Юрий Брайдер, Николай Чадович «Телепатическое ружьё»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Приключенческое | Сатирическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Марсе ощущается нехватка воды. Каждые полгода происходит таяние полярных шапок и начинаются вооружённые конфликты из-за воды, в которых марсиане почти истребили друг друга и начали прибегать к импорту вооружённых сил с других планет. Вербовку осуществляют специальные агенты. Так Иван очутился на Марсе, среди других инопланетян.
Впервые опубликовано в журнале «Рабочая смена» (Минск) 1987 г. № 1.
Входит в:
— сборник «Посёлок на краю Галактики», 1989 г.
— антологию «Листья времени», 1990 г.
— антологию «Нимб дракона», 1992 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1987 // Малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 16 февраля 2022 г.
В каком-то смысле эту повесть Брайдера и Чадовича можно отнести к разряду фантастики про «попаданцев», только под этим термином мы привыкли понимать тонны мартисьюшной околофэнтезийной прозы, где очередной «избранный» ботаник получает набор читерских способностей, принцессу и полцарства впридачу. Здесь же всё наоборот — главный герой попадает не в сказку, а на бесплодный Марс, против своей воли оказавшись в рядах армии, где от призыва откосить не так то просто. Естественно главным его желанием сразу же становится возвращение домой, любой ценой, а про это приключение — забыть и не вспоминать, как о страшном сне. Даже сама процедура переноса героя в другой мир (на Марс в данном случае) авторами описана очень нелицеприятно, чтобы переместиться туда, нужно умереть здесь.
Однако, ввиду небольшого объема, да и отсутствия у авторов намерения как такового, приключений в этой повести почти что и нету, всё действо больше смахивает на антивоенную сатиру. Если представить, что можно было бы смешать «Абсолютное оружие» Шекли, «Стальная крыса идет в армию» Гаррисона и (внезапно) фанфик М. Ахманова «Конан и небесная секира», то результатом такого микса вполне могло бы стать «Телепатическое ружье» Брайдера и Чадовича. Война, как известно, никогда не меняется, и что на Земле, что на Марсе столкновения происходят по неведомой воле неких вышестоящих сил, делящих ценные ресурсы, а таскать каштаны из огня вынуждены обыкновенные бедолаги, понятия не имеющие что они таскают эти самые «каштаны» и зачем им всё это вообще.
Главной же фишкой произведения является заявленное в названии телепатическое ружье, древний марсианский артефакт, неведомо как оказавшийся на казарменном складе в числе прочего хлама, выдаваемого местным сержантом за настоящее оружие. Ружьишко обладает всеми признаками искусственного интеллекта, может вести диалог со своим обладателем, гневаться, обижаться и даже влюбляться, но в плане боевой мощи — опаснее атомной бомбы. Зачем такому ружью нужен солдат, вот какой вопрос возникает, ведь достаточно приделать ему колесики и снять блок, как оно самостоятельно может обратить в бегство практически любую армию. Изобретение сумрачного гения, несомненно, вот бы его энергию, да в мирное русло, но что имеем, то имеем...
Каких-то запоминающихся персонажей в повести нет. Главный герой — обычный земной парнишка, сержант (тоже совершенно земной) — таких в любой воинской части по рублю за пучок. Прочие же рекруты — инопланетяне всех форм и подвидов, свезенные на Марс со всех частей Галактики. Больше чем на массовку они не тянут, хотя массовка и получилась красочная, что добавляет произведению легкий комиксовый флёр. Взяв на прицел жанр военной сатиры, авторы могли вставить в сюжет массу армейских баек и приколов, тогда получилось бы что-то типа фильма «ДМБ» от жанра фантастики, но «не склалось». Единственным элементом околоармейского фольклора здесь стал туалет типа «сортир», который, как известно, положено драить не для чистоты, а чтобы «дух» задолбался.
Общий антураж разрухи не только в головах, но и в помянутых выше сортирах вполне соответствует духу времени — эпохе перестройки. Вместо цветущих на Красной планете яблонь, которые были обещаны советским гражданам, воздвигли привычное дощатое сооружение для отправления естественных нужд, да и в остальном — всё то же, что у нас, то бишь на Земле — голодно, холодно, к тому же иногда ещё и блохи кусают. Но облик светлого будущего в конце туннеля, читай в финале повести, все же неярко маячит, ведь куда без надежды, без надежды человек — дрянь, а не человек. Жалко только «птичку», сиречь ружье, которое по природе своей не только птичку, но и любую другую мишень бы не пожалело, таким уж уродилось, точнее было сотворено неким безвестным изобретателем.
olpo70, 10 августа 2017 г.
Ранее произведение одних из самыж мною любимых писателей-фантастов. И на мой взгляд в этом рассказе уже виден легко узнаваемый стиль этих авторов. Конечно рассказ немного не совершенен. Есть бросающееся в глаза несоответствие. Если все умерли и войны нет, то кто ведет призыв? Но не смотря на это читать все равно интересно. И главная мысль или идея авторов о телепатическом оружии всетаки до читателя донесена.
БорЧ, 9 июня 2013 г.
Какое-то странное у меня сложилось впечатление, что, не смотря на занимательность сюжета и живость языка, это некая «фантастика ради самой фантастики» — тут фантастический сюжет; фантастические действующие (если их можно так назвать) лица; фантастические обстоятельства... И совершенно фантастическое отсутствие понимание мной смысла всего этого повествования (((
Что это? Антимилитаристской направленности «приключюха»? Да, но изложение столь сюжетно фантастично, что эта направленность как-то уже и не воспринимается. А сами приключения столь нереальны (если можно так сказать про фантастику вообще), что уже воспринимаются не как «приключения», а как некий набор телодвижений героя. Так что в целом (по крайней мере для меня) получился занимательно изложенный фантастический сумбур с туманной концовкой и неясной целью приключенческого повествования.
Или, может быть, я просто слишком много ждал от рассказа, давшего название всей книги? Или своим сюжетом рассказ невольно сравнивался с вершинами творчества Шекли и Азимова?
god54, 6 сентября 2009 г.
Еще одна версия об абсолютном оружии. Только здесь додумались и всё-таки вставили ограничитель, чтобы не ушло из-под контроля. Жаль, что герой его сломал... А разве его можно сломать... Если оно телепатическое?...