Да и писатель умер три года назад.
P.S. Иллюстрации к книге — шикарные. Фильм, снятый по горячим следам — прескучнейший.
ibel, 22 января 2016 г.
Одна из самых любимых книг в детстве. Есть всё, что нужно для хорошей сказки. Дети-храбрецы, полетевшие спасать других детей и сами попавшие в передрягу; волшебная страна с заколдованной рекой; злой царь-волшебник, превративший своих подданных в овец, чтобы удобнее есть было. Даже разговаривающее биологическое оружие имеется
А вот продолжение — «В стране голубых туманов» — в детстве показалось несколько занудным (слишком уж много нравоучений, такое ощущение, что автор попытался пересказать «Как закалялась сталь» в виде детской сказки).