Святослав Логинов, Ник Перумов «Фэнтези каменного века»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Каменный век
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мир, созданный двумя признанными лидерами российской фантастики, необычен, и уже поэтому притягателен. Цикл обладает своей стилистикой и атмосферой. Он живет. И живут в нем существа разные. Сильные воины и страшные демоны, великие шаманы и древние боги. Люди и нелюди.
Содержание цикла:
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oleg83tt, 29 мая 2023 г.
В начале 00-х годов, когда стал более близко знакомится с жанром фэнтези, данная дилогия попадалась на глаза, но всегда отталкивала тремя словами – «фэнтези каменного века». Через 20 лет прочитал.
С одной стороны, обе книги написаны в редком для данного жанра временном промежутки, который лично мне не приглянулся. Атмосфера есть, но, если сравнивать со многими другими произведениями, как по мне, не полно, не всегда хватает объема и внимания на мелкие детали. Плюс, просто и однообразно.
С другой стороны, мир пропитан тревогой, загадкой и неизвестным, причем неизвестность местами давит, в хорошем смысле этого слова. Также слог, он необычен и индивидуален, можно сказать, такого сейчас нет, а если есть, то пока не встречал.
Отдельно отмечу… «Это Кюлькас!.. – проорал старик в самое ухо Унике. – Бежим!». Уникальный монстр, это было круто.
Для тех, кто хочет попробовать что-то новое в фэнтези направлении, то рекомендую к прочтению.
Стронций 88, 28 декабря 2021 г.
Помнится, с каким упоением я читал «Чёрную кровь» много лет тому назад, в юности, как я был этой книгой очарован. Перечитав, конечно, что-то из этого очарования отпало. Стилизованный язык временами казался нарочитым, а иногда и наламывался на умные словечки типа «диатриты» и так далее. И уши мифа, уши сказок полезли. Да и вообще – фэнтези каменного века? Скорее раннеславянское (очень-ранне-словянское) фэнтези… Но это всё же был классный роман. Хорошая история. Напряжение. Яркие герои. Отличный мир. И это ощущение рушащегося мироздания, ломающего извечную жизнь. И паломничество в поисках причин и средств к избавлению…
И от «Черного смерча» я ожидал увидеть что-то подобное. Но – не увидел. «Чёрный смерч» оказался инерцией, топтанием по уже хоженому, рыхлой калькой, побледневшей во всём…
И дело тут, мне кажется, не в отсутствии Перумова. Всё-таки Логинов и в одиночку автор очень мощный. Мне просто кажется, что циклы – это не для Логинова. Я не читал все его произведения, но у меня о Логинове сложилось определённое впечатление. Мне кажется, для него важно качество, а не количество. С его-то именем он вполне мог шарашить по десятку романов в год, и они покупались бы, но он этого не делает. Да, возможно, и не умеет попросту. А ещё он отлично создаёт миры – даже в небольших его произведениях есть свои маленькие миры. Но они на один раз – и это не минус! – просто он использует их полностью и сразу, даже когда, кажется, что там ещё есть место для продолжений… У Логинова нет продолжений (незаконченный «Сидящий на краю» не в счет, так как он не закончен). Кроме «Чёрного смерча», как исключения подтверждающего правило. Романа будто бы и написанного без желания и выдумки, как некое обязательство. Или как опыт – попробовать, как и многие другие, сделать по лёгкому, не напрягаясь, на лаврах первой книги и собственного имени. Опыт, видимо, не очень-то понравившийся самому автору – иначе были бы и другие продолжения. И хорошо, что так…
Шербетун, 21 ноября 2019 г.
Романтика палеолита.
Романы «Черная кровь» (первая часть дилогии «Фэнтези каменного века») и «Черный смерч» (вторая часть дилогии написана Святославом Логиновым в одиночку) представляют собой довольно необычный образец отечественного фэнтези. В некотором роде это сочетание из квеста, исторического романа, героического фэнтези и социальной фантастики.
Романы хороши, они словно сказка для взрослых, но сказка довольно мрачная, тяжелая, как и сама жизнь, ведь многие герои произведений сложили головы в битве за свою семью, род, племя. Интересно описание быта героев, обрядовости, взаимодействия с другими племенами. Все герои разные по характеру и возможностям, это безрукий мудрец-шаман, юный воин, мощный глава рода, влюбленная девушка,.. – у каждого из них свои мечты и задачи, но все они двигаются вперед вопреки препонам. Да и объединяет их надежда, ведь за ними стоит племя, а значит, если выживет хоть один из семьи-рода-племени, то и жизнь будет продолжаться.
В первобытном мире, нарисованном Перумовым и Логиновым, органично сочетаются анимизм, шаманизм и элементы различных ранних религий и верований, как славян, так и народов Востока. По страницам книги бродят мамонты, гигантские птицы и выдуманные создания, там живут люди и фантастические существа, духи стихий и божества. Очень хороши и описания природы. Вообще, если подумать, то по мотивам дилогии могла бы получиться неплохая экранизация — с масштабными битвами людей и первобытных чудовищ, прекрасными нетронутыми цивилизацией первозданными пейзажами.
Но, невзирая на оригинальность сюжета, всё же мне показалось, что идея раскрыта не до конца, мне не хватило полноценной реализации конфликта персонажей, а вот конфликта стихий было предостаточно. Осталась некоторая недосказанность, ведь были логические нестыковки в сюжете, да и герои порой обезличивались, словно авторы забрасывали в некоторых сценах прорисовку образов, отвлекаясь на что-то другое.
И да, здесь все же больше фантазера-Перумова, чем философа-Логинова. Так уж получилось, что сюжет книги явно «перумовский», а вот язык и стиль больше «логиновский», но, к сожалению, именно рассуждений-философствований, которыми изобилуют произведения Логинова мне и не хватило, поскольку основной упор был все же сделан на динамику, батальные сцены и квестовые «прогулки».
xdma, 1 марта 2019 г.
«Фэнтези каменного века» — на мой взгляд не слишком удачное название для этого небольшого и, явно заброшенного авторами, цикла. В двух романах цикла очень мало от «каменного века» как я его понимаю, скорее это — «раннеязыческое фэнтези», если можно так выразится. Язык повествования хорош, весьма подробно прописан мир — суровый, недружелюбный и малопонятный, в котором люди, сбившись в обособленно живущие роды(состоящие из семей) занимаются в основном выживанием и продолжением своего рода. Людей со всех сторон окружает масса опасностей — буйные стихии, непостижимая магия, злобные духи и «нелюди». Но и между человеческими родами редко случается мир и согласие, чаще — смертная вражда. Атмосфера цикла великолепна — мрачноватая, тревожная, тягучая. Читатель знакомится с миром посредством людей из рода Зубра. На долю людей разных поколений выпадают множество тяжёлых испытаний, кровавых битв, грандиозных катаклизмов. Персонажи непрерывно в движении, они постоянно путешествуют, сражаются, решают сложные задачи. Но в этом мире так же хватает места и любви — робкой, чистой, но самоотверженной. А ещё есть место размышлениям о взаимоотношениях между существами, населяющими мир, об эволюции в целом...
Из недостатков я бы отметил затянутость местами (обратную сторону подробных описаний, создающих атмосферу мира), и некоторые скомканные моменты в сюжете, отражающиеся на понимании происходящего, в частности — отсутствие внятной мотивации действий шамана рода Зубра.
В целом — интересный цикл, достойный продолжения.
порубеж_ник, 1 марта 2019 г.
Отличная дилогия. Хороший и легкий язык, увлекательный сюжет. А главное — смелая фантазия. Для русской фантастики, безусловно, это пример фэнтези, которой можно гордиться. Пусть оно и не славянское, но доморощенное) и классное!
Greensign, 20 января 2013 г.
Не сказал бы, что фэнтези каменного века — столь хорошая идея.
Для того, чтобы погрузить в аутентичную тому времени атмосферу, нужно очень хорошо в нём разбираться. А если учесть, что даже о неолите мы знаем совсем немногое, писателям придётся многое реконструировать, выдумывать самим, не скатившись в повторение известных клише. Последнее как раз в этой дилогии не удалось.
В обществе, рисуемом нам авторами, нет сложной иерархии, нет достаточной для «погружения» в книгу системы суеверий, а главные герои, к тому же, по своим взглядам на жизнь довольно близки к людям современным. Сюжет повторяет штампы классического фэнтези, только вместо драконов у нас стихийные духи.
Как плюс можно отметить логиновское философствование, но на фоне текста оно не выглядит естественным.
Итог: смелая попытка, слабая реализация.
Lantana, 11 мая 2012 г.
Начало первой книги мене понравилось: описание быта, мира было вполне интересным. Правда, собственно каменный век авторам построить не удалось, от века тут только соответствующие орудия, но, тем не менее, было вполне интересно. Пара эпизодов хороша, а именно суд над девушкой или как юноша доказывал, что он человек.
А вот все остальное… половину первой книги занимает местное «хождение за три моря», излишне подробное и довольно скучное.
Отдельным пунктом идет странное, чтобы не сказать нелогичное поведение шамана. И до самого конца я так и не смогла увидеть смысла в его действиях. Выглядит так, словно соавторы хотели усложнить гг задачу, поэтому волевым решением заставили бедного шамана совершать поступки, мягко говоря, странноватые.
Что касается второй книги, то она скучна уже с самого начала. В ней нет конфликта.
Парадокс: при изобилии внешнего напряжения – ни малейшего внутреннего. Герои скучны и одноплановы, действуют от начала до конца в полном соответствии с заложенной программой. Правда, во второй книге автор открытым текстом поднимает довольно серьезные вопросы, но… не успевает он эти самые вопросы обострить, заставить персонажей хоть что-то понять, как тут же все разрешается вполне чудесным образом. Настолько чудесным, что это уже напоминает бога из машины.
Резюме: на мой вкус, идея гораздо лучше исполнения.
Mihey, 27 августа 2009 г.
На мой взгляд, это одно из лучших произведений Перумова. Характерная для него эпичность не лезет из каждой строчки и не раздражает взгляд, много интересных деталей, редкий антураж каменного века весьма притягателен. Очень органичный мир!
Yazewa, 13 февраля 2009 г.
Считаю этот цикл удачным более засчет второго произведения. Как отмечала я уже в соответствующем отзыве, оно динамичнее по сюжету, удачнее в образах героев и умнее в поставленных вопросах.
Читаются романы легко, захватывающе, написаны атмосферно и потому «картинка» во время чтения очень яркая. Я абсолютно согласна, что романы потенциально очень кинематографичны. Замечателно и мастерство всех описаний: настолько подробно и натурально описывается масса деталей любого действа, будь то сцена охоты, камлания, врачевания ран или народного праздника, что в голову не приходит усомниься в реальности описываемого.
Считаю, что это пример очень хорошей, настоящей литературы!
Alexandre, 20 января 2009 г.
Очень убедительные и достоверные книги. Написано хорошо, мелкие погрешности надо с лупой выискивать, и они не портят впечатления. Не замечаю, как glupec чего-нибудь удавшегося «хуже» — по-моему все удалось как нельзя лучше. Насколько я знаю литературу о каменном веке — «Борьба за огонь», «Листы каменной книги», «Когда человека еще не было» — авторы в своем произведении не отступили от канонов, но и не плелись в хвосте предшественников.
Возможно кому-то такие книги не по душе — ну, так пусть не читают, что ж тут поделаешь. Лично мне понравилось очень, перечитывал много раз.
kkk72, 14 июля 2008 г.
Цикл, который произвел на меня очень хорошее впечатление. В первом романе удачно соединили свои усилия два, казалось бы, совсем разных автора, но и второй роман, написанный Логиновым самостоятельно, ничуть не уступает первому.
Во-первых, заинтересовала и понравилась сама идея. Еще в далеком детстве я читал, например романы Рони-старшего или «Каменный мост» Уткина, посвященные каменному веку, и читал с большим удовольствием. Возвращение к этому периоду получилось не менее удачным. Мир далекого прошлого описан, может быть не безупречно с точки зрения исторической науки, зато очень живо и увлекательно. Авторы удачно соединили и диковинных животных и обычаи наших далеких предков и напряженную борьбу за выживание между разными племенами. Удачно в романы вписались сказочно-мифические персонажи, ожившие самым неожиданным образом.
Понравились и запомнились герои цикла — и мудрый Ромар, и храбрый Таши и многие другие. И даже сумасшедший мангас, сын Йоги, описан очень убедительно.
Отдельно хочу похвалить удачные описания природы, фигурирующие в обоих романах. Ты словно вместе с героями то стоишь на берегу Великой реки, то пробираешься в пылающей полупустыне, то скитаешься по северной тундре.
Вообще романы очень кинематографичны. Очень запоминаются описания сражений с чужими, буйство разгневанного властелина стихий, пещера старых колдунов и многие другие эпизоды.
Очень хороша, интересна и реалистична приключенческая составляющая романов цикла. Но при этом романы поднимают и весьма серьезные проблемы. Чего стоит только вопрос о соотношении интересов своего народа и всех разумных рас, который является ключевым в «Черном смерче«! Читаются оба романа очень легко. Рекомендую обратить на них внимание.
glupec, 23 июля 2008 г.
Не лучший цикл — что для Перумова, что для Логинова. Первый в ту пору был ещё мастером эпика («Гибель богов», «Земля без радости» — масштабнейшие сражения, искусно переплетённые интриги...), поэтому странствия маленького отряда ему удаются значительно хуже; ИМХО — видно, что «не его стихия».
Что до Логинова — он знает своё дело, когда пишет социальную (точнее говоря — социально-философскую) фантастику. Если он маскирует её под фэнтези («Многорукий бог далайна») — получается тоже неплохо. А вот если он пишет «чистое фэнтези»... В общем, печален итог: «аппарат принадлежал к категории тех, которые не летают» — роман навевал скуку и вызывал вопрос «А причём тут я?!» (имея в виду сольный роман СЛ из этого цикла).
Кстати сказать, на каменный век это всё мало похоже... но об этом подробнее — в моём отзыве на «Чёрную кровь».
vitamin, 10 июля 2007 г.
Попытка создания нового направления действительно убедительна, но вот почему-то сами авторы забросили эту идею и подхватить ее тоже никто не спешит.